МААМ-картинки

Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя с детьми по лексическим темам на октябрь

Феофанова Елена Юрьевна
Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя с детьми по лексическим темам на октябрь
▼ Скачать + Заказать документы

ОКТЯБРЬ

Лексическая тема : «ОВОЩИ. ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ»

Выполняемые действия

1 Развитие общей моторики

Шагают, стоя на месте.

Имитация движений: «тащат» мешок на спине

«Копают» картофель,

«Срезают» кочан капусты.

Показывают круг руками, делая ритмичные

повороты туловища в стороны

2 Развитие мелкой моторики

Одновременно разгибать одноимённые

пальчики из кулачков обеих рук, начиная с

У Серёжки- сорванца – два зелёных огурца!

больших пальцев рук.

Да ещё у Петьки – две хвостатых редьки!

Публикация «Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя с детьми по лексическим темам на октябрь» размещена в разделах

3 Развитие артикуляционной моторики

Широко улыбнуться, зубы сомкнуть и

удержать под счёт до 10

Упражнение для губ «Улыбка – трубочка»

Попеременно произносить звуки [И - У] – 5 р.

Открыть рот, широкий язык лежит на дне

ротовой полости, кончик упирается в нижние

резцы. Удержать под счёт до 10

4 Развитие фонетико-фонематического восприятия

1. Игра «Хлопни, топни», если услышишь звук (А) хлопни, если (У) топни.

4. Выложи дорожку, если услышишь слово, обозначающее живой предмет, кладем зеленый

кружок, если слово обозначает неживой предмет, кладем синий кружок.

5 Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Игра «Один – много». У меня огурец, а у вас огурцы. У меня помидор, а у вас. У меня

кабачок, а у вас. У меня баклажан, а у вас.

2) Игра «Великан и Гномик». У Великана все овощи большие, а у Гномика – маленькие,

давайте их назовё м: «У Великана помидор, а у Гномика помидорчик. У Великана огурец, а у

Гномика. У Великана картошка, а у Гномика. У Великана лук, а у Гномика. У Великана

6 Развитие связной речи

1 Составить рассказ – сравнение «Помидор и огурец» (по наглядности)

1 Упражнение «Послушай, запомни и назови» : Послушай стихотворение. Запомни и

назови, какие овощи росли в огороде.

Посадила баба Фекла в огороде лук да свеклу.

А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой,

И морковку, и капусту, чтобы борщ был летом вкусный.

Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора,

Огурцы, укроп, петрушку — чтоб любили все друг дружку.

Витаминный огород требует больших хлопот.

Баба Фекла в борщ кладет все, что у нее растет.

2 Упражнение «Четвертый лишний» : Ниф-Ниф и Нуф-Нуф пришли в гости к Наф-Нафу и

принесли ему подарки. Посмотри, что оказалось лишним в корзинке Ниф-Нифа и почему?

Где он побывал? (учить детей убирать лишний предмет, (репа, помидор, огурец, груша).

3 Упражнение «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»

Задание 1 Отгадай загадки, нарисуй отгадки в пустых «барашках».

—Этот предмет желтый, овальный, кислый, сочный. (Лимон.)

—Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива.)

—Этот предмет желтый, круглый, горький, сочный. (Лук.)

—Красный бочок, само с кулачок, тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко.

(Яблоко.)

—Этот предмет бордовый, круглый, сладкий. (Свекла.)

—Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата,

вкусна»! (Картошка, картофель.)

4 Игра «Жадина» : Представь, что это твои овощи. Ответь на вопросы: Чей это огурец?

(Мой огурец.) Чья капуста? (Моя капуста.) И т. д.

5 Рассказать ребенку, что готовят из овощей. Игра «Какой сок? Какая запеканка? Какое

пюре?» : Скажи, как по-другому называется сок (запеканка, пюре) из моркови?

(Морковный сок; морковная запеканка; морковное пюре.) И т. д.

6 «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

У бабушки на грядке выросли загадки:

Там и тут, там и тут

Пушистый и зеленый хвост

Круглолица, белолица,

Сорвала я стручок,

На грядках горделиво рос.

Любит

вдоволь

Что за зонтики растут?

Ухватился Ваня ловко: —

водицы.

Наша внучка морщит лоб.

Вылезай на свет.

У нее листочки с хрустом,

Это, милая.

(морковка).

А зовут ее.

(укроп).

(капуста).

Он из тыквенной родни,

Верите — не верите,

На боку лежит все дни,

А на этой грядке

Мы родом из Америки.

Как зеленый чурбачок

Разыгрались в прятки

В сказке мы синьоры,

Под названьем.

Зеленые хитрецы,

На грядке. (помидоры).

(кабачок).

Молодые.

(огурцы).

Надавила на бочок.

Он раскрылся.

Ах! Ох!

Покатился. (горох).

7 Игры и упражнения

«КАПУСТА»

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

Логопед. Отгадайте загадку:

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Дети. Капуста!

Логопед. Давайте, заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук.

(Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Мы капусту нарубили,

Перетерли,

(Хватательные движения обеими руками.)

Посолили

(Указательный и средний пальцы трутся о

большой.)

И набили плотно в кадку.

(Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке.

(Отряхивают руки.)

ОКТЯБРЬ

Лексическая тема : «ФРУКТЫ. САД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ»

Выполняемые действия

1 Развитие общей моторики

Лёгкие хлопки ладонями по щекам.

Руки поднять вверх.

Руки на поясе, повороты направо – налево.

Руки поднять вверх.

Соединить руки в круг над головой.

2 Развитие мелкой моторики

Левую ладошку держат «ковшиком».

Указательным пальцем правой руки «мешают» в

«ковшике».

Загибают по одному пальцу на левой руке.

Размешивают пальцем в «ковшике».

Соединим ладони, протягивают руки вперёд.

3 Развитие артикуляционной моторики

Покашливают, 7 – 10 сек.

Упражнение для губ и языка «Вкусное варенье»

Языком в форме «чашечки» слизывать варенье с

верхней губы.

Кончиком языка ритмично «чистить» верхние и

нижние зубы.

Удивление

Восхищение

Радость

Огорчение

4 Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) Игра «Хлопай – топай». На звук [А] – хлопать, на звук [У] – топать: А, А, У, А, У, У, У, А.

2) Назвать первый звук в словах: «Груша [Г], слива [С], апельсин [А], лимон [Ль], банан [Б], персик

5 Развитие лексико-грамматического строя речи

Игра «Магазин соков». Образование относительных прилагательных от существительных.

Сок из яблок какой? (яблочный). Из груш? (грушевый). Из слив? Из персиков? Из абрикосов? Из

6 Развитие связной речи

Составление описательных рассказов о фруктах.

Чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок по лексической теме.

Дополнительный материал:

1 Назвать цвет фруктов по образцу: яблоко красное,. и т. д.

2 Соединить линиями фрукты с фигурами соответствующей формы. Назвать форму фрукта

по образцу: «Апельсин круглый».

3 Игра «Жадина» : Представь, что это твои фрукты. Ответь на вопросы: Чей это лимон?

(Мой лимон.) Чья слива? (Моя слива.) Чье яблоко? (Мое яблоко.) И т. д.

4 Рассказать ребенку, что и как готовят из фруктов. Игра «Какой сок? Какое варенье?» :

Скажи, как по-другому называется сок (варенье) из яблок? (Яблочный сок; яблочное варенье.)

Из слив? (Сливовый сок, сливовое варенье.) И т. д.

5 Стихотворение:

«ЯБЛОНЯ»

- Яблоня! Яблоня! (Дети идут по кругу, взявшись за руки;

Где же твои яблоки? в центре, подняв руки вверх, стоит

один ребенок – «яблонька».)

Заморозил их мороз? (Дети останавливаются, на каждую

Или ветер их унес? строчку загибают по одному пальцу

Или молния спалила? на левой руке. Ребенок – «яблонька»

Или градом их побило? отрицательно качает головой.)

Или птицы поклевали?

Куда они пропали? (Разводят руками, пожимают плечами.)

Не морозил их мороз, (Дети загибают по одному пальцу на

И не ветер их унес, правой руке.)

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали! (Дети разбегаются, «яблонька» бежит

за ними, «пятнает».)

6 Пальчиковая гимнастика

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.

(Дети разламывают воображаемый

апельсин на дольки.)

Много нас,

(Показывают 10 пальцев.)

А он один.

(Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа.

(Загибают большой палец левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

(Загибают указательный палец.)

Эта долька — для утят.

(Загибают средний палец.)

Эта долька — для котят.

(Загибают безымянный палец.)

Эта долька — для бобра.

(Загибают мизинец.)

А для волка — кожура.

(Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас — Беда!

(Сжимают кулаки и прижимают их к

груди.)

Разбегайтесь — Кто куда!

(«Бегут» пальцами по столу.)

7 Игры и упражнения

«САДОВНИК»

Развитиеразвитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи, введение в словарь

глаголов: «сажать», «белить», «чинить»

Мы вчера в саду гуляли,

(Дети идут по кругу, взявшись за

руки.)

Мы смородину сажали.

(Изображают, как выкапывают яму и

сажают в нее куст.)

Яблони белили мы Известью, белилами.

(Движение правой рукой вверх-вниз.)

Починили мы забор,

(Имитируют удары молотком.)

Завели мы разговор: —

(Стоят лицом в круг, в центр выходит один

Ты скажи,

ребенок.)

Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

-Дам в награду

(На каждое название фруктов загибают по

Слив лиловых,

одному пальцу на правой руке.)

Груш медовых,

Самых крупных,

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

8 Загадки

Было зеленое платье атласное.

Нет, не понравилось, выбрала красное,

Но надоело платье и это,

Платье надела синего цвета.

(Слива)

Я и черный, я и белый,

Я и ловкий, я и смелый,

Я без лестниц, без ступеньки

На любую влезу стенку.

Ус зелененький завью,

В грозди солнышко налью

И ребятам-малышам

Все до капельки отдам.

(Виноград)

ОКТЯБРЬ

Лексическая тема : «ОСЕНЬ. ГРИБЫ. ЯГОДЫ»

Выполняемые действия

1 Развитие общей моторики

Дети поочерёдно протягивают вперёд руки,

широко раздвинув пальцы.

Ударяют указательным пальцем одной руки

по ладони другой.

Соединённые пальцы приводят к плечам.

Сжимают и разжимают пальцы у плеч.

Трут ладони друг о друга.

Садятся, затем медленно встают, руки на

поясе.

Протягивают руки вперёд.

Показывают ладонью на себя (4 раза).

2 Развитие мелкой моторики

Одна рука сжата в кулак и прикрыта ладонью

другой руки.

Поочерёдно разжимают пальчики из кулака.

Две руки вместе, ладонями вверх

Соединяют большие пальцы, изображая

«крышу».

3 Развитие артикуляционной моторики

Рот широко открыть. Широкий язык

присосать к твёрдому нёбу, подержать под

счёт от 1 до 10

4 Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) Разделить слова на части (слоги, хлопая в ладошки: «Груз – ди (2, о – пя – та (3,

вол – нуш – ки (3, му – хо – мор (3, ли – сич – ки (3, мас – ля – та (3, по – ган – ки (3)».

2) Назвать первый звук в слове: «Груздь [Г]; волнушки [В]; мухомор [М], лисички [Ль],

маслята [М], сыроежки [С], подберёзовик [П], подосиновик [П], поганки [П]».

3) Назвать гриб на звук: «[М] - маслята, мухомор; [Ль] – лисички; [В] – волнушки;

[С] – сыроежки; [П] – подосиновик, подберёзовик».

5 Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Сосчитаем до 5: «Одна сыроежка, две сыроежки, три, четыре, пять сыроежек;

Один мухомор, два, три, четыре, пять мухоморов».

2) Игра «Съедобный – несъедобный». Дети идут по кругу, воспитатель называет грибы,

если гриб несъедобный, дети останавливаются.

6 Развитие связной речи

1 Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворения С. Маршака «Мухомор».

В. Зотов «Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква», «Белый гриб», «Волнушка»,

«Опенок осенний» (из книги «Лесная мозаика»).

В. Сутеев «Под грибом» (из книги «Сказки и картинки»).

2 Отгадывание загадок по лексической теме.

4 Составление описательного рассказа по модели.

Дополнительный материал:

1. Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть грибы,

ягоды. Следить за тем, чтобы дети не повторялись.

2. Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любой гриб, например:

«Мухомор», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение о том,

какой это гриб для человека, съедобный или ядовитый, и возвращает мяч логопеду.

Например; Мухомор — ядовитый для человека гриб. Аналогично с названиями ягод.

3 Игра: «Назови ласково»

Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любой гриб и его признак,

например: «Крепкий боровик», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет

гриб и его признак ласково: «Крепенький боровичок», и возвращает мяч логопеду. Игра

продолжается.

4 Пословицы. Поговорки

Осенью серенькое утро, красненький денек.

Осень — запасиха, зима — подбериха.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.

Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.

В осеннее ненастье семь погод на дворе:

сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

5 Упражнение

«ДОЖДИК»

Координация речи и движения

К нам на длинной тонкой ножке

(Прыжки на одной ноге по кругу.)

Скачет дождик по дорожке.

В лужице — смотри, смотри! —

(Дети стоят лицом в круг; ритмичные

Он пускает пузыри.

приседания.)

Стали мокрыми кусты,

(Руки вверх, потряхивания кистями.)

Стали мокрыми цветы.

(Наклон, руки к полу, потряхивания

кистями.)

Мокрый серый воробей

(Встали, руки вдоль тела, потряхивания

Сушит перышки скорей.

кистями.)

6 Загадки

Приходит по луже,

Уходит по стуже.

(Осень)

Тетка Федосья

Красила колосья,

На клене — листья,

На рябине — кисти.

(Осень)

Целый день он шлепал, шлепал,

Ямы лужами заштопал.

(Дождь)

Октябрь

Лексическая тема : «ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ. КУСТАРНИКИ»

Выполняемые действия

1 Развитие общей моторики

Энергичные взмахи руками.

Имитация срывания листьев.

Падают листочки прямо нам под ножки.

Наклон вперёд, руки касаются ног.

2 Развитие мелкой моторики

Плавные движения ладонями.

Показать обе ладони.

Загибать по одному пальчику, начиная с

большого пальца.

Резко разжать пальцы обеих рук.

3 Развитие артикуляционной моторики

Попеременно открыть – закрыть рот, 5 раз.

Воздушный поцелуй 5 раз.

Покусывать кончик языка, произнося: «та – та

– та.»

4 Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) «Сколько?» Сказать, сколько раз произнесён звук [О] : «О (1); О-О; О-О-О; О-О; О-О-О»

2) Разделить слова на части (слоги, хлопая в ладоши: «Дуб (1 хлопок, клён (1, ель (1,

сос-на (2, и-ва (2, каш-тан (2, ёл-ка (2, то-поль (2, о-си-на (3, бе-рё-за (3, ря-би-на (3)».

3) Назвать дерево на звук: «[Д] - дуб, [К] - клён, каштан, [С] - сосна, [И] - ива, [Т] – тополь,

5 Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Назовите ласково маленькое деревце: «Дуб – дубочек, клён -, осина -, берёза - ,

2) Назовите листочек этого дерева: «У дуба лист дубовый, у берёзы -, у рябины - ,

у осины -, у клёна -, у каштана -, у тополя -, у ивы - …»

3) Сосчитаем до 5: «Один клён, два клёна … пять клёнов. Одна берёза, две … пять…»

4) Игра «Топай – хлопай». Дерево лиственное – хлопать, хвойное – топать:

«Берёза, дуб, ёлка, рябина, сосна, клён, тополь, ель».

6 Развитие связной речи

1 Отгадывание загадок, чтение пословиц.

2 Заучивание стихотворений по лексической теме.

1 Упражнение «С какого дерева плод?» : Расскажи, какой плод нашел каждый из лесныхобитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором он

вырос, и расскажи, что где растет. (Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе. И

т. д.) Составь предложения по образцу:«Ежик бежал, бежал и до дуба добежал».

2. Упражнение «Скажи наоборот» : Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели.

У клена листья большие, а у березы.

3 Упражнение «С какого дерева лист, веточка?» : Раскрась расположенные выше листья и

веточки. Проведи линию от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это

листья и веточки. (Лист березы — березовый. И т. д.)

4. Упражнение «Подскажи словечки» : Вставь пропущенные слова (текст читает

взрослый).

Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с)

дерева. Орешек лежал (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо

шли дети и увидели, что (из-за) дерева выглядывает хвост белочки. Мальчики подошли поближе

(к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.

5 Упражнение «Четвертый лишний» :

лишний.

Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое

дерево, например: «Береза», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит

мяч, называет дерево ласково: «Березка, березонька.»— и возвращает мяч

логопеду. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть

очень внимательными.

Логопед выставляет на доску лары картинок с изображениями

деревьев и выдает каждому ребенку карточку, с записанными на ней

попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5.). Дети должны составить предложения по

образцу: На полянке растут одна береза и два дуба.

Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Три картинки с

изображениями деревьев, одна — с изображением кустарника.)

6 Загадки:

Его весной и летом –

Все видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Лес)

Жаль озябшего бедняжку.

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам.

(Осенний лес)

Публикации по теме:

Дидактические пособия по лексическим темамДидактические пособия по лексическим темам В своей профессиональной деятельности я активно пользуюсь программой "Конструктор картинок" от Мерсибо. Мне очень понравилась деятельность.

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе по лексическим темам Название темы: 1. Тема: «Сегодня дошколята, а завтра – школьники» «Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: стоя.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть "Апельсин" Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть "Есть у каждого свой дом" У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть "Люблю по городу гулять" Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. ("шагают "пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть "Повар" Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.

Пальчиковые гимнастики по лексическим темам Пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Тема «Игрушки» У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч.

Перспективное планирование подвижных игр по лексическим темам в старшей группе СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Игры: «Шишки, желуди, орехи» - разрядка, концентрация внимания. «Дождик,.

Планирование художественной литературы по лексическим темам (подготовительная группа) Тема недели Мой детский сад, школа: Тема занятия В. Драгунский «Заколдованная буква» Программное содержание : Учить анализировать художественное.

Фотоотчет «Творчество детей по лексическим темам» ВидеоФотоотчет «Творчество детей по лексическим темам» Видео Предлагаю Вашему вниманию творчество детей по лексическим темам Тема: «Мебель» Лепка «Столик с фигурными ножками» Задачи: продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя с детьми по лексическим темам на октябрь
Опубликовано: 20 октября 2021 в 21:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя с детьми по лексическим темам на октябрь» (включая файлы) размещена пользователем Феофанова Елена Юрьевна (УИ 2782478) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД