ирина матвейчук
«В волшебной стране Грамоте» Дифференциация гласных и согласных звуков.
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи :
Учить детей дифференцировать гласные звуки от согласных. Дать понятие основных характеристик звуков по степени участия голоса, преград, по длительности и краткости произношения. Учить производить анализ односложного слова. Упражнять в выделении гласного из слов и первого звука слова. Развивать слуховое внимание, фонематический слух, зрительно – пространственное восприятие, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать у детей доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
Оборудование :
Публикация «„В волшебной стране Грамоте“ Дифференциация гласных и согласных звуков,» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
- Музыкальные инструменты : бубен, гармонь губная, дудочка, свисток;
- Сказочный дом с буквами внутри ;
- Пособие «Солнышко» с написанными на лучиках гласными А О У Э Ы И;
- Красные кружочки, по 3 – 4 штуки на каждого ребенка, обозначающие гласные при составлении звуковой схемы слов;
- Карточки «Найди лишний» (по первым звукам слов) : аист, акула, мост, арбуз.
Ход занятия.
Ритуал:. «Мы стоим рука в руке…»
Дети встают в круг и берутся за руки. Затем приветствуют друг друга нетрадиционным способом.
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы – большая лента.
Можем мы большими быть (руки поднимают вверх,
Можем маленькими быть (приседают,
Но никто один не будет (исходное положение).
Поздоровайтесь друг с другом
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
Утра доброго желай.
Дети передают мяч правой рукой, держа его большим пальцем и мизинцем, произносят «доброе утро»- Молодцы!. Хорошо играли. Готовы заниматься?
(Развитие зрительно – пространственного восприятия.)
Учитель – логопед:
- Для чего человеку нужны уши? (Чтобы слушать)
- А что мы можем слушать? (Как говорят люди, играет музыка, шумят деревья и т. д)
- Кто слышал, как жужжит муха? (Ж-Ж-Ж).
- А как гудит гудок фабрики? (У- У-У-У) – это тоже звук.
Прислушайтесь, какие звуки мы слышим на улице. (Дети прислушиваются).
Запомните,ребята, что все звуки мы слышим, а звуки речи можем произносить.
2. Игра «Узнай инструмент по звуку».
(Развитие слухового внимания).
Для игры потребуются музыкальные инструменты : бубен, дудка, гармонь, свисток, барабан.
(Педагог за ширмой играет на музыкальном инструменте, а дети угадывают его по звуку).
3. «Грамматическая сказка».
(ознакомление с гласными звуками и согласными)
Учитель – логопед : Жили – были в волшебной стране Грамоте Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего – навсего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами : А,О, У,Ы,Э, И. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Им подпевали Я, Е,Ю,Е.
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь они не умели. Вот послушайте :Б,В. Г,Д,Ж,З,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Ц,Ч,Ш,Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили стоять рядышком. И назывались они согласными.
Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки, правильно их произносить. Попробуйте! (Дети произносят)
В. Волина.
Учитель – логопед : (Разбор и анализ сказки)
- О каких звуках – певцах мы говорили? Споем их: А,О,У,Ы,Э,И.
- Можно ли спеть звук «Б»? Попробуйте. Что является преградой для прохождения воздушной струи, мешает при произношении? (Губы)
А при произношении звука «З»? (Язык, зубы)
Те звуки, которые мы поем голосом, называются гласными звуками, а которые не поются согласными.
- Как вы думаете, кому живется легче : гласным или согласным? Ну, конечно, гласным – они легко и свободно вырываются наружу изо рта, не встречая на своем пути преград, их можно легко петь. А когда мы произносим согласные, то губы, язык, а иногда и нос, образуют преграду для прохождения воздушной струи.
4. Эмоционально – динамическая разминка.
Учитель – логопед :
(Читает текст, а дети придумывают и показывают движения)
Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Гуси начали опять
По - гусиному кричать : ГА-га-га!
Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали : Чик – чирик!
Лошади заржали: И-и-и!
Мухи зажужжали : Ж-ж-ж!
Лягушата квакают: Ква – ква- ква!
А утята крякают : Кря – кря – кря!
Зрительная гимнастика
Педагог :
Глазами рисуем круги: влево,вверх, вправо, вниз и в обратную сторону (5 раз)
Погладьте тихонько веки, быстро поморгайте.
5. Пропевание гласных звуков в виде песенки.
(Используется пособие «Солнышко». Развитие фонематического слуха).
Учитель – логопед :
Голосом, голосом, все поют в округе,
Потому что А О У Ы Э И – гласные звуки,
Красивые звуки, певучие звуки. Напоминаю вам,что каждый звук обозначается буквой.
Показываю очередность пропевания звука, останавливая указку на указанной букве.
Идет закрепление знаний о гласных звуках. Дети, которые умеют читать, читают написанные на лучиках пособия «Солнышко» буквы, другие дети запоминают звуки на слух.
6. Игровое упражнение «Из ряда звуков выбери гласные и подними красный кружок»
(Развитие фонематического слуха, умения выделять гласные из ряда согласных)
Педагог произносит звуки, а дети внимательно слушают и поднимают красный кружок в тот момент, когда услышат гласный звук.
7. Чтение стихов.
(Закрепление гласных и согласных звуков)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать А –А-А и закричать О-О-О,
Могут в кроватке баюкать ребенка А-А-А,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть Ш-Ш-Ш, шептать Ш-Ш-Ш, скрипеть С-С-С,
Даже фыркать Ф-Ф-Ф и шипеть Ш-Ш-Ш.
Но не хочется им петь.
С-С-С – змеиный слышен свист.
Ш-Ш-Ш – шуршит опавший лист.
Р-Р-Р – моторы тарахтят.
В. Берестов.
8. Игровое задание «Назови только гласные звуки».
(Развитие слухового восприятия)
Педагог :Я называю слово, а вы – называете только гласные звуки в этих словах : мак, лук, сон, сын, бак, бык, суп и т. д.
9. Дидактическое упражнение «Работа с картинками».
( Перед детьми картинки: аист,кит,мост; бочка,усы, уши ; обруч, окна, флаг)
Учитель – логопед:
Догадайтесь, какая картинка в каждом ряду лишняя. Выделите одинаковый звук в словах. Объясните свой ответ.
Ритуал прощания «Тепло ладоней».
Ведущий предлагает детям взяться за руки, осторожно пожать их и передать тепло своих ладоней друг другу при этом называть гласные и согласные звуки (на выдохе) в эмоциональной окраске (весело, радостно, ласково).