Ольга Захарова
Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате «Путешествие в страну Фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание социальной ситуации развития ребенка в процессе коррекционно-образовательной деятельности «Путешествие в страну Фантазии»
Задачи:
- создать условия для коррекционно-развивающего воздействия на психологическое развитие ребёнка-инвалида с использованием ресурсов тёмной сенсорной комнаты.
- создать благоприятный эмоциональный климат для развития мыслительной деятельности, расширения активного словаря ребёнка;
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате „Путешествие в страну Фантазии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- способствовать развитию и корректировать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, гибкость мышления, воображение, творческие способности;
- способствовать развитию кинетических и тактильных ощущений, снятию эмоционального напряжения, оптимизации уровня тревожности;
- создать условия для развития заинтересованности и привлечения внимания ребёнка к совместной деятельности;
- способствовать развитию стремления добиваться успехов, желания развивать свои таланты, повышение самооценки;
Оборудование: обруч, магнитофон (запись с благодарностью Феи ребёнку, релаксационная музыка, карточки с загадками, световой стол для рисования песком, песок, сенсорная тропа, пузырьковая колонна с рыбками, интерактивная светозвуковая панель «Лесная поляна», цветы (красного, оранжевого, жёлтого, зелённого, голубого, синего, фиолетового цвета).
Ход НОД:
I. Организационная часть.
Психолог: Доброе утро. Я очень рада тебя видеть. Давай поприветствуем друг друга ладошками. Для этого потрём наши ладошки друг о друга. А теперь пусть поздороваются пальчики.
Кинезиологическое упражнение «Пальчики здороваются»
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. Проделываем то же самое двумя руками одновременно.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
— Всех я вас приветствую!
Введение в игровую ситуацию.
- У нас сегодня необычный день, я открою тебе маленький секрет. Скажи, ты любишь фантазировать, придумывать разные истории? (ответ ребёнка) Так вот, мы с тобой сегодня отправимся в страну Фантазии. Но сначала нам надо надеть умную шапочку.
Кинезиологическое упражнение «Умная шапочка»
Держать голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
Возьмемся руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируем уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочек, мягко массируем их. Затем растираем уши ладошками.
Трем ладошки друг от друга, пока они не станут горячими. Разогретыми ладошками гладим по голове двумя руками одновременно сверху вниз, имитируя одевания шапки.
- Шапочки умные надели, можно отправляться в путь. Нам надо пройти через эти ворота. Кто пройдет через эти ворота, наделяется волшебной силой и сам может творить самые разные чудеса (ребёнок и психолог проходят через ворота-обруч).
II. Основная часть.
Затруднение в игровой ситуации. (При вхождении в комнату, находят конверт-письмо).
- Ой, посмотри, что это лежит? (психолог показывает ребёнку на конверт, на конверте нарисованы Феи). Как ты думаешь, что в этом конверте? А от кого письмо? (психолог читает письмо).
«Здравствуйте! Пишут вам Феи – маленькие жители сказочной страны Фантазии. В нашей стране ничего невозможного не бывает. Все в ней раскрашено яркими и разными цветами! Здесь всегда греет ласковое солнышко, сладко пахнут волшебные цветы, поют самые нежные песни маленькие птички, есть море с песчаным берегом, в море плавают рыбки.
В страну Фантазии пробрался злой Колдун и украл радугу и все цвета радуги. И страна стала не такой красивой. Помоги нам выполнить задания колдуна, найти радугу и её цвета. Феи из страны Фантазии»
- От кого письмо? Что случилось в стране Фантазии? Ну, что поможем феям? Что надо сделать? Какие цвета есть в радуге?
Задание 1. Отгадай загадку, в отгадке - подсказка.
Что-то можно в нем зарыть, по нему люблю ходить. И на нем поспать часок. Угадали что? (песок)
Обращают внимание на световой стол для рисования песком (звучит тихая, спокойная музыка).
- Смотри, что там? (ребёнок и психолог встают вокруг стола, накрытого тканью).
- Давай посмотрим, что спрятано под тканью (снимает ткань, перед ребёнком стоит световой стол с кварцевым песком).
- Посмотри перед нами песок. Зачем нужен песок? Что можно с ним делать? (высказывания ребёнка).
- Песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения. Положи ладошки на песок. Давай его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем. Какой песок на ощупь? (прохладный, шершавый, сухой, мягкий).
- Давай развеселим наш песок. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями, как змейки, побежали по песку пальчики. Давай его потрем между ладонями. Возьмем песок в ручки и сожмем их в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала, затем отпустим. Еще раз.
- Давай нарисуем солнышко. Нарисуй глазки солнышку, нос, рот, улыбку. Какое солнышко получилось? (ответ ребёнка). Да, посмотри какое оно доброе, лучистое, улыбчивое, песочное солнышко. Какого цвета солнышко? (жёлтого) Но вдруг набежала тучка, и пошел дождик (ребёнок рисует тучку и дождик). Вначале он капал медленно, а затем все быстрее и быстрее. Выросла травка. Какого она цвета? (зеленая) Травка была густая, зеленая.
- Какая картина у тебя получилась хорошая. Посмотри, что здесь лежит? (ребёнок находит 2 цветка). Какого цвета цветочки? (жёлтого и зелённого). Ты нашла два цвета: жёлтый (как солнышко) и зелёный (как травка).
- Ну что, давай отправимся дальше путешествовать по стране Фантазии.
Задание 2. На ручеек похожая, ведет к реке прохожего (тропинка).
(Психолог спрашивает у ребенка, что дальше делать, где искать цветы? Если ребенок затрудняется обращает внимание на сенсорную тропу). Идти мы будем медленно, внимательно глядя под ноги, и будем говорить о том, что ощущают ножки. Наш путь начинается вот с этой мягкой «травки».
- Расскажи о своих ощущениях.
- Какая часть тела помогла тебе в этом?
(В середине и конце дорожки ребёнок находит цветы оранжевого и фиолетового цвета)
- Какого цвета ты нашла цветы?
- Сколько цветов всего ты нашла? (4)
- Какие цвета ещё надо найти? (красный, синий, фиолетовый)
- Ну что, давай отправимся дальше.
Задание 3. В море плавает, в реке, с плавниками в чешуе. Она ни с кем не говорит, пузырьки пускает и молчит (рыба).
(Где цветы будем искать? Психолог обращает внимание ребёнка на пузырьковую колонну с рыбками. Предлагает понаблюдать за рыбками).
- Погладь колонну руками, прикоснись к колонне щекой, лбом, носом, правой, левой рукой. Послушай журчание пузырьков.
- Какого цвета рыбки? (красного, синего, голубого)
- Сколько рыбок красного цвета? Синего цвета? Голубого цвета?
- Сколько рыбок поднимается вверх? Сколько рыбок опускается вниз?
Приложи руки к колонне, поднимай и опускай руки вместе с рыбками, вниз и вверх. (Психолог обращает внимание ребёнка на изменение цвета воды).
- Какого цвета сейчас вода?
(Ребёнок рядом с колонной находит три цветка: красного, синего и голубого цвета).
- Какого цвета цветы?
(Психолог предлагает ребёнку разложить цветы по порядку цвета радуги)
- Какой цвет тебе ещё надо найти?
(Ребёнок говорит, что все цвета радуги найдены. В этот момент звучит запись тихой, спокойной музыки и голос Феи благодарит ребёнка за помощь в поисках радуги и спасении страны Фантазии. Фея обращает внимание ребёнка на интерактивную светозвуковая панель «Лесная полянка». В этот момент психолог включает панель. Панель светит).
- Посмотри, вот какая страна Фантазии. Что изображено здесь? (бабочки, феи, трава, цветы, ручеёк, птица, лягушка)
- Посчитай, сколько Фей живет в стране Фантазии? Бабочек? И т. д.
(Педагог предлагает ребёнку нажать на ручеёк и послушать, как он журчит. Нажать на птицу, лягушку).
III. Заключительная часть.
- Вспомни, зачем мы пришли в страну Фантазии.
- Какое задание было трудным?
- Что тебе больше всего понравилось?
- Как мы пришли сюда? (прошли через ворота)
(Психолог предлагает попрощаться и вернуться в детский сад. Ребёнок и психолог проходят через ворота-обруч).
- Ты сегодня справилась с заданием, спасла страну Фантазии. Ты бы хотела вернуться в страну Фантазии ещё раз?
- Вспомни, как мы с тобой сегодня здоровались?
- Давай мы с тобой попрощаемся тоже с помощью ладошек. Как можно попрощаться ладошками?
- В стране Фантазии живут Феи. У них есть крылышки, как у бабочек. Давай мы с тобой попрощаемся как Феи и бабочки, помашем крылышками.
Кинезиологическое упражнение «Бабочки»
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
Бабочка-коробочка, улетай под облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
(Психолог и ребёнок прощаются друг с другом)
Используемая литература:
1. Федосеева, М. А. Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет / автор-составитель М. А. Федосеева – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2014.
2. Грабенко, Т. М. Как помочь «особому» ребёнку / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстегнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 1998.
3. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т. .М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстегнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.
4. Янчук, М. В. Игротренинги с использованием сенсорных моделей / автор-составитель М. В. Янчук - Волгоград: Учитель, 2013.