Контрольная работа по педагогике дошкольников тема: «Дошкольные учреждения на Западе» 1 часть

Любовь
Контрольная работа по педагогике дошкольников тема: «Дошкольные учреждения на Западе» 1 часть

1 ЧАСТЬ.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3,

1. Сравнительный анализ и особенности дошкольных образовательных

учреждений на Западе 4,

2. Дошкольное образование во Франции 7,

3. Система дошкольного образования в Финляндии 9,

4. Система дошкольного образования в Австрии 12,

5. Дошкольное образование в Великобритании 13,

ВВЕДЕНИЕ

Внимание общественности всегда было приковано к организации дей-ственных и эффективных дошкольных систем образования.

Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования для своих детей.

Дошкольное образование – первый уровень общего образования.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

В России образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Именно поэтому дошкольное образование за рубежом подчеркивает необходимость создания оптимальных условий для того, чтобы каждый ребенок мог уже с детства раскрыть потенциал и определить те направления, в которых он может достичь наибольших успехов.

Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки инди-видуализации и положительной социализации детей.

Цель данной работы – рассмотреть особенности дошкольных образовательных учреждений на Западе.

1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ЗАПАДЕ

Наибольший педагогический потенциал имеется в ДОУ стран с богатой историей и традициями. Проанализируем несколько стран и систем дошкольного образования в них:

Очень развита дошкольная образовательная система Японии – помимо многочисленных кружков и секций, направленных на выявление талантов и спо-собностей у каждого ребенка, наблюдается серьезное отношение к состоянию здоровья всех детей. В каждом детском саду имеется штат медработников (ку-ратор здоровья, фармацевт, терапевт, а практически все детские сады имеют бассейны, которые можно посещать во время каникул [2].

В Германии дети могут спокойно поступать на обучение в любой садик, без справок и анализов. Не закрывают садики и на карантин – просто предупреждают родителей о вспышке заболеваний. Нет никаких ограничений для детей, которые хотят заниматься друг с другом, вне зависимости от здоровья, возмож-ностей и талантов. Аналогично дошкольное образование в

Дании и практически в полной мере дошкольное образование в Голландии.

В США дети с пороками физического или психического развития находятся в одних группах с обычными детьми. Для таких детей выделяются специалисты-педагоги, которые помогают таким детям справляться с аналогичными ситуациями, которые возникают и у других членов группы.

Одна из самых развитых систем ДОУ в Китае. Особое внимание уделяется зрению детей, выработке эстетического восприятия, создаются отличные условия для физиологического и психического развития. Педагоги формируют истоки культуры и манер у детей, помогают им социализироваться, изучаются культурные особенности страны и её традиции [2].

В Европе – одно из лучших дошкольных образований. Именно в Европе работали многие последователи Марии Монтессори, а также Рудольф Штайнер, Иоганн Песталоцци и другие известные педагоги. Немецкие кантоны уделяют внимание общему развитию детей, другие – подготовке ребенка к последующему обучению в школах.

В Скандинавии закреплено интересное дошкольное образование в Норвегии: особое внимание уделяется коллективизации детей, а также прививанию уважения ко всем окружающим. Все дети много времени проводят на свежем воздухе, вне зависимости от погодных условий.

Дошкольное образование в Латвии направлено на подготовку детей к последующему обучению в школах – учитывается, что ДОУ являются частью общей образовательной системы, поэтому ребенка необходимо должным образом готовить (в психологическом плане и в плане развития) перед поступлением в школу. Дошкольное образование в Венгрии и ряде других восточноевропейских стран практически ничем не отличается по своим особенностям от латвийской системы [4].

Интересно дошкольное образование в Индии – там нет привычных в понимании европейца детских садов. Есть или специальные заведения, где можно оставить детей на целый день, или подготовительные школы, в которых ребенок должен обязательно обучаться перед поступлением в школу. Особое внимание отводится подготовке ребенка перед школой, а также углубление общих знаний.

Дошкольное образование в Мексике во многом схоже с европейской и американской системой – дошкольные учреждения доступны для всех людей, а программа обучения в них является обязательной, поскольку ДОУ являются ча-стью общей системы образования государства [1].

