Ризида Фарадисовна Хакимзянова
Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Условия становления опыта
Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Успешное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Публикация «Опыт работы „Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Память. Развитие памяти у детей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из целевых ориентиров ФГОС на этапе завершения дошкольного образования является хорошее владение устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Именно поэтому, необходимо способствовать развитию связной речи дошкольников в обществе взрослых и сверстников.
Мнемотехника является таким средством.
Поэтому на протяжении последних двух лет я активно использовала в работе с детьми дошкольного возраста (в средней и старшей группах) данный метод.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Практическая значимость опыта.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Неразвитая связная речь – актуальная проблема на сегодняшний день.
Неполноценное речевое развитие дошкольников накладывает отпечаток на формирование психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Эффективным средством, обеспечивающим наглядность, по поводу которого происходит речевой акт и возможность моделирования плана высказывания, является мнемотехника.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
По итогам работы 2015 – 2016 учебного года у дошкольников младшего возраста были выявлены следующие проблемы: затруднения в запоминании последовательности эпизодов литературного текста, точности и четкости заучивания стихов, отсутствие полноты и красочности речи при передаче содержания сказок.
Для решения проблемы была намечена
цель:
расширение объема памяти дошкольников как основы точности пересказа текста и заучивания стихов через использование приемов мнемотехники.
Задачи:
- учить детей понимать отображения материала для запоминания в мнемоквадратах, мнемодорожках, мнемотаблицах и использовать их для пересказа.
- способствовать развитию у дошкольников умения самостоятельно составлять мнемотаблицы.
- обогатить развивающую среду мнемотаблицами.
- дать родителям представления об особенностях приёма мнемотехника в работе с дошкольниками.
-создать условия для использования мнемотаблиц в самостоятельной деятельности.
Поставленные задачи решались при выполнении определённых условий:
- подбор материала осуществлялся в соответствии с возрастом;
- мнемотаблицы использовались целесообразно и систематически в совместной и самостоятельной деятельности;
- для эффективной организации работы регулярно обогащалась соответствующая предметно-развивающая среда;
- осуществлялась психолого-педагогическая поддержка родителей.
Новизна опыта
Новизна работы заключается в том, что идет обогащение образовательного процесса за счет применения приема мнемотехники для развития полноты и точности пересказа детьми литературных произведений.
Теоретическая интерпретация
Так как в дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер, а детская память обладает удивительным свойством – исключительной фотографичностью было принято решение внедрить в систему работы приёмы МНЕМОТЕХНИКИ.
Мнемотехника (из «Большого психологического словаря» - под общей редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М. : АСТ: АСТ МОСКВА; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009г.) – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет.
Искусство мнемотехники берет свое начало в 477 году до нашей эры.
- считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.
- первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону;
- мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно;
- мнемотехникой интересовался Аристотель и его ученик Александр Македонский.
В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые – психологи: А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко.
В настоящее время широкой популярностью пользуются издания преподавателя курса мнемотехники Школы рационального чтения Владимира Алексеевича Козаренко, который за "Учебник мнемотехники" удостоен медали Кембриджа и включен Кембриджским биографическим центром в число выдающихся ученых XX века по направлению «Развитие интеллектуальных способностей».
В работе с дошкольниками были использованы идеи автора Вадима Петровича Глухова (основанные на принципе от простого к сложному, который внёс понятия: мнемоквадраты – мнемодорожки - мнемотаблицы.
Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются следующие:
• поиск опорного пункта (любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания);
• структурирование материала (когда устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое; этот приём позволяет хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, т. к. направлен на упорядочение материала).
Ведущая педагогическая идея
Раскрывая свой опыт работы хочу показать, как благодаря последовательной целенаправленной систематической работе по вышеобозначенному направлению были выявлены положительные изменения, которые проявляются в:
- повышении интереса к пересказыванию сказок, авторских произведений, заучиванию стихов;
- улучшении качества последовательно, грамотно и связно излагать свои мысли.
Технология опыта
Для решения поставленных задач была разработана система работы по 3 этапам.
1 этап – констатирующий
В начале 2016 – 2017 учебного года, с целью выявления реального уровня развития речи, дошкольникам были предложены диагностические задания (педагогическая диагностика Л. В. Венгера). Обследование проводилось индивидуально, во вторую половину дня.
Диагностические задания были подобраны согласно возрасту дошкольников, позволяли определить уровень владения речевыми умениями и навыками связной речи.
Выявленные результаты: высокий – (2) 8%; средний – (15) 60%; низкий – (8)32% - позволили обнаружить проблемы, связанные с умением самостоятельно пересказывать сказки, воспроизводить последовательность и точность описания эпизодов.
В соответствии с полученными результатами была намечена система работы по развитию речи дошкольников посредством использования приёмов мнемотехники.
2 этап – формирующий
Реализуя ООП ДОУ по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи», дети знакомятся с различными жанрами (сказки, рассказы стихи и др.).
Использование мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы.
Содержание работы включало в себя целенаправленное и систематическое использование приёмов мнемотехники в работе с детьми для развития речи.
Работа проводилась в следующих направлениях:
- с детьми;
- по обогащению развивающей среды для работы с мнемотаблицами;
- с родителями.
Для работы с детьми был разработан Перспективный план по применению приёмов мнемотехники.
В работе с дошкольниками средней группы были использованы идеи автора Вадима Петровича Глухова, который внёс понятия: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Для работы с детьми был разработан Перспективный план по применению приёмов мнемотехники.
В работе с дошкольниками средней группы были использованы идеи автора Вадима Петровича Глухова, который внёс понятия: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Начинала работу по мнемотехнике, знакомя детей с дидактической игрой «РАССКАЖИ СКАЗКУ».
Например, при работе над русской народной сказкой «Теремок» воспитанники рассматривали мнемоквадраты, выкладывали их по порядку.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Потом они описывали изображение на картинке, воспроизводя содержание сказки. Таким образом, дети последовательно рассказывали сказку – выстраивая мнемоквадрат за мнемоквадратом, получая мнемодорожку.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2- 4 предложения.
Описав все картинки, т. е. воспроизведя всё содержание сказки, дети выкладывали мнемодорожки в мнемотаблицу.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные картинки, таким образом, весь текст изображен схематично. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию– постепенно переходя к самостоятельной деятельности.
Таким образом, дошкольники увидели, как происходит сбор информации для мнемотаблицы, начиная от простого к сложному.
Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития:
- для младших дошкольников — таблицы на 6 - 9 клеток;
- для дошкольников старшего возраста — таблицы до 27 клеток.
Весь материал для мнемотаблиц подбирался мной. Таблицы для детей среднего возраста делала цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.
Придерживалась такого же подхода к созданию мнемотаблиц и в старшем возрасте, так как из наблюдений за детьми убедилась, что дети предпочитают цветные изображения.
В работе с детьми мной использовались широко известные приёмы мнемотехники, заключающиеся в преобразовании любой информации в визуальные образы (картинки)
Приём «Поиск опорного пункта» (когда любая информация содержит нечто, что может стать опорой для запоминания) использовался при работе по ознакомлению со скороговорками из альбома «Мнемотаблицы для работы над скороговорками».
Работа по данному альбому была организована с целью упрощённого запоминания содержания скороговорок, (благодаря последовательному отражению их в иллюстрированных мнемоквадратах, мнемодорожках, мнемотаблицах, акцентированию внимания на отработку определённых звуков).
(Текст скороговорки:
Белый снег,
Белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела -
Белой даже не была.)
(Текст скороговорки:
Утром, присев на зелёном пригорке,
Учат сороки - кар:
Картошка, картонка, карета, картуз,
Карниз, карамель, карапуз.)
Не менее интересный приём «Структурирование материала» (когда устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое; направлен на упорядочение материала) использовался:
- в ходе организации работы по ознакомлению с произведениями детской художественной литературы – поэтического плана.
Для более упрощённого запоминания содержания стихотворных произведений (благодаря последовательному отражению их в иллюстрированных мнемотаблицах) был составлен и оформлен альбом «Мнемотаблицы для работы над стихами разных времён года».
Содержание поэтических произведений в вышеописанном альбоме оформляла в виде красочных иллюстраций, которые располагаются единообразно, т. е. :
- иллюстрации следуют друг за другом слева направо;
- если стихотворение большое, то иллюстрации могут располагаться на одном листе А4, либо на 1-ом, 2-х, 3-х листах.
В среднем дошкольном возрасте были отражены следующие программные произведения:
- «Лес осенью» (Александр Трифонович Твардовский);
- «Берёза» (Сергей Александрович Есенин);
- «Медведь проснулся» (Георгий Афанасьевич Ладонщиков);
- «Посидим в тишине» (Елена Александровна Благинина);
- «Бабушкины руки» (Лев Моисеевич Квитко).
Заучивание стихотворения заключалось в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение изображается схематически.
Мнемотехника — это система внутреннего письма, основанная на прямой записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
• кодирование в образы,
• запоминание (соединение двух образов,
• запоминание последовательности,
• закрепление в памяти.
Знакомство со стихотворным произведение, отображённым в мнемотаблице, происходило следующим образом:
1). Сначала стихотворное произведение прочитывается воспитателем, который в процессе ознакомления следит указкой за следованием мнемоквадратов и их сменяемостью в мнемодорожке (переходящей в мнемотаблицу). Дети внимательно слушают и следят за указкой.
Если в стихотворении встречаются новые для детей, незнакомые и сложные для понимания слова, воспитатель при первом прочтении объясняет их.
2). Второе прочтение стихотворного произведения воспитателем происходит совместно с детьми с повторным показом по мнемотаблице.
Дальнейшая работа по совместному прочтению по мнемотаблице стихотворного произведения организовывалась ежедневно в течение недели. Если стихотворное произведение небольших размеров и не содержит сложных оборотов речи, то недели вполне достаточно, чтобы дети запомнили и могли самостоятельно излагать стихотворный текст, ориентируясь на наглядность (мнемотаблицу).
3). На второй неделе работа по мнемотаблице к стихотворному произведению переносилась в самостоятельную деятельность. Воспитанники обнаруживают мнемотаблицу в речевом центре, обращают на неё внимание. Когда количество мнемотаблиц увеличивается – они помещаются в альбом с соответствующим названием, чтобы дети могли ещё раз обратиться и вспомнить уже известные им стихотворные произведения.
Если стихотворное произведение более сложное по содержанию, располагается на 2-х и более страницах, время работы увеличивается, т. е. повторение стихотворного текста потребует две недели.
Систематическая работа по данному направлению позволила дошкольникам самостоятельно на основе мнемотаблиц воспроизводить содержание поэтических произведений.
Обновление стихотворных произведений в альбоме производилось согласно темам комплексно-тематического плана и ознакомления с произведениями детской художественной литературы.
Данный альбом использовался как в совместной, так и самостоятельной деятельности детей. Принцип работы по данному альбому сводится к тому, что иллюстрации не только позволяют удерживать определённый объём знаний, но и значительно его расширить.
В старшем дошкольном возрасте отражены следующие программные произведения:
- «Есть в осени первоначальной…» (Ф. И. Тютчева);
- «Зимнее утро» (А. С. Пушкин);
- «Ёлка» (К. И. Чуковский);
- «Если был бы я девчонкой…» (Э. Н. Успенский);
- «Весенние воды» (Ф. И. Тютчев).
Подходы работы по мнемотаблицам остаются те же.
Меняется то, что стихотворные тексты для дошкольников старшего возраста требуют более подробного объяснения новых неизвестных слов, а также более длительной работы по запоминанию строк.
Аналогичный приём «Поиск опорного пункта»
(когда любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания) использовался:
- в образовательном процессе по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитию речи».
С целью более упрощённого запоминания содержания сказочных произведений (благодаря последовательному отражению их в иллюстрированных мнемотаблицах) был составлен и оформлен альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (средний возраст).
В среднем дошкольном возрасте отражены следующие программные сказки:
- «Два жадных медвежонка» (белорусская народная сказка);
- «Красная шапочка» (Шарль Перро);
- «Лисичка со скалочкой» (русская народная сказка);
- «Пых» (белорусская народная сказка);
- «Рукавичка» (украинская народная сказка);
- «Смоляной бычок» (русская народная сказка);
- «Теремок» (русская народная сказка);
- «У солнышка в гостях» (словацкая народная сказка).
Сказочные произведения в данных альбомах были оформлены в виде красочных иллюстраций, которые располагаются единообразно, т. е. :
- иллюстрации к сказкам следуют друг за другом слева направо;
- иллюстрации к одной сказке могут располагаться либо на одном листе страницы А4, либо на двух и более листах.
Данные альбомы сначала использовались в совместной, а затем и самостоятельной деятельности детей.
Принцип работы по данному альбому сводился к тому, что иллюстрации позволяли удерживать определённый объём знаний.
Аналогичный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» был оформлен для работы с детьми старшего возраста.
В старшем дошкольном возрасте отражены следующие программные сказки:
- «Бременские музыканты» (Братья Гримм);
- «Гуси-лебеди» (русская народная сказка);
- «Зимовье зверей» (русская народная сказка);
- «Крылатый, мохнатый да бархатный» (русская народная сказка);
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (русская народная сказка);
- «Хаврошечка» (русская народная сказка).
Чтобы составить мнемотаблицу для сказочного произведения необходимо в содержании выделить основные моменты. Именно они должны быть отражены в виде картинок (или иллюстраций) – как правило, это главный герой (или героиня) произведения, а также встреча с другими героями.
- Например, главной героиней русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»
(с которой воспитанники знакомятся в средней группе) является лиса, которая находит на лесной дорожке скалочку. Значит, первой подбирается картинка с изображением лисы со скалочкой.
- Далее лисица напрашивается переночевать к хозяину. Соответственно, подбирается картинка встречи лисы и хозяина.
- По содержанию сказки лисица меняет скалочку на курочку, курочку на гусочку, гусочку на мешок с собачкой. Всех этих героев необходимо отразить в мнемоквадратах в правильной последовательности. Таким образом, дети, имея опорные картинки, не выпустят ни одного героя в ходе пересказа.
- Интересен момент завершения сказки, когда лиса получает заслуженное наказание. Эта картинка будет завершающей в мнемотаблице.
Сказочные произведения в альбомах были оформлены в виде красочных иллюстраций, которые располагались единообразно, т. е. :
- иллюстрации к сказкам следовали друг за другом слева направо;
- иллюстрации к одной сказке могут располагаться либо на одном листе страницы А4, либо на двух листах.
В среднем возрасте сказки по содержанию проще – поэтому их содержание отражено (как правило) в мнемотаблице на одном листе А4.
Сказочные произведения для старшего дошкольного возраста более объёмные по содержанию – поэтому умещались на 2-х и более страницах А4.
Данные альбомы сначала использовались в совместной, а затем и самостоятельной деятельности детей.
Принцип работы по данным альбомам сводился к тому, что иллюстрации позволяли удерживать определённый объём знаний.
Таким образом были оформлены сказки, с которыми дошкольники знакомились в течение учебного года. Все они были представлены в уже упомянутом альбоме.
В ходе работы было организовано и просвещение родителей по данному направлению - были представлены консультации:
- для развития дошкольников средней группы:
«Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста»,
«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»;
- для развития дошкольников старшей группы:
«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»,
«Семейное чтение».
В целях ознакомления родителей средней группы с приёмами мнемотехники был организован Практикум с активным участием детей.
Родители познакомились с понятием «мнемотехника», приёмами мнемотехники, также познакомились с содержанием развивающей предметно-пространственной среды группы, способствующей развитию связной речи воспитанников.
Родителям были представлены вышеописанные альбомы для работы по мнемотехнике.
В игровой форме родители поупражнялись:
- в соотнесении мнемотаблиц с текстами поэтических произведений;
- в составлении мнемотаблиц из предложенных мнемоквадратов к стихотворным произведениям.
Присоединившиеся дети были активными участниками практикума, включившись в соревновательный процесс.
Они практически продемонстрировали свои достижения в умении воспроизводить содержание скороговорок, сказок, стихотворных произведений на основе мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц.
Непосредственное включение в «практикум» воспитанников позволило привлечь внимание родителей к актуальной теме, а также продемонстрировать знания и умения дошкольников по развитию речи.
Часть наработанного материала по данному направлению была представлена в виде брошюр:
- «Учить стихи легко»
- «Рассказываем сказки по картинкам»
В конце учебного года детям были снова предложены диагностические задания аналогичные тем, которые использовались на предыдущем этапе.
Результативность
Благодаря последовательной целенаправленной систематической работе по вышеобозначенному направлению были выявлены положительные изменения, которые отразились в:
- хорошем владении устной речью;
- повышении интереса к пересказыванию сказок, авторских произведений, заучивании стихотворных произведений;
- в умении строить речевые высказывания в ситуации общения.
Также это отразилось на результатах промежуточной диагностики детей по разделу «Речевое развитие».
3 этап – диагностический
По результатам диагностики у детей были выявлены следующие показатели:
В начале и конце 2016-2017 уч. г. :
(средняя группа – 25 детей)
Высокий – (2) 8% Высокий – (4)16%
Средний – (15) 60% Средний –(15)60%
Низкий – (8)32% Низкий – (6)24%
В начале и конце 2017-2018 уч. г. :
(старшая группа – 25 детей)
Высокий – (4)16% Высокий –(6)24 %
Средний –(15) 60% Средний –(16)64%
Низкий –(6) 24% Низкий – (3)12%
Критерии:
- высокий уровень: дети самостоятельно пересказывают сказки, воспроизводят последовательность эпизодов, сочиняют на заданную тему;
- средний уровень: дети самостоятельно пересказывают сказки, воспроизводят последовательность эпизодов пропуская некоторые, сочиняют на заданную тему с небольшой помощью взрослого;
- низкий уровень: дети не справляются с заданием самостоятельно, выполняют только с помощью взрослого.
Вывод:
Положительная динамика показала, что МНЕМОТЕХНИКА - это (действительно, действенная) система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Работа по теме МНЕМОТЕХНИКА, организованная в течение 2-х лет с дошкольниками, завершена.
Благодаря мнемотехнике у детей:
- расширился словарный запас;
- появилось желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно;
- заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравилась детям - это явилось одним из эффективных способов развития речи дошкольников;
- как любая работа, мнемотехника строилась от простого к сложному.