Любовь Самкова
Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 1–4 классов.
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 1–4 классов.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Данная программа обеспечивает решение задач ФГОС начального образования, в котором особое внимание уделяется детям начального и среднего звена.
Цель программы: Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления; формировать личность школьника, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность.
Публикация «Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 1–4 классов,» размещена в разделах
Адресат программы: Коррекционно-развивающий материал программ рассчитан на учащихся 1-4 классов массовой общеобразовательной школы, имеющих различные нарушения в развитии устной и письменной речи.
Задачи.
Образовательные:
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:
- узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;
- осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
- отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;
- принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
- варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи;
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
3. Формирование связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Развивающие:
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению; — навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т. д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Воспитательные:
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т. е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т. п.);
— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Направлением работы логопеда является: своевременное выявление и предупреждение нарушений устной и письменной речи школьников, устранение её нарушений.
В приюте встречаются дети с ограниченными возможностями со следующими нарушениями устной речи: дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи (OHP III уровня, нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР); письменной речи: дисграфия (нарушения письменной речи, дислексия (нарушение чтения)
Цель программы: Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления; формировать личность школьника, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность.
Адресат программы: Коррекционно-развивающий материал
программ рассчитан на учащихся ] -4 классов массовой общеобразовательной школы, имеющих различные нарушения в развитии устной и письменной речи.
Формы работы. Занятия с учащимися, зачисленными в ГКУСО МО «Дмитровский СПДИП «Дом доверия» проводятся индивидуальные и групповые». Периодичность коррекционных занятий 1-2 раза в неделю на протяжении пребывания в приюте, индивидуального - 25 минут Периодичность, протяженность занятий, определяется тяжестью нарушения речевого развития.
.
«Коррекции артикуляторно-акустической дисграфи».
Период обучения составляет 42-84часа (1-2 раза в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).
Информационная справка об особенностях реализации тематического плана:
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) 1 год
Год обучения (первый, второй и т. д.) первый
Возраст детей 8-11 лет
Количество детей в группе в текущем году 10 чел.
Количество часов в неделю 2
Общее количество часов в год 42-84
Тематический план
на 2017 год
№ Раздел, тема Количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
Всего часов
1-2.
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия 1 5 6
3. Звуки 1 2 3
4. Гласные и согласные звуки 1 2 3
5 Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е. - 1 1 2
6 Дифференциация гласных У-Ю 1 1 2
7. Дифференциация гласных О-Ё 1 2 3
8. Дифференциация гласных Ы-И 1 2 3
9. Дифференциация гласных Э-Е 1 1 2
10 Мягкий знак 1 2 3
11. Звонкие и глухие согласные 1 2 3
12. Звуки [Б-Б'],[П-Пь] 1 3 4
13. Звуки [В-В'], [Ф-Ф'] 1 2 3
14. Звуки [Г-Г’],[ К-К'], [Х-Х'] 1 2 3
15. Звуки [Д-Д'], [Т-Т'] 1 3 4
16. Звуки [3-3'], [С С] 1 3 4
17. Звуки [Ж-Ш] 1 3 4
18. Лабиализованные гласные. Звуки [О-У] 1 3 4
19. Лабиализованные гласные. Буквы Ё-Ю 1 1 2
20. Дифференциация со-норов. Звуки [Р-Р'-Л-Л'] 1 1 2
21. Звуки [Л-Л']-[И] 1 1 2
22. Дифференциация свистящих и шипящих звуков 1 2 2
23. Звуки [С-С’], [Ш] 1 1 2
24. Звуки [3-3'],[ Ж] 1 1 2
25. Звуки[ С-С’], [Ц] 1 1 2
26. Звуки [ТС-Ц] 1 1 2
27. Звуки [Ч-Щ] 1 1 2
28. Звуки [Ч-ТЬ] 1 1 2
29. Звуки [Ч-Ш] 1 1 2
30. Звуки [Ч-Ц] 1 1 2
31. Развитие связной речи 1 3 4
ИТОГО…часов 34 50 84
Календарно-тематическое планирование по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии для детей 8-10 лет, уч-ся начальной школы.
№ Тема занятия Содержание работы Кол-во часов Дата проведения
1-2
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия
Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления
6
3 Звуки
Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков 3
4 Гласные и согласные звуки Гласные и согласные звуки. ДДДифференциация гласных и согласных зв. зву Знакомство с символами и «опорами» для обо обозначения звуков на письме 3
5 Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е. - Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме 2
6 Дифференциация гласных У-Ю Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте 2
7 Дифференциация гласных О-Ё Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте 3
8 Дифференциация гласных Ы-И Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте 3
9 Дифференциация гласных Э-Е Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте 2
10 Мягкий знак Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется Ь. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация Ь в функции смягчения и разделения 3
11 Звонкие и глухие согласные Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, и глухими согласными. анализа и синтеза 3
12 Звуки [Б]-[Б]',[П]-[Пь] Звуки [Б]-[Б'], [П]-[П']. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 4
13 Звуки[ В]-[В]', [Ф]-[Ф'] Звуки [В]-В]',[ Ф]-[Ф']. Дифференциация звуков В-В', Ф-Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 3
14 Звуки [Г]-[Г], [К]-[К'], [Х]-[Х'] Звуки [Г-Г'], [К-К'], [Х-Х']. Дифференциация звуков [Г-Г]',[ К-К'], [Х-Х'] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 3
15 Звуки[ Д-Д]', [Т-Т]' Звуки[ Д-Д]',[ Т-Т"]. Дифференциация звуков[ Д-Д]', [Т-Т'] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимамн. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 4
16 Звуки [3-3'],[ С С] Звуки[ 3-3'],[ С-С\] Дифференциация звуков [3-3'], [С-С] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 4
17 Звуки [Ж-Ш] Звуки [Ж-Ш]. Дифференциация звуков[ Ж-Ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 4
18 Лабиализованные гласные. Звуки [О-У] Закрепление знаний о гласных звуках[ О-У]. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений 4
19 Лабиализованные гласные. Буквы Ё-Ю Буквы Е-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё-Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквен-ного анализа и синтеза 2
20 Дифференциация со-норов. Звуки [Р-Р]'-[Л-Л]' Звуки [Р-Р]'-[Л-Л']. Дифференциация звуков Р-Р'-Л-Л' в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2
21 Звуки [Л-Л']-[И] Звуки [Л-Л]'-[И]. Дифференциация звуков Л-Л'-Й в слогах, словах, словосо четаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2
22 Дифференциация свистящих и шипящих звуков Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. 2
23 Звуки[ С-С’],[ Ш] Звуки [С-С’], [Ш]. Дифференциация звуков С-С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2
24 Звуки [3-3'],[ Ж] Звуки [3-3'], [Ж]. Дифференциация звуков [3-3'],[ Ж] в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2
25 Звуки[ С-С’], [Ц] Звуки[ С-С’],[ Ц]. Дифференциация звуков [С-С’], Ц в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2
26 Звуки [ТС-Ц] Знакомство со звуками[ ТС-Ц]. Дифференциация звуков [Ц-ТС] в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия 2
27 Звуки [Ч-Щ] Звуки [Ч-Щ]. Дифференциация звуков[ Ч-Щ] изолированно, в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического анализа и синтеза 2
28 Звуки [Ч-ТЬ] Звуки [Ч-ТЬ]. Дифференциация звуков Ч-ТЬ в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2
29 Звуки [Ч-Ш] Звуки [Ч-Ш]. Дифференциация звуков [Ч-Ш] в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок
2
30 Звуки [Ч-Ц] Звуки [Ч-Ц]. Дифференциация звуков [Ч-Ц] в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
2
31 Развитие связной речи В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение
4
Итого 84