Лучший педагог года

Коррекционное занятие для детей с ЗПР, подготовительная группа, тема: «Грибы»

Ольга Исаева
Коррекционное занятие для детей с ЗПР, подготовительная группа, тема: «Грибы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (интегрированное занятие) в подготовительной группе

для детей с задержкой психического развития

Тема «Грибы».

Коррекционно-образовательные цели. Выявить и систематизировать знания детей об осеннем лесе и его дарах (грибы). Учить устанавливать смысловые связи между предметами и окружающей обстановкой. Расширять словарный запас детей, развивать кругозор.

Публикация «Коррекционное занятие для детей с ЗПР, подготовительная группа, тема: „Грибы“» размещена в разделах

Словарная работа: лес, гриб, подосиновик, подберезовик, белый, боровик, груздь, волнушка., сыроежка, лисичка, опята, ложные опята, мухомор, поганка, ножка, шляпка, грибница, грибок, грибник, грибище, грибной, съедобный, ядовитый; прятаться, искать, собирать, заготавливать, солить, мариновать.

Коррекционно-развивающие цели. Развивать связную речь, речевой слух, слуховое внимание, зрительное восприятие и внимание, мышление, общие речевые навыки. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

Воспитательные цели. Воспитывать взаимопонимание, активность, инициативность, самостоятельность, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование. Картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов, карточки на каждого ребенка с изображением разного количества грибов (один мухомор, две сыроежки, три боровика, четыре лисички, .пять опят, корзинка, ксерокопии рисунка «Мухомор и белый гриб» на каждого ребенка, схема описательного рассказа о грибах, мяч, муляжи грибов, «волшебные камешки Марблс».

Ход занятия

Организационный момент. Педагог встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В корзинке лежат яркие плоскостные изображения грибов. Дети встают в круг.

Дефектолог: «Посмотрите на карточки, которые вы достали из корзинки. Какие грибы изображены у вас карточках? По сколько грибов на карточке у каждого из вас? Начинайте ответ со слов у меня…»

1 ребенок. У меня один мухомор.

2 ребенок. У меня три боровика.

3 ребенок. У меня четыре лисички.

4 ребенок. У меня пять опят.

5 ребенок. У меня две сыроежки.

Основная часть.

1. Упражнение «Съедобный - несъедобный».

Приглашаем детей подойти к фланелеграфу, на котором размещены плоскостные изображения грибов.

Дефектолог: Осенний лес дарит нам много грибов. Какие еще грибы вы знаете? (подберезовик, сыроежка, волнушка, груздь).

Дефектолог: Посмотрите внимательно, какой гриб здесь лишний и почему?

Дети: Здесь лишний мухомор, потому что он ядовитый, несъедобный, его нельзя даже трогать руками.

Дефектолог: А какие еще несъедобные грибы вы знаете?

Дети: Бледная поганка, желчный гриб, ложные опята.

Дефектолог: Обратите внимание на то, что желчный гриб похож на боровик, но снизу его шляпка розовая, а у боровика белая или желтоватая. Ложные лисички похожи на настоящие, но они более темного цвета. А у ложных опят нет веселых пятнышек-веснушек, как у настоящих опят. Я надеюсь, вы никогда не перепутаете ложные грибы со съедобными.

2. Упражнение «Соберем семейку».

Дефектолог. Будем бросать мяч друг другу и подбирать слова. Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)

- А как можно назвать очень большой гриб? (грибище)

- Как называют суп из грибов? (грибной)

- Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)

- Как называются тонкие переплетенные нити, которые спрятаны в земле и на которых вырастают грибы? (грибница)

- Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)

- Отлично! Молодцы!

3. Составление описательного рассказа.

А теперь можно собрать грибы. Проходите к стульям, присаживайтесь. Для того, чтобы грибы сорвать, необходимо его назвать, рассказать какой он. Можно описывать по схеме (цвет, форма, размер, вкус, куда используется).

Определим, кто начнет рассказ первым с помощью считалки:

Раз – опенок,

Два – волнушка,

Три – лисичка на опушке,

А четыре – гриб-поганка.

Разбегайся по полянке.

Рассказ составляют 2-3 ребенка.

4. Физкультминутка «Боровик» (дети встают в круг и выполняют упражнение).

По дорожке шли –

Боровик нашли. Идут по кругу, держатся за руки.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой. Приседают, опускают голову

Опускают голову, группируются

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли. Вновь идут по кругу.

Продолжение описательного рассказа детьми.

5. Работа с «Волшебными камешками Марблс». Приглашаем детей за столы, на которых лежат листы бумаги с изображением грибов и «волшебные камешки Марблс».

Дефектолог. Что вы видите на листе бумаги? (изображения грибов)

Дети: Это мухомор и белый гриб.

- Послушайте внимательно. О каком из этих грибов я загадаю загадку?

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он в шапочке красной,

На шапке – горошки (мухомор)

- Правильно, но как вы догадались? (объяснения детей).

- Мне очень понравилось ваше объяснение. А теперь возьмите «волшебные камешки» и выложите ими по контуру мухомор.

Дети выполняют задание

- Очень хорошо. Теперь «волшебными камешками» другого цвета выложите по контуру белый гриб.

Дефектолог: «Мне нравится, как вы справились с заданием, с вами можно идти за грибами. Послушайте загадку «За грибами» и помогите мне решить задачу.

Только я в кусты зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?»

Дети: Пять грибов.

- Перечислите их названия (дети перечисляют).

- Верно. Умницы!

6. Игра «Что изменилось»

Дефектолог: Я предлагаю вам проверить свое внимание. На фланелеграфе выросли грибочки, посмотрите и запомните: какой грибок, где стоит. (Закрывайте глазки, а я поменяю местами картинки с грибами. Открывайте глаза. Что изменилось?

Игра повторяется 2-3 раза.

7. Игра «Подскажи словечко»

Дефектолог: Еще одна игра на внимание и на знание названий грибов. Она называется «Подскажи словечко». Я читаю вам стихотворение, а вы подсказываете слово в рифму.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый … (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята,

Тут – лисички, там – опята,

Ну а это, на полянке,

Ядовитые (поганки).

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это (сыроежки)_.

8. Окончание занятия.

Дефектолог предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть внимательнее и активнее.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (интегрированное занятие) в подготовительной группе

для детей с задержкой психического развития

Тема «Грибы».

Коррекционно-образовательные цели. Выявить и систематизировать знания детей об осеннем лесе и его дарах (грибы). Учить устанавливать смысловые связи между предметами и окружающей обстановкой. Расширять словарный запас детей, развивать кругозор.

Словарная работа: лес, гриб, подосиновик, подберезовик, белый, боровик, груздь, волнушка., сыроежка, лисичка, опята, ложные опята, мухомор, поганка, ножка, шляпка, грибница, грибок, грибник, грибище, грибной, съедобный, ядовитый; прятаться, искать, собирать, заготавливать, солить, мариновать.

Коррекционно-развивающие цели. Развивать связную речь, речевой слух, слуховое внимание, зрительное восприятие и внимание, мышление, общие речевые навыки. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

Воспитательные цели. Воспитывать взаимопонимание, активность, инициативность, самостоятельность, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование. Картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов, карточки на каждого ребенка с изображением разного количества грибов (один мухомор, две сыроежки, три боровика, четыре лисички, .пять опят, корзинка, ксерокопии рисунка «Мухомор и белый гриб» на каждого ребенка, схема описательного рассказа о грибах, мяч, муляжи грибов, «волшебные камешки Марблс».

Ход занятия

Организационный момент. Педагог встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В корзинке лежат яркие плоскостные изображения грибов. Дети встают в круг.

Дефектолог: «Посмотрите на карточки, которые вы достали из корзинки. Какие грибы изображены у вас карточках? По сколько грибов на карточке у каждого из вас? Начинайте ответ со слов у меня…»

1 ребенок. У меня один мухомор.

2 ребенок. У меня три боровика.

3 ребенок. У меня четыре лисички.

4 ребенок. У меня пять опят.

5 ребенок. У меня две сыроежки.

Основная часть.

1. Упражнение «Съедобный - несъедобный».

Приглашаем детей подойти к фланелеграфу, на котором размещены плоскостные изображения грибов.

Дефектолог: Осенний лес дарит нам много грибов. Какие еще грибы вы знаете? (подберезовик, сыроежка, волнушка, груздь).

Дефектолог: Посмотрите внимательно, какой гриб здесь лишний и почему?

Дети: Здесь лишний мухомор, потому что он ядовитый, несъедобный, его нельзя даже трогать руками.

Дефектолог: А какие еще несъедобные грибы вы знаете?

Дети: Бледная поганка, желчный гриб, ложные опята.

Дефектолог: Обратите внимание на то, что желчный гриб похож на боровик, но снизу его шляпка розовая, а у боровика белая или желтоватая. Ложные лисички похожи на настоящие, но они более темного цвета. А у ложных опят нет веселых пятнышек-веснушек, как у настоящих опят. Я надеюсь, вы никогда не перепутаете ложные грибы со съедобными.

2. Упражнение «Соберем семейку».

Дефектолог. Будем бросать мяч друг другу и подбирать слова. Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)

- А как можно назвать очень большой гриб? (грибище)

- Как называют суп из грибов? (грибной)

- Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)

- Как называются тонкие переплетенные нити, которые спрятаны в земле и на которых вырастают грибы? (грибница)

- Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)

- Отлично! Молодцы!

3. Составление описательного рассказа.

А теперь можно собрать грибы. Проходите к стульям, присаживайтесь. Для того, чтобы грибы сорвать, необходимо его назвать, рассказать какой он. Можно описывать по схеме (цвет, форма, размер, вкус, куда используется).

Определим, кто начнет рассказ первым с помощью считалки:

Раз – опенок,

Два – волнушка,

Три – лисичка на опушке,

А четыре – гриб-поганка.

Разбегайся по полянке.

Рассказ составляют 2-3 ребенка.

4. Физкультминутка «Боровик» (дети встают в круг и выполняют упражнение).

По дорожке шли –

Боровик нашли. Идут по кругу, держатся за руки.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой. Приседают, опускают голову

Опускают голову, группируются

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли. Вновь идут по кругу.

Продолжение описательного рассказа детьми.

5. Работа с «Волшебными камешками Марблс». Приглашаем детей за столы, на которых лежат листы бумаги с изображением грибов и «волшебные камешки Марблс».

Дефектолог. Что вы видите на листе бумаги? (изображения грибов)

Дети: Это мухомор и белый гриб.

- Послушайте внимательно. О каком из этих грибов я загадаю загадку?

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он в шапочке красной,

На шапке – горошки (мухомор)

- Правильно, но как вы догадались? (объяснения детей).

- Мне очень понравилось ваше объяснение. А теперь возьмите «волшебные камешки» и выложите ими по контуру мухомор.

Дети выполняют задание

- Очень хорошо. Теперь «волшебными камешками» другого цвета выложите по контуру белый гриб.

Дефектолог: «Мне нравится, как вы справились с заданием, с вами можно идти за грибами. Послушайте загадку «За грибами» и помогите мне решить задачу.

Только я в кусты зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?»

Дети: Пять грибов.

- Перечислите их названия (дети перечисляют).

- Верно. Умницы!

6. Игра «Что изменилось»

Дефектолог: Я предлагаю вам проверить свое внимание. На фланелеграфе выросли грибочки, посмотрите и запомните: какой грибок, где стоит. (Закрывайте глазки, а я поменяю местами картинки с грибами. Открывайте глаза. Что изменилось?

Игра повторяется 2-3 раза.

7. Игра «Подскажи словечко»

Дефектолог: Еще одна игра на внимание и на знание названий грибов. Она называется «Подскажи словечко». Я читаю вам стихотворение, а вы подсказываете слово в рифму.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый … (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята,

Тут – лисички, там – опята,

Ну а это, на полянке,

Ядовитые (поганки).

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это (сыроежки)_.

8. Окончание занятия.

Дефектолог предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть внимательнее и активнее.

Публикации по теме:

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Поделки из бросового материала и солёного теста «Грибы–грибочки»Поделки из бросового материала и солёного теста «Грибы–грибочки» «Грибы» - Тема последней тематической недели октября во 2 младшей группе структурного подразделения ГБОУ СОШ № 3 «детский сад» Колосок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционное занятие для детей с ЗПР, подготовительная группа, тема: «Грибы»
Опубликовано: 8 ноября 2012 в 13:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД