Татьяна Урсуленко
Коррекция и профилактика страхов у детей с помощью сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему:
«Коррекция и профилактика страхов у детей
с помощью сказкотерапии».
Педагог-психолог: Урсуленко Т. Ю.
2014 г.
Мы сами учим наших детей бояться, что впоследствии может привести к плохой успеваемости, неустроенности личной жизни, отсутствию работы и друзей - и тогда что-либо исправить бывает крайне сложно. Вот почему важно начать работу с детскими страхами ёще дошкольном возрасте. Одно из решений данной проблемы-сказкотерапия.
Публикация «Коррекция и профилактика страхов у детей с помощью сказкотерапии» размещена в разделах
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
О роли и значении сказки в формировании положительных качеств характера и развитии психических процессов у детей написано много. Ёе значимость подчёркивали К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и многие другие великие деятели педагогической и психологической науки.
Воспитательная сила сказки, ёе мудрость и историческая ценность составляют тот потенциал творческого самовыражения, о котором сейчас, к сожалению, мало кто вспоминает. Простые и яркие сюжеты волшебной истории учат ребёнка добру, сопереживанию, состраданию (воспитательное
воздействие). На примере поведения героев он учится не бояться трудностей,
находить решения в тяжёлых ситуациях, помогать попавшим в беду. Рассказывая или читая ребёнку сказку, мы стремимся скорректировать или заменить некие отрицательные или нежелательные моменты в его поведении или психических состояниях на положительные, желаемые (коррекционно-развивающее воздействие).
Работая со сказкой, задавая ребёнку вопросы по содержанию, отмечая с ним её главные особенности, мы можем спрогнозировать поведение ребёнка
в будущем (прогностическое знание). Видение сказки отразится потом на его житейском опыте и поступках.
Современные специалисты, призванные «сеять разумное, доброе, вечное», широко используют самые разнообразные методы и приёмы психолого-терапевтического воздействия в работе с детьми. Цель такого воздействия – активная помощь в разрешении разного рода проблем развития личности ребёнка. Активно развиваются такие направления, как сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия. Вошло в моду понятие «арт-терапия», которое объединяет все эти три направления.
Первым термин «арт-терапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием.
Слово «терапия», обозначающее «лечение» и, возможно, не совсем подходящее для психолого-педагогической деятельности, тем не менее наиболее ярко и точно характеризует ту модель взаимодействия «психолог-ребёнок-родитель», в которой действительно происходит положительный терапевтический эффект, когда через «лечение сказкой» ребёнок вдруг перестает чувствовать неосознанный страх перед чем-то или кем-то, становится более покладистым, перестает заикаться, огрызаться и пр.
Любая арт-терапия, используемая детскими специалистами (сказкотерапия, игротерапия, театротерапия, изотерапия, танцетерапия, музотерапия, пескотерапия, помогает человеку стать творцом и созидателем своего «я» на бессознательном уровне. Такое воздействие помогает раскрыть детские и даже взрослые проблемы и безопасно их скорректировать. Так, например, автор одного из пособий по сказкотерапии О. Н. Капшук заметила, что в подобной терапии используется принцип, похожий на то, что применяться в классической медицине для выработке в организме иммунитета от опасных инфекций (вводится вакцина – организм стимулирует собственную защиту). Похожая ситуация происходит в арт-терапии: определённый подбор приёмов воздействия с помощью сказок (игр, музыки, и пр.) и умение специалиста раскрепостить ребёнка заставляют переживать и проживать свои внутренние проблемы.
Многократность проживания такой проблемы способствует тому, что, в конце концов, отрицательная ситуация (проблема) начнёт постепенно угасать. Организм получит положительную информацию, и ребёнок освободится от гнетущего его дискомфорта.
Детские страхи.
Необходимость использования сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей и профилактике страхов у дошкольников не вызывает сомнений.
Страх играет весьма важную роль в эволюции человеческого рода. Он помогает нам предотвратить опасные и импульсивные действия.
Страх играет весьма важную роль в эволюции человеческого рода. Он помогает нам предотвратить опасные и импульсивные действия. Однако при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье. Для того, чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавится ему от страхов, родителям необходимо знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается. Чего боятся наши дети? В силу яркой впечатлительности их тревожит все, что им неизвестно и что они пока не могут объяснить с позиций своего возраста.
Страхи могут возникать в результате подражания тем, кто боится, и как реакция на эмоционально значимые ситуации (испуг, тяжёлая болезнь родного человека, трудно разрешимый конфликт в саду, семье и т. п.)
По продолжительности страхи бывают : кратковременными (15 – 20 мин, быстро проходящими после успокоительной беседы и затяжными (1 – 2 месяца, тогда даже лечебные мероприятия не всегда дают желаемые результаты.
Периоды особенно яркого проявления тех или иных страхов :
• 2 – 3 года – боязнь животных, чужих людей, темноты;
• 4 – 5 лет – боязнь насекомых, воды, высоты, страшных сказочных персонажей, ночные страхи.
• 6 – 7 лет – боязнь несчастий, пожаров, стихийных бедствий, угрозы наказания, школы.
• 7 – 9 лет – страх умереть, боязнь смерти близких, боязнь за свое здоровье и т. д.
Ребёнок с нормальный психическим и физическим развитием должен уметь бояться.
Сам по себе страх – продуктивная эмоция. Ребёнок с нормальным психическим и физическим развитием должен уметь боятся. Но важно не перешагнуть ту тонкую грань, за которой обычный нормальный страх превращается в навязчивое, фобическое состояние и делает из здорового ребёнка неврастеника.
Одним из способов не допустить развития детских страхов (или хотя бы как-то погасить его виды) является психотерапевтическая работа по сказкам.
В ГОУ ЦПМСС «Поддержка» СВАО г. Москвы реализуется программа коррекции и профилактики страхов у детей 6 – 8 лет в процессе сочинения собственных сказок. Программа носит коррекционно-развивающий, а также просветительский характер, поскольку работа по ней проходит во взаимодействии с родителями детей. Может использоваться в работе психологами педагогами ДОУ и ОУ, в дополнительном образовании (кружки, секции, в ЦПМСС, Центрах реабилитации детей и подростков.
Цели программы: оказание профессиональной помощи детям по коррекции и профилактике страхов в процессе сказкотерапевтических занятий; содействие развитию личности ребёнка и повышению его самооценки.
Задачи программы:
• сформировать у детей 6 – 8 лет умение преодолевать свои страхи и негативное поведение путём придумывания собственных сказок;
• научить способам преодоления тревог, страхов через психотерапевтическую и психокоррекционную работу со сказкой;
• сформировать у детей уверенность в себе через развитие коммуникативных и артистических способностей;
• способствовать расширению кругозора детей, формированию речетворческих способностей, воображения, мышления, внимания и памяти.
В программе используются самые разнообразные сказки – от известных нам с детства до современных (авторские, народные, бытовые). Все сказки по своей сути – терапия человеческих проблем и ключ к их решению.
Психотерапевтические сказки – те, которые наиболее ярко определяют терапевтический эффект. Их основной задачей является воздействие на сферу бессознательного в человеке, его духовную составляющую. Они могут применятся как на заключительном этапе сказкотерапии, так и на любом другом. Психотерапевтические сказки посвящены проблемам любви, жизни и смерти. Благодаря им ребёнок, переживший горе, печальные моменты жизни, раскрывает глубинные мотивы тех или иных событий. Понимание того, что в мире все относительно и никто ни от чего не застрахован, даёт возможность человеку осознать, что закономерность жизни – её постоянное обновление. Травмирующие события в сказках такого рода показывают изнаночную сторону жизни. Это помогает переосмыслить свой собственный опыт, пересмотреть жизненные ценности и выбранный путь, сформировать новые взгляды, осознать проблемы по-другому.
Психокоррекционные сказки помогают преодолеть :
• эмоциональные и поведенческие затруднения;
• сложности во взаимоотношениях с окружающими;
• повышенную тревожность и страхи.
Прогнозируемый результат: снижение уровня зависимости детей от своих страхов и комплексов; сформированность умения контролировать своё поведение в неадекватной ситуации; развитие умение настроить себя на положительный результат, формирование позитивного мышления, веры в себя.
Содержание работы второго направления:
1. Анкета для родителей – дается на первом и последнем этапах: на первом – для выявления проблем ребёнка, с которыми он пришел на тренинг, на последнем – для выявления результатов после прохождения тренинга.
2. Ролевые игры и упражнение на выявление умений и навыков детей контролировать свои страхи («Хвасталки», работа с фотографиями, «Словарь хороших качеств», незаконченные предложения и т. д.).
3. Решение сказочных задач – как стимуляция процесса мыслительной деятельности в разрешении какой-либо трудной жизненной ситуации (в процессе работы).
4. Использование проектных рисунков «Волшебная страна чувств», «Мой страх», «Что мне снится страшное?» (2 последних задания выполняются в начале работы по программе для выяснения проблем ребёнка).
Цели таких занятий: оказать психотерапевтическую помощь боязливым, неуверенным в себе детям, имеющим различные страхи и комплексы; научить их преодолевать свои страхи путем развития позитивного мышления.