Внимание уделяется личностному развитию детей, а также их социализации и прививании необходимых в дальнейшей жизни коммуникативных навыков. ДОУ в Центральной и Южной Америке практически идентичны (в частности, аналогично мексиканскому дошкольное образование в Бразилии).

Как правило, при выборе дошкольных учреждений родители руководствуются принципом дальнейшего закрепления ребенка в стране и продолжение его обучения в школах и вузах. Иначе говоря, родители выбирают систему образования определенного государства, а первым шагом и являются учреждения дошкольного образования.

Таким образом, наиболее популярными странами являются США, ряд европейских стран и, при необходимости, развитые страны Азии – Китай или Япо-ния. Если родители хотят, чтобы ребенок недорого проходил обучение в евро-пейских ДОУ и при этом имел возможность регулярно отдыхать на море, их выбором может стать дошкольное образование в Болгарии (одно из наиболее дешевых по Европе, или же дошкольное образование в Португалии.

Часто родители делают выбор в пользу дошкольного образования в Турции, поскольку учебно-воспитательная программа мало чем отличается от европейских стран. Особое внимание уделяется музыки, чтению и грамоте, дети постоянно ходят в театры, кино, а воспитатели и педагоги часто проводят тема-тические занятия и костюмированные мероприятия. В Турции нет общеобяза-тельных программ обучения по определенным предметам [3].

В качестве альтернативы предыдущему варианту, родители часто выбирают дошкольное образование в Израиле. Система воспитания детей основывается на определении границ дозволенного и создании приятной, дружеской и теплой атмосферы, в которой проходит обучение и развитие ребенка. Основа воспитания – взаимоуважение и понимание, поэтому в детских садах нет наказаний.

2. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ

Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образовательная система во Франции имеет следующую структуру [6]:

– дошкольное образование (до 6 лет);

– начальное образование (6-11 лет);

– среднее образование (11-18 лет, заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра;

– высшее образование.

Современные французские ясли готовы принимать на воспитание детей, едва достигших трехмесячного возраста.

Детские сады принимают детей с 2 лет (при наличии свободных мест) и до 6 лет.

Образование до начальной школы не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад.

Детские сады часто считают самой большой удачей французской системы образования. Классы хорошо оформлены, дети счастливы. Они обучаются, играя, многим полезным вещам и получают навыки общения [5].

Дети в садах воспитанники делятся на три возрастные группы:

1) В первой группе занимаются самые маленькие дети с 2 до 4 лет, где дети только играют – их занятия представляют собой разнообразные игры;

2) Вторая (средняя) с 4 до 5 лет – помимо игр вводится творческие занятия: дети обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению детей друг с другом.

3) Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к обучению чтению, письму и счету. Самых старших деток учат читать, считать и писать, тем самым подготавливая их к скорому поступлению в школу.

В ДОУ страны есть специальные образовательные программы, по которым работают образовательные учреждения.

Цель и принципы воспитания:

– государственное финансирование обязательного образования

– образование во Франции бесплатно (дети до 16 лет получают учебники бесплатно,

– образование не имеет религиозного содержания,

– образование обязательно для детей от 6 до 16 лет.

Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра (baccalaureat) [7].

Детские сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18-19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают, и дети нуж-даются в присмотре.

Для французских родителей образование – это все. Домашнее воспитание во Франции популярностью не пользуется. Француженки не сидят с детьми дома, они предпочитают работать. Традиция отдавать малыша на воспитание чуть ли не с самого его рождения существует во Франции с давних времен. Детей очень рано отдают в ясли или детские сады.

Во Франции традиционно среда – день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей и занятий. Большинство детских садиков во Франции не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо при-бегать к услугам частной няни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами.

Бабушки и дедушки принимают мало участия в воспитании внуков, привлекать их к этому во Франции не принято. Хотя, иногда они могут помочь.

Кружков для детей во Франции очень много, как и различных ассоциаций, которые занимаются с малышами, и стоит это сравнительно недорого.

3. СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ

Под дошкольным образованием в Финляндии понимается система сплани-рованной и целенаправленной деятельности, направленной на развитие и обучение детей дошкольного возраста. В Финляндии дошкольное образование организовано в муниципальных и частных детских садах, в подготовительных груп-пах, а также в различных муниципальных утренних и дневных кружках.

Главной задачей «дневного ухода за маленькими детьми» (именно в такой формулировке в Финляндии был принят закон о дошкольном воспитании) является поддержка родителей в воспитании ребенка. А основное требование к детскому саду – создание надежных и доброжелательных отношений и разнообраз-ной развивающей среды обучения [6].

Дошкольное образование в Финляндии является необязательным. Охват детей дошкольным образованием нельзя назвать большим. Примерно 60% детей от трех лет до момента поступления в школу посещают дошкольные учре-ждения.

Выбор остается за родителями, однако, когда ребенку исполняется 6 лет, он должен пройти подготовительное обучение на базе детских садов или школ. В Финляндии принят закон, по которому все шестилетние дети имеют право посещать подготовительную к школе группу детского сада или подготовительный класс школы. В течение года ребенка в игровой форме обучают всем необходи-мым знаниям и навыкам, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе [7].

В отличие от среднего и высшего образования, дошкольное воспитание в Финляндии – платное. Родители сами выбирают, куда отдать своего ребенка – в муниципальный, частный или семейный детский садик. Оплата за детский сад везде одинакова и зависит не от престижности дошкольного учреждения, а от доходов семьи.

В детские сады Финляндии принимают детей с 9-ти месячного возраста до 7-8 лет. Когда родитель после декрета решает выйти на работу, то государство, по закону, предоставляет его малышу место в детском саду. Если такого не происходит, муниципальные власти ежемесячно выплачивают из бюджета дополнительные 500 евро семье, лишь бы один из родителей оставался с ребенком дома.

Чаще всего детей отдают в садик на весь день, то есть с 6.30 до 17.00. Но есть варианты посещение садика на неполный день, а иногда всего на пару-тройку часов. Все зависит от того, в какой садик ходит ребенок. В муниципальном саду – самые жесткие правила, в семейном – самые либеральные.

В Финляндии существуют четырехчасовые группы, где с детьми занимаются, играют, гуляют, но не кормят их. Есть детские сады полного дня. Существуют дошкольные учреждения, где можно оставить ребенка на ночь, но их немного – они предназначены для случаев, если родители работают в ночные смены или часто ездят в командировки [4].

Большой популярностью в Финляндии пользуется идея интегрированного воспитания, когда вместе воспитываются больные и здоровые дети, дети разных национальностей и социального происхождения. Однако существуют и специализированные дошкольные учреждения. Одни из них обслуживают детей с недостатками физического, психического, когнитивного и социального развития (в одной группе такого сада может быть, например, 8 детей и 4 воспитателя). Другие имеют ведущий «профиль». Там, например, очень много времени могут уделять занятиям искусству, иностранным языком и даже футболу.

На каждого воспитателя детского сада, по закону, приходится по 4 ребенка. Картина, когда на улице играет 20 детей, а между ними гуляет 3-4 воспитателя – привычное дело. В 6-летней возрасте дошколят бесплатно готовят к школе.

В каждой группе может быть от 12 до 21 ребенка, в зависимости от возраста. Считается, что каждый ребенок младше трех лет «занимает» два места, так как требует двойного внимания.

Если дети не достигли трехлетнего возраста, с ними работают один или два воспитателя и три няни. Если все дети старше четырех лет, желательно, чтобы в группе было два воспитателя и один помощник. Если группа работает меньше 5 часов в день, в ней должен быть один воспитатель и одна няня. Заболевших воспитателей заменяет няня или специально приглашаемый внештатный воспитатель. Должностей врача, медсестры, музыкального работника, логопеда нет. Регулярно проводятся только осмотры у зубного врача.

Единственным критерием отбора персонала является полученное образование (высшее – у воспитателей, среднее специальное – у помощников воспитателей). Специальное обучение в колледжах и университетах продолжается три или четыре года. Помощник воспитателя учится 2,5 года. Работники дошкольных учреждений должны повышать свою квалификацию минимум каждые пять лет; в бюджете на это выделены средства. Во время обучения воспитатели знакомятся не только с теорией ухода за детьми и их обучения, но и с новейшими исследованиями и практикой их использования [2].

