Папки-передвижки

Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 1–4 классов.

Любовь Самкова
Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 1–4 классов.

Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 1–4 классов.

Пояснительная записка

Актуальность программы

Данная программа обеспечивает решение задач ФГОС начального образования, в котором особое внимание уделяется детям начального и среднего звена.

Цель программы: Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления; формировать личность школьника, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность.

Публикация «Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 1–4 классов,» размещена в разделах

Адресат программы: Коррекционно-развивающий материал программ рассчитан на учащихся 1-4 классов массовой общеобразовательной школы, имеющих различные нарушения в развитии устной и письменной речи.

Задачи.

Образовательные:

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:

- узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;

- осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

- отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;

- принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;

- варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи;

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

3. Формирование связной речи:

— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

— установление логики (связности, последовательности, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

Развивающие:

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

— устойчивости внимания;

— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

— способности к запоминанию;

— способности к переключению; — навыков и приемов самоконтроля;

— познавательной активности;

— произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т. д.);

— применение знаний в новых ситуациях;

— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Воспитательные:

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т. е. занять позицию ученика);

— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т. п.);

— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

Направлением работы логопеда является: своевременное выявление и предупреждение нарушений устной и письменной речи школьников, устранение её нарушений.

В приюте встречаются дети с ограниченными возможностями со следующими нарушениями устной речи: дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи (OHP III уровня, нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР); письменной речи: дисграфия (нарушения письменной речи, дислексия (нарушение чтения)

Цель программы: Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления; формировать личность школьника, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность.

Адресат программы: Коррекционно-развивающий материал

программ рассчитан на учащихся ] -4 классов массовой общеобразовательной школы, имеющих различные нарушения в развитии устной и письменной речи.

Формы работы. Занятия с учащимися, зачисленными в ГКУСО МО «Дмитровский СПДИП «Дом доверия» проводятся индивидуальные и групповые». Периодичность коррекционных занятий 1-2 раза в неделю на протяжении пребывания в приюте, индивидуального - 25 минут Периодичность, протяженность занятий, определяется тяжестью нарушения речевого развития.

.

«Коррекции артикуляторно-акустической дисграфи».

Период обучения составляет 42-84часа (1-2 раза в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).

Информационная справка об особенностях реализации тематического плана:

Общий срок реализации исходной программы (количество лет) 1 год

Год обучения (первый, второй и т. д.) первый

Возраст детей 8-11 лет

Количество детей в группе в текущем году 10 чел.

Количество часов в неделю 2

Общее количество часов в год 42-84

Тематический план

на 2017 год

№ Раздел, тема Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1-2.

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия 1 5 6

3. Звуки 1 2 3

4. Гласные и согласные звуки 1 2 3

5 Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е. - 1 1 2

6 Дифференциация гласных У-Ю 1 1 2

7. Дифференциация гласных О-Ё 1 2 3

8. Дифференциация гласных Ы-И 1 2 3

9. Дифференциация гласных Э-Е 1 1 2

10 Мягкий знак 1 2 3

11. Звонкие и глухие согласные 1 2 3

12. Звуки [Б-Б'],[П-Пь] 1 3 4

13. Звуки [В-В'], [Ф-Ф'] 1 2 3

14. Звуки [Г-Г’],[ К-К'], [Х-Х'] 1 2 3

15. Звуки [Д-Д'], [Т-Т'] 1 3 4

16. Звуки [3-3'], [С С] 1 3 4

17. Звуки [Ж-Ш] 1 3 4

18. Лабиализованные гласные. Звуки [О-У] 1 3 4

19. Лабиализованные гласные. Буквы Ё-Ю 1 1 2

20. Дифференциация со-норов. Звуки [Р-Р'-Л-Л'] 1 1 2

21. Звуки [Л-Л']-[И] 1 1 2

22. Дифференциация свистящих и шипящих звуков 1 2 2

23. Звуки [С-С’], [Ш] 1 1 2

24. Звуки [3-3'],[ Ж] 1 1 2

25. Звуки[ С-С’], [Ц] 1 1 2

26. Звуки [ТС-Ц] 1 1 2

27. Звуки [Ч-Щ] 1 1 2

28. Звуки [Ч-ТЬ] 1 1 2

29. Звуки [Ч-Ш] 1 1 2

30. Звуки [Ч-Ц] 1 1 2

31. Развитие связной речи 1 3 4

ИТОГО…часов 34 50 84

Календарно-тематическое планирование по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии для детей 8-10 лет, уч-ся начальной школы.

