Asem Erkinkyzy
Коррекционная работа на уроках русского языка как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа на уроках русского языка как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с ТНР
Речь - очень сложная психическая деятельность, одна из важнейших психических функций человека. С помощью речи осуществляется контакт, происходит общение между людьми. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут повлиять на умственное развитие ребенка.
Публикация «Коррекционная работа на уроках русского языка как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Как известно, русский язык – один из самых трудных предметов в школе, в том числе и адаптивной. Развитие устной и письменной речи занимает значительное место. Почти треть уроков по русскому языку отводится на уроки развития речи. Это объясняется более или менее выраженными отклонениями в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности.
На уроках требуется особый речевой режим. Речь педагога должна быть размеренной, четкой, разборчивой с подчеркнутой артикуляцией. Также она должна состоять из коротких и ясных по смыслу предложений. Говорить с учащимся необходимо медленно, четко, выразительно, требуя того же и от него. Чаще проводить совместное произношение коротких предложений (сопряженная речь, стихов, рассказов, ответы на вопросы, закрепляя самостоятельным повторением. Задачи, которые учитель ставит в учебном процессе необходимо детализировать, инструкции должны носить дробный характер, т. е. быть доступными для понимания и выполнения. Использовать на уроках речевые разминки :
для уроков русского языка : проговаривание отдельных слов, трудных для произношения, правил, терминов; проговаривание плана предстоящей или проделанной работы.
Отказаться от проверок учащегося на скорость чтения. Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (надлежащими исправлению). Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц).
Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т. д. Педагог должен включать в уроки тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.
Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (примерно через 10 минут). Все приемы и методы должны соответствовать возможностям учащихся с ТНР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
Для развития связной речи используются такие виды работ :
1. «Вставь слово»- подбери и напиши подходящие по смыслу слова, отвечая на вопросы («Это и вправду было, как (в чем) (сказке). Кленовые листья повисли на нитях (какой) (осенней) паутины. Лес (что делал? (прощался) с солнцем. А при прощании все бывают особенно (какие) (ласковые)».
2. При списывании выбери подходящее по смыслу слово: «(Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить».
3. «Продолжи»- продолжить рассказ по его началу, по его концу.
«Вдруг вынырнула девчонка махонькая. Волосенки рыженькие…». «Собака громко лаяла. Перед ней сидел маленький котенок…».
4. Составить предложения из слов, данных вразбивку.
«Сильный, домой, начался, и, побежали, дети, дождь» - ученики составляют сложносочиненное предложение и анализируют смысловые отношения между частями сложного предложения, выявляют значение союза.
5. Уметь определять границы предложений:
По реке плывет лодка. И плот.
Белка прыгала по деревьям. И сушила грибы.
Общие рекомендации в обучении детей с ТНР на уроках русского языка
При планировании и проведении занятий необходимо учитывать специфические особенности детей с ТНР. Организуя работу с учащимися, целесообразно:
1. Осуществлять сугубо индивидуальный подход к ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей;
2. Обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем, чтобы повысить эффективность обучения;
3. Необходимо чередовать различные виды деятельности.
4. Учитель должен включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.
5. Учащимся с ТНР необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Он характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Прежде всего, они нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т. д.
6. Задачи, которые учитель ставит в учебном процессе перед классом в целом, для учеников с ТНР эти задачи детализирует, инструкции учителя должны носить дробный характер, т. е. быть доступными для понимания и выполнения.
7. В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий.
8. При оценке письменных работ нужно отдельно учитывать специфические речевые ошибки и не снижать за них оценку.
9. При общении с учащимися, имеющими ТНР, педагог должен обращать внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала ребенком. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной.
10. Отношение учителя к ученику должно быть благожелательным; своими мимикой, жестами, интонацией он должен вызывать у ребенка желание сотрудничать.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы требуется соблюдать единый речевой режим:
- непрерывный контроль за речью детей;
- исправление речевых ошибок каждого ребенка;
- работа по единой лексико-грамматической теме в течении недели;
- отработку речевых фраз в процессе всех режимных моментов;
- систематическая работа над произношением и речью в целом.
Со временем у детей совершенствуется, обогащается словарный запас, дети учатся творчески мыслить, грамотно писать. Все эти приемы и виды работ не исчерпывают весь запас средств развития связной речи.