Любовь
Контрольная работа по педагогике дошкольников тема: «Дошкольные учреждения на Западе» 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
1 ЧАСТЬ.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3,
1. Сравнительный анализ и особенности дошкольных образовательных
учреждений на Западе 4,
2. Дошкольное образование во Франции 7,
3. Система дошкольного образования в Финляндии 9,
4. Система дошкольного образования в Австрии 12,
5. Дошкольное образование в Великобритании 13,
ВВЕДЕНИЕ
Внимание общественности всегда было приковано к организации дей-ственных и эффективных дошкольных систем образования.
Публикация «Контрольная работа по педагогике дошкольников тема: „Дошкольные учреждения на Западе“ 1 часть» размещена в разделах
Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования для своих детей.
Дошкольное образование – первый уровень общего образования.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В России образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Именно поэтому дошкольное образование за рубежом подчеркивает необходимость создания оптимальных условий для того, чтобы каждый ребенок мог уже с детства раскрыть потенциал и определить те направления, в которых он может достичь наибольших успехов.
Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки инди-видуализации и положительной социализации детей.
Цель данной работы – рассмотреть особенности дошкольных образовательных учреждений на Западе.
1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ЗАПАДЕ
Наибольший педагогический потенциал имеется в ДОУ стран с богатой историей и традициями. Проанализируем несколько стран и систем дошкольного образования в них:
Очень развита дошкольная образовательная система Японии – помимо многочисленных кружков и секций, направленных на выявление талантов и спо-собностей у каждого ребенка, наблюдается серьезное отношение к состоянию здоровья всех детей. В каждом детском саду имеется штат медработников (ку-ратор здоровья, фармацевт, терапевт, а практически все детские сады имеют бассейны, которые можно посещать во время каникул [2].
В Германии дети могут спокойно поступать на обучение в любой садик, без справок и анализов. Не закрывают садики и на карантин – просто предупреждают родителей о вспышке заболеваний. Нет никаких ограничений для детей, которые хотят заниматься друг с другом, вне зависимости от здоровья, возмож-ностей и талантов. Аналогично дошкольное образование в
Дании и практически в полной мере дошкольное образование в Голландии.
В США дети с пороками физического или психического развития находятся в одних группах с обычными детьми. Для таких детей выделяются специалисты-педагоги, которые помогают таким детям справляться с аналогичными ситуациями, которые возникают и у других членов группы.
Одна из самых развитых систем ДОУ в Китае. Особое внимание уделяется зрению детей, выработке эстетического восприятия, создаются отличные условия для физиологического и психического развития. Педагоги формируют истоки культуры и манер у детей, помогают им социализироваться, изучаются культурные особенности страны и её традиции [2].
В Европе – одно из лучших дошкольных образований. Именно в Европе работали многие последователи Марии Монтессори, а также Рудольф Штайнер, Иоганн Песталоцци и другие известные педагоги. Немецкие кантоны уделяют внимание общему развитию детей, другие – подготовке ребенка к последующему обучению в школах.
В Скандинавии закреплено интересное дошкольное образование в Норвегии: особое внимание уделяется коллективизации детей, а также прививанию уважения ко всем окружающим. Все дети много времени проводят на свежем воздухе, вне зависимости от погодных условий.
Дошкольное образование в Латвии направлено на подготовку детей к последующему обучению в школах – учитывается, что ДОУ являются частью общей образовательной системы, поэтому ребенка необходимо должным образом готовить (в психологическом плане и в плане развития) перед поступлением в школу. Дошкольное образование в Венгрии и ряде других восточноевропейских стран практически ничем не отличается по своим особенностям от латвийской системы [4].
Интересно дошкольное образование в Индии – там нет привычных в понимании европейца детских садов. Есть или специальные заведения, где можно оставить детей на целый день, или подготовительные школы, в которых ребенок должен обязательно обучаться перед поступлением в школу. Особое внимание отводится подготовке ребенка перед школой, а также углубление общих знаний.
Дошкольное образование в Мексике во многом схоже с европейской и американской системой – дошкольные учреждения доступны для всех людей, а программа обучения в них является обязательной, поскольку ДОУ являются ча-стью общей системы образования государства [1].
Внимание уделяется личностному развитию детей, а также их социализации и прививании необходимых в дальнейшей жизни коммуникативных навыков. ДОУ в Центральной и Южной Америке практически идентичны (в частности, аналогично мексиканскому дошкольное образование в Бразилии).
Как правило, при выборе дошкольных учреждений родители руководствуются принципом дальнейшего закрепления ребенка в стране и продолжение его обучения в школах и вузах. Иначе говоря, родители выбирают систему образования определенного государства, а первым шагом и являются учреждения дошкольного образования.
Таким образом, наиболее популярными странами являются США, ряд европейских стран и, при необходимости, развитые страны Азии – Китай или Япо-ния. Если родители хотят, чтобы ребенок недорого проходил обучение в евро-пейских ДОУ и при этом имел возможность регулярно отдыхать на море, их выбором может стать дошкольное образование в Болгарии (одно из наиболее дешевых по Европе, или же дошкольное образование в Португалии.
Часто родители делают выбор в пользу дошкольного образования в Турции, поскольку учебно-воспитательная программа мало чем отличается от европейских стран. Особое внимание уделяется музыки, чтению и грамоте, дети постоянно ходят в театры, кино, а воспитатели и педагоги часто проводят тема-тические занятия и костюмированные мероприятия. В Турции нет общеобяза-тельных программ обучения по определенным предметам [3].
В качестве альтернативы предыдущему варианту, родители часто выбирают дошкольное образование в Израиле. Система воспитания детей основывается на определении границ дозволенного и создании приятной, дружеской и теплой атмосферы, в которой проходит обучение и развитие ребенка. Основа воспитания – взаимоуважение и понимание, поэтому в детских садах нет наказаний.
2. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ
Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образовательная система во Франции имеет следующую структуру [6]:
– дошкольное образование (до 6 лет);
– начальное образование (6-11 лет);
– среднее образование (11-18 лет, заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра;
– высшее образование.
Современные французские ясли готовы принимать на воспитание детей, едва достигших трехмесячного возраста.
Детские сады принимают детей с 2 лет (при наличии свободных мест) и до 6 лет.
Образование до начальной школы не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад.
Детские сады часто считают самой большой удачей французской системы образования. Классы хорошо оформлены, дети счастливы. Они обучаются, играя, многим полезным вещам и получают навыки общения [5].
Дети в садах воспитанники делятся на три возрастные группы:
1) В первой группе занимаются самые маленькие дети с 2 до 4 лет, где дети только играют – их занятия представляют собой разнообразные игры;
2) Вторая (средняя) с 4 до 5 лет – помимо игр вводится творческие занятия: дети обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению детей друг с другом.
3) Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к обучению чтению, письму и счету. Самых старших деток учат читать, считать и писать, тем самым подготавливая их к скорому поступлению в школу.
В ДОУ страны есть специальные образовательные программы, по которым работают образовательные учреждения.
Цель и принципы воспитания:
– государственное финансирование обязательного образования
– образование во Франции бесплатно (дети до 16 лет получают учебники бесплатно,
– образование не имеет религиозного содержания,
– образование обязательно для детей от 6 до 16 лет.
Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра (baccalaureat) [7].
Детские сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18-19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают, и дети нуж-даются в присмотре.
Для французских родителей образование – это все. Домашнее воспитание во Франции популярностью не пользуется. Француженки не сидят с детьми дома, они предпочитают работать. Традиция отдавать малыша на воспитание чуть ли не с самого его рождения существует во Франции с давних времен. Детей очень рано отдают в ясли или детские сады.
Во Франции традиционно среда – день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей и занятий. Большинство детских садиков во Франции не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо при-бегать к услугам частной няни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами.
Бабушки и дедушки принимают мало участия в воспитании внуков, привлекать их к этому во Франции не принято. Хотя, иногда они могут помочь.
Кружков для детей во Франции очень много, как и различных ассоциаций, которые занимаются с малышами, и стоит это сравнительно недорого.
3. СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ
Под дошкольным образованием в Финляндии понимается система сплани-рованной и целенаправленной деятельности, направленной на развитие и обучение детей дошкольного возраста. В Финляндии дошкольное образование организовано в муниципальных и частных детских садах, в подготовительных груп-пах, а также в различных муниципальных утренних и дневных кружках.
Главной задачей «дневного ухода за маленькими детьми» (именно в такой формулировке в Финляндии был принят закон о дошкольном воспитании) является поддержка родителей в воспитании ребенка. А основное требование к детскому саду – создание надежных и доброжелательных отношений и разнообраз-ной развивающей среды обучения [6].
Дошкольное образование в Финляндии является необязательным. Охват детей дошкольным образованием нельзя назвать большим. Примерно 60% детей от трех лет до момента поступления в школу посещают дошкольные учре-ждения.
Выбор остается за родителями, однако, когда ребенку исполняется 6 лет, он должен пройти подготовительное обучение на базе детских садов или школ. В Финляндии принят закон, по которому все шестилетние дети имеют право посещать подготовительную к школе группу детского сада или подготовительный класс школы. В течение года ребенка в игровой форме обучают всем необходи-мым знаниям и навыкам, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе [7].
В отличие от среднего и высшего образования, дошкольное воспитание в Финляндии – платное. Родители сами выбирают, куда отдать своего ребенка – в муниципальный, частный или семейный детский садик. Оплата за детский сад везде одинакова и зависит не от престижности дошкольного учреждения, а от доходов семьи.
В детские сады Финляндии принимают детей с 9-ти месячного возраста до 7-8 лет. Когда родитель после декрета решает выйти на работу, то государство, по закону, предоставляет его малышу место в детском саду. Если такого не происходит, муниципальные власти ежемесячно выплачивают из бюджета дополнительные 500 евро семье, лишь бы один из родителей оставался с ребенком дома.
Чаще всего детей отдают в садик на весь день, то есть с 6.30 до 17.00. Но есть варианты посещение садика на неполный день, а иногда всего на пару-тройку часов. Все зависит от того, в какой садик ходит ребенок. В муниципальном саду – самые жесткие правила, в семейном – самые либеральные.
В Финляндии существуют четырехчасовые группы, где с детьми занимаются, играют, гуляют, но не кормят их. Есть детские сады полного дня. Существуют дошкольные учреждения, где можно оставить ребенка на ночь, но их немного – они предназначены для случаев, если родители работают в ночные смены или часто ездят в командировки [4].
Большой популярностью в Финляндии пользуется идея интегрированного воспитания, когда вместе воспитываются больные и здоровые дети, дети разных национальностей и социального происхождения. Однако существуют и специализированные дошкольные учреждения. Одни из них обслуживают детей с недостатками физического, психического, когнитивного и социального развития (в одной группе такого сада может быть, например, 8 детей и 4 воспитателя). Другие имеют ведущий «профиль». Там, например, очень много времени могут уделять занятиям искусству, иностранным языком и даже футболу.
На каждого воспитателя детского сада, по закону, приходится по 4 ребенка. Картина, когда на улице играет 20 детей, а между ними гуляет 3-4 воспитателя – привычное дело. В 6-летней возрасте дошколят бесплатно готовят к школе.
В каждой группе может быть от 12 до 21 ребенка, в зависимости от возраста. Считается, что каждый ребенок младше трех лет «занимает» два места, так как требует двойного внимания.
Если дети не достигли трехлетнего возраста, с ними работают один или два воспитателя и три няни. Если все дети старше четырех лет, желательно, чтобы в группе было два воспитателя и один помощник. Если группа работает меньше 5 часов в день, в ней должен быть один воспитатель и одна няня. Заболевших воспитателей заменяет няня или специально приглашаемый внештатный воспитатель. Должностей врача, медсестры, музыкального работника, логопеда нет. Регулярно проводятся только осмотры у зубного врача.
Единственным критерием отбора персонала является полученное образование (высшее – у воспитателей, среднее специальное – у помощников воспитателей). Специальное обучение в колледжах и университетах продолжается три или четыре года. Помощник воспитателя учится 2,5 года. Работники дошкольных учреждений должны повышать свою квалификацию минимум каждые пять лет; в бюджете на это выделены средства. Во время обучения воспитатели знакомятся не только с теорией ухода за детьми и их обучения, но и с новейшими исследованиями и практикой их использования [2].
Детский сад открыт обычно с 6.30 или 7.00 до 17.00 или 18.00; ранние приходы и задержки обговариваются между членами коллектива (выпадают несколько раз в год каждому). Все взрослые работают в три смены, по очереди приходя в свою группу к 7.30, 8.00 или 10.00. Этот график позволяет одновременно находиться в группе в наиболее ответственную часть дня всем взрослым сразу. Существует также тенденция к увеличению количества взрослых в группе за счет перераспределения обязанностей: персонал, занимающий ставки заведующего, уборщицы и т. д., должен больше работать с детьми. Рабочий день воспитателя равен семи часам, а помощника воспитателя – восьми (он, как правило, приходит в среднюю смену).
Еще одно своеобразие финской системы дошкольного образования связано с погодой. «Не бывает плохой погоды – бывает неподходящая одежда», гласит девиз детсадов. А это значит, что финские дети гуляют на улице даже в непогоду: будь то приливной дождь или мороз.
4. СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АВСТРИИ
К учреждениям дошкольного образования в Австрии относятся детские ясли, их дети начинают посещать с трех летнего возраста и детские сады для детей до шести лет. Как и школы, они могут быть государственными либо частными. Их посещение является платным и необязательным.
Дошкольные учреждения образование не входят в систему образования Австрии, здесь не обучают чтению и грамоте [7].
Маленькие австрийцы идут в школу в шесть лет и учатся до пятнадцати.
Программы дошкольных учреждений ориентированы на дальнейшее образование.
Частные дошкольные учреждения могут вполне служить альтернативой государственным.
В их числе есть международные школы, в которых могут учиться вместе австрийские и иностранные дети.
В Австрии среди дошкольных образовательных учреждений очень популярны «Вальдорфские школы», в основе педагогической концепции которых лежит учение Рудольфа Штайнера о воспитании свободной личности, развития творческих способностей и «пробуждения» природных задатков ребенка. Большая роль в программах этих школ отводится эстетическому воспитанию детей [6].
Общественное школьное образование в Австрии бесплатно (включая проезд и учебники) и обязательное.
5. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Великобритания – страна с уникальной культурой и традициями. Английская система образования считается одной из лучших в мире, британские обра-зовательные программы соответствуют самым высоким стандартам.
Дошкольное образование в Великобритании появилось благодаря добровольному движению оказания помощи детям из бедных рабочих семей. В 1816 году Роберт Оуэн открыл первый детский сад для детей служащих своей фабрики в Шотландии. В начале ХХ века по инициативе сестер Макмиллан были открыты детские сады, в которых основное внимание уделялось заботе о здоровье и хорошем питании малышей бедных родителей [4].
В 1988 году в силу вступил Закон «Об образовании», который устанавливал не только образовательные стандарты, но и базовую оценку уровня психического развития детей при приеме в школу. В Англии, Шотландии и Уэльсе обязательное обучение начинается с 5 лет, в Северной Ирландии – с 4 лет. Эти сроки начала обучения являются самыми ранними в Европе.
Дошкольное образование попало в разряд приоритетных направлений лишь в 1996 году, когда был принят закон о системе дошкольного образования. Его целью было «улучшение качества и повышение стандартов образования в детских садах… увеличение финансирования раннего образования».
В рамках предложенной системы устанавливался особый учебный план, выполнение которого являлось условием соответствия дошкольного учреждения требованиям государственной системы образования. Значительное внимание уделялось детям со специальными нуждами и детям, для которых английский – неродной язык. Важно заметить, что не во всех странах существует различие между уходом за ребенком и его обучением, в то время, как и то, и другое в Великобритании признано необходимым. В Соединенном королевстве действуют 25 типов учреждений, оказывающих подобные услуги, поэтому образовательная система здесь разнообразная и неравноценная.
С 1997 года в Англии осуществляется реформа раннего образования. До этого времени подход к раннему обучению и уходу за ребенком не был систематизирован – дошкольное учреждение могло предоставлять любые образовательные программы и услуги. Реформа была направлена на разработку единого образовательного курса для детей 3-4 лет.
Государственное финансирование детский сад получает только после про-хождения государственной аккредитации. Необходимо отметить, что не вся Ве-ликобритания руководствуется одними и теми же стандартами в сфере дошкольного образования. Например, в Шотландии реформы в области раннего образо-вания не связаны с созданием центров ранней поддержки.
Традиционно образование в Великобритании считается направленным на ребенка, а не на образовательный предмет или на учителя. Такой подход обусловлен историей английского образования, на развитие которого оказали влияние Руссо, Фребель, Монтессори, считавшие необходимым развивать индивидуальность детей и защищавшие их самостоятельность [6].
Основные цели дошкольного образования: удовлетворение нужд каждого ребенка, его интересов, уважение к различиям между детьми. При этом предпо-лагается, что ребенок внутренне мотивирован к обучению, любопытен и энергичен по своей природе. Обучение должно проходить преимущественно во время игры, инициированной самим ребенком. Основная задача взрослого сводится не к инструктированию, а к поддержке игры, предоставлению ребенку разнообраз-ного материала для исследования.
В английских детских садах дети продолжительное время занимаются самостоятельно, воспитатель только наблюдает за ними. И лишь 15% времени отводится на групповое обучение под руководством педагога. Оно проходит в небольших подгруппах, в которых собраны дети с одинаковым уровнем развития.
На практике в английских детских садах большее внимание (помимо фактически обязательных занятий по языку и математике) уделяется исследовательской деятельности: играм с водой, песком, подвижным играм. Для сюжетно–ролевых игр у педагогов не остается времени.
Чтобы получить разрешение на работу в детском саду, нужно иметь соответствующую подготовку. Она составляет либо три года основного и один год дополнительного обучения, либо четыре года обучения в разных образовательных структурах. Лишь 20% педагогов имеют статус бакалавра. Помощник педагога или няня должны пройти специальную 15-часовую подготовку.
Несомненным достоинством подготовки специалистов в Великобритании является ее высокую практическую направленность. Более 50% занятий прово-дится на базе дошкольных образовательных учреждений
Плата за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении в Англии одна из самых высоких в Европе. Бесплатным и доступным для всех является лишь временный (несколько часов в день) уход за детьми 3–4 лет.
В учебном плане дошкольного образования в Великобритании делается акцент не только на общем образовании – отдельно выделяются такие навыки ребенка, как умение читать и считать. При этом определены конкретные навыки и умения, которые должны быть у детей 4-5 лет в основных шести сферах развития: личностной, социальной и эмоциональной; коммуникативной; осведомленности; математической; физической; творческой. Дошкольники должны мно-го играть, однако цели, поставленные в области литературы и математики, столь высоки, что на игру просто не остается времени. Например, если говорить о грамотности, то дети пятилетнего возраста должны уметь [7]:
определять начальные и конечные звуки слов;
различать звуки и буквы;
называть все буквы алфавита;
читать простые слова и предложения;
записывать свое имя;
использовать знание фонетики для написания обычных слов.