НАТАЛЬЯ ЛИПАТОВА
Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду комбинированного вида для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду комбинированного вида для детей с задержкой психического развития.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Публикация «Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду комбинированного вида для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС.
Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична.
Основной целью работы в группах для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации (Амплификация - это условие свободного развития, поиска и нахождения себя, в той или иной форме деятельности или общения" Л. С. Выготский) развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.
Коррекцонно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Организация деятельности специального (коррекционного) детского сада для детей с ЗПР определяется особенностями развития данной категории детей и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы в специальном детском саду с детским садом общего типа.
Приоритетным направлением в работе детского сада компенсирующего вида становится оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР.
Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми необходимо учитывать:
- структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;
- информацию о здоровье ребенка;
- микросоциальные условия;
- возраст ребенка на момент поступления в специальный детский сад;
Ориентируясь на современную концепцию коррекционно-развивающего обучения (С. Г. Шевченко, 1998, в структуру коррекционного-педагогического процесса входят следующие направления коррекционной работы :
1. Диагностический (выявления особенностей психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень развития, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. С учетом особенностей детей формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями, выстраивается программа коррекционного обучения).
2. Физкультурно-оздоровительный (оздоровление ребенка, физическое развитие, воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни).
Реализации задач физкультурно-оздоровительного блока осуществляется по нескольким направлениям. Создание условий для защиты, сохранения, укрепления здоровья и для физического развития. Создание условий в детском саду, отвечающих требованиям санитарно-гигиенических нормативов (мебель, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости детей и эпидемий и т. д). Обеспечение полноценного питания. Приобретение специального оздоровительного оборудования (кварцевые лампы, воздухоочистители, люстра Чижевского и т. д.). Медицинский контроль и профилактика заболеваемости силами врачей закрепленной за детским садом детской поликлиники (диспансеризация, профилактический осмотр).
3. Воспитательно-образовательный. (решаются педагогические задачи, заложенные в "Образовательной программе" детского сада, которые согласуются с линиями развития дошкольника. Эти задачи реализуются через создание специальных условий, занятия в рамках учебного плана, организацию основных дошкольных видов деятельности, через режимные моменты. – В содержании "Образовательной программы" можно выделить следующие направления:
• Физическое развитие
• Социально-личностное развитие
• Познавательно-речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие.
4. Коррекционная направленность пронизывает все работу: физкультурно - оздоровительной, образовательно-воспитательной и социально - педагогической деятельности. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом, отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом.
5. Социально – педагогический.
В условиях ДОУ комбинированного вида для детей с ЗПР педагоги ставят особые задачи по взаимодействию с семьями детей, т. к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, на сколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что задача взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада - наиболее сложная задача. Причинами такого положения могут быть разные объективные обстоятельства. Для реализации данного направления педагоги используют следующие формы работы:
индивидуальные;
формы наглядно-информационного обеспечения;
коллективные формы взаимодействия;
печатная продукция (журнал "Что зачем и почему);
средства интернета- Сайт ДОУ