№ Тема занятия Содержание работы Кол-во часов Дата проведения

1-2

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления

6

3 Звуки

Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков 3

4 Гласные и согласные звуки Гласные и согласные звуки. ДДДифференциация гласных и согласных зв. зву Знакомство с символами и «опорами» для обо обозначения звуков на письме 3

5 Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е. - Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме 2

6 Дифференциация гласных У-Ю Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте 2

7 Дифференциация гласных О-Ё Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте 3

8 Дифференциация гласных Ы-И Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте 3

9 Дифференциация гласных Э-Е Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте 2

10 Мягкий знак Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется Ь. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация Ь в функции смягчения и разделения 3

11 Звонкие и глухие согласные Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, и глухими согласными. анализа и синтеза 3

12 Звуки [Б]-[Б]',[П]-[Пь] Звуки [Б]-[Б'], [П]-[П']. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 4

13 Звуки[ В]-[В]', [Ф]-[Ф'] Звуки [В]-В]',[ Ф]-[Ф']. Дифференциация звуков В-В', Ф-Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 3

14 Звуки [Г]-[Г], [К]-[К'], [Х]-[Х'] Звуки [Г-Г'], [К-К'], [Х-Х']. Дифференциация звуков [Г-Г]',[ К-К'], [Х-Х'] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 3

15 Звуки[ Д-Д]', [Т-Т]' Звуки[ Д-Д]',[ Т-Т"]. Дифференциация звуков[ Д-Д]', [Т-Т'] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимамн. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 4

16 Звуки [3-3'],[ С С] Звуки[ 3-3'],[ С-С\] Дифференциация звуков [3-3'], [С-С] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 4

17 Звуки [Ж-Ш] Звуки [Ж-Ш]. Дифференциация звуков[ Ж-Ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 4

18 Лабиализованные гласные. Звуки [О-У] Закрепление знаний о гласных звуках[ О-У]. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений 4

19 Лабиализованные гласные. Буквы Ё-Ю Буквы Е-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё-Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквен-ного анализа и синтеза 2

20 Дифференциация со-норов. Звуки [Р-Р]'-[Л-Л]' Звуки [Р-Р]'-[Л-Л']. Дифференциация звуков Р-Р'-Л-Л' в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2

21 Звуки [Л-Л']-[И] Звуки [Л-Л]'-[И]. Дифференциация звуков Л-Л'-Й в слогах, словах, словосо четаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2

22 Дифференциация свистящих и шипящих звуков Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. 2

23 Звуки[ С-С’],[ Ш] Звуки [С-С’], [Ш]. Дифференциация звуков С-С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2

24 Звуки [3-3'],[ Ж] Звуки [3-3'], [Ж]. Дифференциация звуков [3-3'],[ Ж] в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2

25 Звуки[ С-С’], [Ц] Звуки[ С-С’],[ Ц]. Дифференциация звуков [С-С’], Ц в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2

26 Звуки [ТС-Ц] Знакомство со звуками[ ТС-Ц]. Дифференциация звуков [Ц-ТС] в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия 2

27 Звуки [Ч-Щ] Звуки [Ч-Щ]. Дифференциация звуков[ Ч-Щ] изолированно, в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического анализа и синтеза 2

28 Звуки [Ч-ТЬ] Звуки [Ч-ТЬ]. Дифференциация звуков Ч-ТЬ в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2

29 Звуки [Ч-Ш] Звуки [Ч-Ш]. Дифференциация звуков [Ч-Ш] в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок

2

30 Звуки [Ч-Ц] Звуки [Ч-Ц]. Дифференциация звуков [Ч-Ц] в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

2

31 Развитие связной речи В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение

4

Итого 84

Публикации по теме:

Обучение учащихся 1 классов математическим задачам Роль задач на начальном этапе обучения. В процессе решения задач формируются основные математические понятия курса математики начальных.

«Фестиваль языков». Сценарий праздника для учащихся 8–10 классов«Фестиваль языков». Сценарий праздника для учащихся 8–10 классов едущий 1: Добрый день дорогие друзья! Ведущий 2: Good afternoon dear friends! Ведущий 1: На татарском Ведущий 2: Guten Tag; liebe Freunde.

Коррекция и развитие психомоторики у учащихся с нарушением интеллекта ГКОУ СО «Алапаевская школа-интернат», Свердловская обл. Дамберг Лилия Сергеевна Педагог-психолог, учитель, 1 кв. кат. «Коррекция и развитие.

Литературная викторина для учащихся начальных классов «Спящая борода» Помещение для проведения мероприятия можно оформить рисунками детей (рисуют заранее): оформить выставку красивых красочных (подарочных).

Логопедическая викторина для учащихся 1–2 классов Выполнили: учитель-логопед Назарова В. В., учитель-логопед Чернеева Я. А. МКОУ «школа-интернат №10», г. Нижний Новгород Логопедическая викторина.

Сценарий праздника «Масленица» для учащихся начальных классов Масленица Цель: познакомить учащихся с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника. Дети.

Проект для учащихся 2–9 классов «Неделя иностранного языка» 1. Пояснительная записка Наряду с подачей предметных знаний большое значение имеет внеклассная работа и по английскому языку. Хорошо организованная.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов Олимпиада по музыке для учащихся старших классов Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных.

Сценарий праздника ко Дню матери для учащихся 3 классов Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Нам очень приятно видеть вас всех в этом зале! Особенно приятно видеть здесь мам наших, любимых и.

Сценарий праздника для учащихся 1–8 классов «Масленица»Сценарий праздника для учащихся 1–8 классов «Масленица» Гайсина Юлия Галиевна ГАУЗ РБ детский многопрофильный санаторий «Урал» Сценарий праздника Масленица (на улице) Ведущая, скоморохи. 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 1–4 классов.
Опубликовано: 12 апреля 2017 в 20:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД