Папки-передвижки

Мастер-класс «Эйдетика или развитие памяти играя»

Юлия Корнилова
Мастер-класс «Эйдетика или развитие памяти играя»

Цель: познакомить с методом эйдетики, как способом развития памяти дошкольника.

Задачи:

расширить и обогатить знания педагогов о развитии ассоциативно-образного мышления у детей дошкольного возраста;

познакомить с приемами эйдетики и их использованием в работе, а также с играми, которые способствуют развитию воображения, памяти и образного мышления;

Публикация «Мастер-класс „Эйдетика или развитие памяти играя“» размещена в разделах

предложить заучить скороговорку на память, используя эйдетические приемы.

Участники мастер-класса : педагоги ДОУ.

Ход мастер-класса

Вступительная часть

Занимаясь развитием с детьми раннего возраста, не устаёшь восхищаться неограниченными возможностями малышей. Разве не гениальны дети, умеющие в два года читать, решать сложные головоломки, знающие несколько языков?

Давно замечено то, что дети 2-3 лет достаточно легко запоминают слова, обозначающие конкретные предметы – «бегемот», «баран», «волк», в отличие от абстрактных слов, например, «семь». Так происходит потому, что ребенок обладает прекрасной образной памятью, он может видеть предмет, которого нет в поле зрения.

По мнению М. В. Осориной, ребенок способен образно представлять в уме и фантазировать в возрасте от двух до пяти лет. В этом возрасте он обнаруживает новые возможности удваивать мир, представляя воображаемые образы на внутреннем психическом экране.

Мы можем воспользоваться этим умением и помочь его развитию. Если постоянно включать в занятия с ребёнком игры на создание образов, то такой способ запоминания станет для ребёнка привычным, образы будут возникать без напряжения. Стоит нам только поддержать то, что дано ребёнку природой, и мы получим отличные результаты. Важно помнить о том, что, если мы чем-то не пользуемся, мы это утрачиваем, эти способности атрофируются.

Кроме того, занимаясь эйдетикой с малышами, мы закладываем в них творческое начало. Эти занятия не только учат запоминать, но и превосходно развивают детское воображение и фантазию.

Целью настоящей методики является попытка описания и систематизации занятий с детьми с двух до пяти лет, направленных на развитие образной памяти и мышления.

Занятия с малышами 2-4 лет имеют ряд отличий от занятий с более старшими детьми. Время занятий сокращается. Упражнения на развитие образной памяти чередуются с другими играми.

Игры, которые будут вам предложены, основаны на визуализации (зрительном представление) какой-либо информации. Мысленное создание картинки занимает несколько секунд, но даёт вам гарантию превосходного запоминания.

Первое время вам придётся составлять историю самим. Далее вам будет предложено несколько игр (проигрывание с педагогами и специалистами ДОУ).

Практическая часть

От эмоциональной окраски «истории» будет зависеть качество запоминания. Например, если сказать три выражения:

Змея;

Змея, ползущая по вашей входной двери;

Змея, ползущая по вашей руке

Представить вы сможете, все три варианта, но запомнится вам лучше всего третий вариант, потому что он более эмоционально окрашен и вызывает у вас чувства страха или брезгливости. Эти три примера помогут вам при составлении «истории».

Потому делаем выводы:

1. Все, что нужно запомнить — представляем

2. Представляемое ассоциируем ярко и необычно.

Игра «путешествие» (метод Цицерона) (с 2 лет)

Материалы: Любые предметы, находящиеся в помещении (шкаф, диван, кресло, книжная полка, дверь).

Ход игры: Преподаватель вместе с детьми выбирает предметы, на которых будут расположены слова (шкаф, диван, кресло, книжная полка, дверь). После этого можно отправляться в «путешествие». Малыши с преподавателем останавливаются около каждого выбранного предмета и представляют на нём предложенное слово (слон, клубника, змея, книга, часы).

Преподаватель, останавливаясь около шкафа: «представьте, что на шкаф забрался слон, шкаф трещит, вот – вот развалится».

После того, как все слова «нашли» своё место, показывается предмет, а дети говорят, что они на нём видели.

