Спирина Юлия
Коррекционно-развивающий потенциал работы в группе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающий потенциал
работы в группе с детьми с ОВЗ
В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.
Публикация «Коррекционно-развивающий потенциал работы в группе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
В результате коррекционно- развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Отличительной особенностью современного образования является стремительное проникновение информационно-коммуникационных технологий во все его уровни, в том числе и специальное образование, это вызывает необходимость пересмотра традиционных логопедических технологий коррекции нарушений психического и речевого развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий в специальном образовании становится повсеместным явлением, что подтверждается анализом теоретических и практических источников: Интернет-сайтов, специализированной литературы, участием в работе конференций и педагогических чтений. Обобщая данные педагогов-практиков и собственные исследования, можно с уверенностью отметить, что включение в коррекционно-педагогический процесс высокотехнологичных информационных образовательных ресурсов дает возможность успешнее решать общедидактические и специальные принципы, общеобразовательные и коррекционные задачи. Коррекционно-развивающий потенциал ИКТ заключается в повышении производительности обучения за счет:
– реализации принципа модальности (совместной координированной работы моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий,
– реализации принципа комплексности (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения,
– увеличения плотности занятия (интеграция рациональности, динамичности и информативности,
– повышения учебной мотивации воспитанников (моделирование интерактивной коррекционно-развивающей учебной среды,
– раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями (соответствие способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей).
Система коррекционно-образовательной работы на базе ИКТ, предполагает решение следующих задач:
• Обеспечение развивающего обучения дошкольников: всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, формирование у воспитанников психологической базы речи и личностных качеств.
• Создание дополнительных условий психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка-дошкольника, стимулирующих их интеллектуальное и личностное развитие.
• Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к активной и сознательной деятельности по закреплению в условиях семьи новых речевых навыков у детей.
• Оптимизация процедуры изучения речевых и психических функций у детей.
• Укрепление интегративных связей, объединение усилий специалистов, родителей и воспитанников в целях выравнивания речевого и психического развития детей.
В системе коррекционно — развивающей работы с использованием ИКТ выделили три основных блока, включающих следующие направления деятельности:
1. Работа с детьми :
– индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических, дефектологических компьютерных технологий и планшетного ПК;
– НОД, индивидуальная образовательная деятельность с использованием мультимедиа презентаций;
– речевые праздники и развлечения с использованием слайд-шоу;
– диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).
2. Работа с родителями :
– интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических, дефектологических программ;
– электронные информационные рюкзачки (домашние задания на переносных накопителях информации);
– консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);
– творческие недели (логопедические тренинги, организационно — деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций).
3. Работа с педагогами :
– мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций;
– семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;
– презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;
– творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).
Апробация системы коррекционно-образовательной работы на базе ИКТ, показала, что данная модель органично встраивается в организацию помощи школьникам с ОВЗ, с учетом индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей ребенка, не требует дополнительных затрат учебного времени, не ведет к перегрузке внепрограммными знаниями.