Детский сад открыт обычно с 6.30 или 7.00 до 17.00 или 18.00; ранние приходы и задержки обговариваются между членами коллектива (выпадают несколько раз в год каждому). Все взрослые работают в три смены, по очереди приходя в свою группу к 7.30, 8.00 или 10.00. Этот график позволяет одновременно находиться в группе в наиболее ответственную часть дня всем взрослым сразу. Существует также тенденция к увеличению количества взрослых в группе за счет перераспределения обязанностей: персонал, занимающий ставки заведующего, уборщицы и т. д., должен больше работать с детьми. Рабочий день воспитателя равен семи часам, а помощника воспитателя – восьми (он, как правило, приходит в среднюю смену).

Еще одно своеобразие финской системы дошкольного образования связано с погодой. «Не бывает плохой погоды – бывает неподходящая одежда», гласит девиз детсадов. А это значит, что финские дети гуляют на улице даже в непогоду: будь то приливной дождь или мороз.

4. СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АВСТРИИ

К учреждениям дошкольного образования в Австрии относятся детские ясли, их дети начинают посещать с трех летнего возраста и детские сады для детей до шести лет. Как и школы, они могут быть государственными либо частными. Их посещение является платным и необязательным.

Дошкольные учреждения образование не входят в систему образования Австрии, здесь не обучают чтению и грамоте [7].

Маленькие австрийцы идут в школу в шесть лет и учатся до пятнадцати.

Программы дошкольных учреждений ориентированы на дальнейшее образование.

Частные дошкольные учреждения могут вполне служить альтернативой государственным.

В их числе есть международные школы, в которых могут учиться вместе австрийские и иностранные дети.

В Австрии среди дошкольных образовательных учреждений очень популярны «Вальдорфские школы», в основе педагогической концепции которых лежит учение Рудольфа Штайнера о воспитании свободной личности, развития творческих способностей и «пробуждения» природных задатков ребенка. Большая роль в программах этих школ отводится эстетическому воспитанию детей [6].

Общественное школьное образование в Австрии бесплатно (включая проезд и учебники) и обязательное.

5. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Великобритания – страна с уникальной культурой и традициями. Английская система образования считается одной из лучших в мире, британские обра-зовательные программы соответствуют самым высоким стандартам.

Дошкольное образование в Великобритании появилось благодаря добровольному движению оказания помощи детям из бедных рабочих семей. В 1816 году Роберт Оуэн открыл первый детский сад для детей служащих своей фабрики в Шотландии. В начале ХХ века по инициативе сестер Макмиллан были открыты детские сады, в которых основное внимание уделялось заботе о здоровье и хорошем питании малышей бедных родителей [4].

В 1988 году в силу вступил Закон «Об образовании», который устанавливал не только образовательные стандарты, но и базовую оценку уровня психического развития детей при приеме в школу. В Англии, Шотландии и Уэльсе обязательное обучение начинается с 5 лет, в Северной Ирландии – с 4 лет. Эти сроки начала обучения являются самыми ранними в Европе.

Дошкольное образование попало в разряд приоритетных направлений лишь в 1996 году, когда был принят закон о системе дошкольного образования. Его целью было «улучшение качества и повышение стандартов образования в детских садах… увеличение финансирования раннего образования».

В рамках предложенной системы устанавливался особый учебный план, выполнение которого являлось условием соответствия дошкольного учреждения требованиям государственной системы образования. Значительное внимание уделялось детям со специальными нуждами и детям, для которых английский – неродной язык. Важно заметить, что не во всех странах существует различие между уходом за ребенком и его обучением, в то время, как и то, и другое в Великобритании признано необходимым. В Соединенном королевстве действуют 25 типов учреждений, оказывающих подобные услуги, поэтому образовательная система здесь разнообразная и неравноценная.

С 1997 года в Англии осуществляется реформа раннего образования. До этого времени подход к раннему обучению и уходу за ребенком не был систематизирован – дошкольное учреждение могло предоставлять любые образовательные программы и услуги. Реформа была направлена на разработку единого образовательного курса для детей 3-4 лет.

Государственное финансирование детский сад получает только после про-хождения государственной аккредитации. Необходимо отметить, что не вся Ве-ликобритания руководствуется одними и теми же стандартами в сфере дошкольного образования. Например, в Шотландии реформы в области раннего образо-вания не связаны с созданием центров ранней поддержки.

Традиционно образование в Великобритании считается направленным на ребенка, а не на образовательный предмет или на учителя. Такой подход обусловлен историей английского образования, на развитие которого оказали влияние Руссо, Фребель, Монтессори, считавшие необходимым развивать индивидуальность детей и защищавшие их самостоятельность [6].

Основные цели дошкольного образования: удовлетворение нужд каждого ребенка, его интересов, уважение к различиям между детьми. При этом предпо-лагается, что ребенок внутренне мотивирован к обучению, любопытен и энергичен по своей природе. Обучение должно проходить преимущественно во время игры, инициированной самим ребенком. Основная задача взрослого сводится не к инструктированию, а к поддержке игры, предоставлению ребенку разнообраз-ного материала для исследования.

В английских детских садах дети продолжительное время занимаются самостоятельно, воспитатель только наблюдает за ними. И лишь 15% времени отводится на групповое обучение под руководством педагога. Оно проходит в небольших подгруппах, в которых собраны дети с одинаковым уровнем развития.

На практике в английских детских садах большее внимание (помимо фактически обязательных занятий по языку и математике) уделяется исследовательской деятельности: играм с водой, песком, подвижным играм. Для сюжетно–ролевых игр у педагогов не остается времени.

Чтобы получить разрешение на работу в детском саду, нужно иметь соответствующую подготовку. Она составляет либо три года основного и один год дополнительного обучения, либо четыре года обучения в разных образовательных структурах. Лишь 20% педагогов имеют статус бакалавра. Помощник педагога или няня должны пройти специальную 15-часовую подготовку.

Несомненным достоинством подготовки специалистов в Великобритании является ее высокую практическую направленность. Более 50% занятий прово-дится на базе дошкольных образовательных учреждений

Плата за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении в Англии одна из самых высоких в Европе. Бесплатным и доступным для всех является лишь временный (несколько часов в день) уход за детьми 3–4 лет.

В учебном плане дошкольного образования в Великобритании делается акцент не только на общем образовании – отдельно выделяются такие навыки ребенка, как умение читать и считать. При этом определены конкретные навыки и умения, которые должны быть у детей 4-5 лет в основных шести сферах развития: личностной, социальной и эмоциональной; коммуникативной; осведомленности; математической; физической; творческой. Дошкольники должны мно-го играть, однако цели, поставленные в области литературы и математики, столь высоки, что на игру просто не остается времени. Например, если говорить о грамотности, то дети пятилетнего возраста должны уметь [7]:

определять начальные и конечные звуки слов;

различать звуки и буквы;

называть все буквы алфавита;

читать простые слова и предложения;

записывать свое имя;

использовать знание фонетики для написания обычных слов.

Публикации по теме:

Административная контрольная работа по биологии «Организменный уровень жизни» для 11 класса Спецификация административной контрольной работы учащихся 11 класса по биологии 1. Назначение работы Работа предназначена для проведения.

Физкультурные минутки. Картотека (часть 1). Тема «Осень»Физкультурные минутки. Картотека (часть 1). Тема «Осень» Любая непосредственная образовательная деятельность, которая не связана с движением, является тяжелой нагрузкой на организм ребенка-дошкольника.

Физкультурные минутки. Картотека (часть 2). Тема «Зима-весна!» Уважаемые, коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию 2 часть моей картотеки. Это физкультурные минутки под общей тематикой "Зима-весна!".

Итоговая комплексная контрольная работа. 2 класс Итоговая комплексная контрольная работа 2 класс Поющая у проруби Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу. Когда я вышла.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Контрольная работа по педагогике дошкольников тема: «Дошкольные учреждения на Западе» 1 часть
Опубликовано: 29 июля 2021 в 22:25
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации»

Праздник «Всероссийский день бега «Кросс нации»» в 2021 году отмечается 25 сентября, в субботу. В нём участвуют все регионы нашей большой страны. Это праздник всех, кто предпочитает активный досуг и...

25 сентября. День портрета Осени на МААМ

Златокудрой красавице-осени посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям, какой бывает осень и научить их составлять ее...


Горячие темочки