Игры на развитие слуховой памяти (с 2 лет)

Материал: Предметы, издающие звук (колокольчик, ножницы, деревянные ложки, бубен, губная гармошка, будильник, заводная машинка)

Ход игры:

1) преподаватель показывает предметы и демонстрирует, как они звучат. После этого дети отворачиваются, преподаватель извлекает звук из определённого источника. Ребёнок отгадывает, какой предмет издавал звук.

2) дети отворачиваются, преподаватель издаёт звук, а ребёнок представляет этот звук на открытке, показываемой преподавателем. После этого ребёнок, смотря на открытки, называет, что звучало.

3) слушая повторно звуки, называет, что было нарисовано на открытке, на какой он представлял этот звук.

Игры на развитие тактильной памяти (с 2 лет)

Материалы: дощечки или картон (5*10см.) с разной поверхностью. Например,

На первую дощечку можно приклеить гречневую или рисовую крупу.

Вторую – оставить абсолютно гладкой.

На третью – приклеить наждачную бумагу.

На четвёртую – мех.

На пятую – верёвку.

На шестую – спички.

На седьмую – половинки гороха.

На первое время этих дощечек хватит, постепенно их можно дополнять дощечками с другой поверхностью.

Ход игры: преподаватель берёт несколько дощечек, и даёт потрогать их поверхность малышам, одновременно проговаривая, до чего они дотрагиваются. Например, преподаватель предлагает дотронуться до гладкой поверхности, и говорит – «потрогайте, какая гладкая тарелочка». Предлагая дощечку с мехом – «погладьте кошечку, какая она мягкая и пушистая». Предлагая дощечку с рисом – «потрогайте стул, какой он шершавый, на нём будет неприятно сидеть». После того, как преподаватель предложит все дощечки, дети с закрытыми глазами дотрагиваются до предложенных поверхностей, и называют выбранные преподавателем слова.

Постепенно, эта игра усложняется.

Ход игры: Каждому ребёнку раскладывается комплект дощечек и напротив каждой карточка с рисунком. Ребёнок, дотрагиваясь до дощечки, соединяет, ассоциацию, возникающую при прикосновении к её поверхности и предмет изображенный на рисунке. Например, дощечки с горохом соответствует карточка с изображенной на ней дорогой. Дотрагиваясь до карточки с горохом можно представить, что это маленькие холмики, ты идёшь по дороге и постоянно за них цепляешься. После этого карточки с рисунками переворачиваются, а ребёнок, с закрытыми глазами дотрагиваясь до поверхности дощечек, называет, что было изображено на карточках.

Рефлексия:

Уважаемые педагоги, скажите пожалуйста, что вам сегодня запомнилось больше всего? Будете ли вы применять это в своей работе? Дома? Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Развиваемся, играя». Мастер-класс по изготовлению игры на различение неречевых звуков«Развиваемся, играя». Мастер-класс по изготовлению игры на различение неречевых звуков «Развиваемся, играя!» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического.

Дидактическая игра «Point Live». Эйдетика, развиваем памятьДидактическая игра «Point Live». Эйдетика, развиваем память А вы сможете запомнить последовательность из 9 кубиков с совершенно разными точками? Сложно? Невозможно? С эйдетикой все возможно, если.

Картотека игр на развитие памяти для детей 3–5 лет Тиунова Н. В. Игра «Запомни — положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Мастер-класс для родителей по игровой деятельности «Обучаемся, играя» Цель: Создание условий для укрепления связи и детского сада в целях обеспечения обучения дошкольников. Задачи: - Показать важность работы.

Мастер-класс для родителей «Учимся играя»Мастер-класс для родителей «Учимся играя» Игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь его в активное освоение окружающего мира. Учиться, играя! Эта идея увлекает.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Перспективный план работы «Развитие тактильной памяти у детей с помощью специальных дощечек» Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста.

Проект в младшей группе «Учимся — играя, играя — познаём» «Учимся-играя, играя-познаем». «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Эйдетика или развитие памяти играя»
Опубликовано: 10 января 2022 в 11:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД