МААМ-картинки

«В волшебной стране Грамоте» Дифференциация гласных и согласных звуков.

ирина матвейчук
«В волшебной стране Грамоте» Дифференциация гласных и согласных звуков.
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи :

Учить детей дифференцировать гласные звуки от согласных. Дать понятие основных характеристик звуков по степени участия голоса, преград, по длительности и краткости произношения. Учить производить анализ односложного слова. Упражнять в выделении гласного из слов и первого звука слова. Развивать слуховое внимание, фонематический слух, зрительно – пространственное восприятие, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать у детей доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.

Оборудование :

Публикация «„В волшебной стране Грамоте“ Дифференциация гласных и согласных звуков,» размещена в разделах

- Музыкальные инструменты : бубен, гармонь губная, дудочка, свисток;

- Сказочный дом с буквами внутри ;

- Пособие «Солнышко» с написанными на лучиках гласными А О У Э Ы И;

- Красные кружочки, по 3 – 4 штуки на каждого ребенка, обозначающие гласные при составлении звуковой схемы слов;

- Карточки «Найди лишний» (по первым звукам слов) : аист, акула, мост, арбуз.

Ход занятия.

Ритуал:. «Мы стоим рука в руке…»

Дети встают в круг и берутся за руки. Затем приветствуют друг друга нетрадиционным способом.

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы – большая лента.

Можем мы большими быть (руки поднимают вверх,

Можем маленькими быть (приседают,

Но никто один не будет (исходное положение).

Поздоровайтесь друг с другом

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

А теперь соседу справа

Мячик ты передавай.

Друга называй по имени,

Утра доброго желай.

Дети передают мяч правой рукой, держа его большим пальцем и мизинцем, произносят «доброе утро»- Молодцы!. Хорошо играли. Готовы заниматься?

(Развитие зрительно – пространственного восприятия.)

Учитель – логопед:

- Для чего человеку нужны уши? (Чтобы слушать)

- А что мы можем слушать? (Как говорят люди, играет музыка, шумят деревья и т. д)

- Кто слышал, как жужжит муха? (Ж-Ж-Ж).

- А как гудит гудок фабрики? (У- У-У-У) – это тоже звук.

Прислушайтесь, какие звуки мы слышим на улице. (Дети прислушиваются).

Запомните,ребята, что все звуки мы слышим, а звуки речи можем произносить.

2. Игра «Узнай инструмент по звуку».

(Развитие слухового внимания).

Для игры потребуются музыкальные инструменты : бубен, дудка, гармонь, свисток, барабан.

(Педагог за ширмой играет на музыкальном инструменте, а дети угадывают его по звуку).

3. «Грамматическая сказка».

(ознакомление с гласными звуками и согласными)

Учитель – логопед : Жили – были в волшебной стране Грамоте Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего – навсего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами : А,О, У,Ы,Э, И. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Им подпевали Я, Е,Ю,Е.

Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь они не умели. Вот послушайте :Б,В. Г,Д,Ж,З,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Ц,Ч,Ш,Щ.

Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили стоять рядышком. И назывались они согласными.

Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки, правильно их произносить. Попробуйте! (Дети произносят)

В. Волина.

Учитель – логопед : (Разбор и анализ сказки)

- О каких звуках – певцах мы говорили? Споем их: А,О,У,Ы,Э,И.

- Можно ли спеть звук «Б»? Попробуйте. Что является преградой для прохождения воздушной струи, мешает при произношении? (Губы)

А при произношении звука «З»? (Язык, зубы)

Те звуки, которые мы поем голосом, называются гласными звуками, а которые не поются согласными.

- Как вы думаете, кому живется легче : гласным или согласным? Ну, конечно, гласным – они легко и свободно вырываются наружу изо рта, не встречая на своем пути преград, их можно легко петь. А когда мы произносим согласные, то губы, язык, а иногда и нос, образуют преграду для прохождения воздушной струи.

4. Эмоционально – динамическая разминка.

Учитель – логопед :

(Читает текст, а дети придумывают и показывают движения)

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Гуси начали опять

По - гусиному кричать : ГА-га-га!

Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур!

Птицы зачирикали : Чик – чирик!

Лошади заржали: И-и-и!

Мухи зажужжали : Ж-ж-ж!

Лягушата квакают: Ква – ква- ква!

А утята крякают : Кря – кря – кря!

Зрительная гимнастика

Педагог :

Глазами рисуем круги: влево,вверх, вправо, вниз и в обратную сторону (5 раз)

Погладьте тихонько веки, быстро поморгайте.

5. Пропевание гласных звуков в виде песенки.

(Используется пособие «Солнышко». Развитие фонематического слуха).

Учитель – логопед :

Голосом, голосом, все поют в округе,

Потому что А О У Ы Э И – гласные звуки,

Красивые звуки, певучие звуки. Напоминаю вам,что каждый звук обозначается буквой.

Показываю очередность пропевания звука, останавливая указку на указанной букве.

Идет закрепление знаний о гласных звуках. Дети, которые умеют читать, читают написанные на лучиках пособия «Солнышко» буквы, другие дети запоминают звуки на слух.

6. Игровое упражнение «Из ряда звуков выбери гласные и подними красный кружок»

(Развитие фонематического слуха, умения выделять гласные из ряда согласных)

Педагог произносит звуки, а дети внимательно слушают и поднимают красный кружок в тот момент, когда услышат гласный звук.

7. Чтение стихов.

(Закрепление гласных и согласных звуков)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать А –А-А и закричать О-О-О,

Могут в кроватке баюкать ребенка А-А-А,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть Ш-Ш-Ш, шептать Ш-Ш-Ш, скрипеть С-С-С,

Даже фыркать Ф-Ф-Ф и шипеть Ш-Ш-Ш.

Но не хочется им петь.

С-С-С – змеиный слышен свист.

Ш-Ш-Ш – шуршит опавший лист.

Р-Р-Р – моторы тарахтят.

В. Берестов.

8. Игровое задание «Назови только гласные звуки».

(Развитие слухового восприятия)

Педагог :Я называю слово, а вы – называете только гласные звуки в этих словах : мак, лук, сон, сын, бак, бык, суп и т. д.

9. Дидактическое упражнение «Работа с картинками».

( Перед детьми картинки: аист,кит,мост; бочка,усы, уши ; обруч, окна, флаг)

Учитель – логопед:

Догадайтесь, какая картинка в каждом ряду лишняя. Выделите одинаковый звук в словах. Объясните свой ответ.

Ритуал прощания «Тепло ладоней».

Ведущий предлагает детям взяться за руки, осторожно пожать их и передать тепло своих ладоней друг другу при этом называть гласные и согласные звуки (на выдохе) в эмоциональной окраске (весело, радостно, ласково).

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В волшебной стране Грамоте» Дифференциация гласных и согласных звуков.
Опубликовано: 13 апреля 2013 в 10:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««В волшебной стране Грамоте» Дифференциация гласных и согласных звуков.» (включая файлы) размещена пользователем ирина матвейчук (УИ 69129) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД