Папки-передвижки

«В волшебной стране Грамоте» Дифференциация гласных и согласных звуков.

ирина матвейчук
«В волшебной стране Грамоте» Дифференциация гласных и согласных звуков.

Задачи :

Учить детей дифференцировать гласные звуки от согласных. Дать понятие основных характеристик звуков по степени участия голоса, преград, по длительности и краткости произношения. Учить производить анализ односложного слова. Упражнять в выделении гласного из слов и первого звука слова. Развивать слуховое внимание, фонематический слух, зрительно – пространственное восприятие, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать у детей доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.

Оборудование :

Публикация «„В волшебной стране Грамоте“ Дифференциация гласных и согласных звуков,» размещена в разделах

- Музыкальные инструменты : бубен, гармонь губная, дудочка, свисток;

- Сказочный дом с буквами внутри ;

- Пособие «Солнышко» с написанными на лучиках гласными А О У Э Ы И;

- Красные кружочки, по 3 – 4 штуки на каждого ребенка, обозначающие гласные при составлении звуковой схемы слов;

- Карточки «Найди лишний» (по первым звукам слов) : аист, акула, мост, арбуз.

Ход занятия.

Ритуал:. «Мы стоим рука в руке…»

Дети встают в круг и берутся за руки. Затем приветствуют друг друга нетрадиционным способом.

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы – большая лента.

Можем мы большими быть (руки поднимают вверх,

Можем маленькими быть (приседают,

Но никто один не будет (исходное положение).

Поздоровайтесь друг с другом

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

А теперь соседу справа

Мячик ты передавай.

Друга называй по имени,

Утра доброго желай.

Дети передают мяч правой рукой, держа его большим пальцем и мизинцем, произносят «доброе утро»- Молодцы!. Хорошо играли. Готовы заниматься?

(Развитие зрительно – пространственного восприятия.)

Учитель – логопед:

- Для чего человеку нужны уши? (Чтобы слушать)

- А что мы можем слушать? (Как говорят люди, играет музыка, шумят деревья и т. д)

- Кто слышал, как жужжит муха? (Ж-Ж-Ж).

- А как гудит гудок фабрики? (У- У-У-У) – это тоже звук.

Прислушайтесь, какие звуки мы слышим на улице. (Дети прислушиваются).

Запомните,ребята, что все звуки мы слышим, а звуки речи можем произносить.

2. Игра «Узнай инструмент по звуку».

(Развитие слухового внимания).

Для игры потребуются музыкальные инструменты : бубен, дудка, гармонь, свисток, барабан.

(Педагог за ширмой играет на музыкальном инструменте, а дети угадывают его по звуку).

3. «Грамматическая сказка».

(ознакомление с гласными звуками и согласными)

Учитель – логопед : Жили – были в волшебной стране Грамоте Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего – навсего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами : А,О, У,Ы,Э, И. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Им подпевали Я, Е,Ю,Е.

Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь они не умели. Вот послушайте :Б,В. Г,Д,Ж,З,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Ц,Ч,Ш,Щ.

Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили стоять рядышком. И назывались они согласными.

Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки, правильно их произносить. Попробуйте! (Дети произносят)

В. Волина.

Учитель – логопед : (Разбор и анализ сказки)

- О каких звуках – певцах мы говорили? Споем их: А,О,У,Ы,Э,И.

- Можно ли спеть звук «Б»? Попробуйте. Что является преградой для прохождения воздушной струи, мешает при произношении? (Губы)

А при произношении звука «З»? (Язык, зубы)

Те звуки, которые мы поем голосом, называются гласными звуками, а которые не поются согласными.

- Как вы думаете, кому живется легче : гласным или согласным? Ну, конечно, гласным – они легко и свободно вырываются наружу изо рта, не встречая на своем пути преград, их можно легко петь. А когда мы произносим согласные, то губы, язык, а иногда и нос, образуют преграду для прохождения воздушной струи.

4. Эмоционально – динамическая разминка.

Учитель – логопед :

(Читает текст, а дети придумывают и показывают движения)

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Гуси начали опять

По - гусиному кричать : ГА-га-га!

Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур!

Птицы зачирикали : Чик – чирик!

Лошади заржали: И-и-и!

Мухи зажужжали : Ж-ж-ж!

Лягушата квакают: Ква – ква- ква!

А утята крякают : Кря – кря – кря!

Зрительная гимнастика

Педагог :

Глазами рисуем круги: влево,вверх, вправо, вниз и в обратную сторону (5 раз)

Погладьте тихонько веки, быстро поморгайте.

5. Пропевание гласных звуков в виде песенки.

(Используется пособие «Солнышко». Развитие фонематического слуха).

Учитель – логопед :

Голосом, голосом, все поют в округе,

Потому что А О У Ы Э И – гласные звуки,

Красивые звуки, певучие звуки. Напоминаю вам,что каждый звук обозначается буквой.

Показываю очередность пропевания звука, останавливая указку на указанной букве.

Идет закрепление знаний о гласных звуках. Дети, которые умеют читать, читают написанные на лучиках пособия «Солнышко» буквы, другие дети запоминают звуки на слух.

6. Игровое упражнение «Из ряда звуков выбери гласные и подними красный кружок»

(Развитие фонематического слуха, умения выделять гласные из ряда согласных)

Педагог произносит звуки, а дети внимательно слушают и поднимают красный кружок в тот момент, когда услышат гласный звук.

7. Чтение стихов.

(Закрепление гласных и согласных звуков)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать А –А-А и закричать О-О-О,

Могут в кроватке баюкать ребенка А-А-А,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть Ш-Ш-Ш, шептать Ш-Ш-Ш, скрипеть С-С-С,

Даже фыркать Ф-Ф-Ф и шипеть Ш-Ш-Ш.

Но не хочется им петь.

С-С-С – змеиный слышен свист.

Ш-Ш-Ш – шуршит опавший лист.

Р-Р-Р – моторы тарахтят.

В. Берестов.

8. Игровое задание «Назови только гласные звуки».

(Развитие слухового восприятия)

Педагог :Я называю слово, а вы – называете только гласные звуки в этих словах : мак, лук, сон, сын, бак, бык, суп и т. д.

9. Дидактическое упражнение «Работа с картинками».

( Перед детьми картинки: аист,кит,мост; бочка,усы, уши ; обруч, окна, флаг)

Учитель – логопед:

Догадайтесь, какая картинка в каждом ряду лишняя. Выделите одинаковый звук в словах. Объясните свой ответ.

Ритуал прощания «Тепло ладоней».

Ведущий предлагает детям взяться за руки, осторожно пожать их и передать тепло своих ладоней друг другу при этом называть гласные и согласные звуки (на выдохе) в эмоциональной окраске (весело, радостно, ласково).

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В волшебной стране Грамоте» Дифференциация гласных и согласных звуков.
Опубликовано: 13 апреля 2013 в 10:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД