Светлана Вершель
Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить инструкцию или текст.
Воспитатели в своей работе с раннего возраста используют небольшие яркие схемы по навыкам самообслуживания «Как правильно мыть руки», «Что за чем одевать», на лепке и аппликации «Что за чем лепить или вырезать…» и др., ребята с большим интересом рассматривают картинки и очень быстро запоминают инструкцию и последовательность действий.
Публикация «Опыт работы „Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы“» размещена в разделах
В старшем возрасте очень часто дети испытывают большую проблему в заучивании стихов наизусть, составлении описательных и сравнительных рассказов, рассказывании по картинкам и по серии сюжетных картин.
В своей работе для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения стихов я стала использовать нетрадиционную методику – мнемотехнику. Суть мнемотехники заключается в использовании ярких картинок, зарисованных в последовательно расположенных небольших квадратиках. Данная методика помогает деткам очень быстро запомнить длинное стихотворение, а использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Для заучивания стихотворений я зарисовываю схемы, аккуратно их оформляю и ламинирую, что дает возможность использовать схемы длительное время в любой режимный момент.
Мнемотаблицы эффективны как при разучивании стихотворений, так и при обучении составлению описательных и сравнительных рассказов, пересказе сказок. Поэтому, я создала картотеку опорных схем на темы: «Времена года», «Животные Жарких стран и Крайнего Севера», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Посуда», «Транспорт», «Профессии».
В течении учебного года, в тематические недели ребятам предлагала с помощью схемы дома с мамами подготовить описательные рассказы. Многие семьи, готовя рассказ по общей схеме, ориентируясь на алгоритм и наглядность, зарисовывали свои схемы. Тем самым ребята, выступая перед группой на занятиях, с легкостью делились информацией, рассказики получались интересные, достаточно полные и связные.
Матвей подготовил описательный рассказ о пингвине
Алеша подготовил описательный рассказ о носороге
Катя подготовил описательный рассказ о свиристелях
Схемы описательных рассказов детей о зимующих птицах с опорой на общую схему
Схемы сравнительных рассказов детей о транспорте с опорой на общую схему
Схемы рассказов детей о профессиях мам
Мама Семена работает поваром
Мама Кати работает врачом
В течении года в методической копилке группы собралась целая картотека мнемосхем: по заученным стишкам, по описательным рассказам о животных и птицах, о транспорте, профессиях мам.
По вечерам ребята в свободной деятельности их очень активно используют для обыгрывания в сюжетно – ролевой играх «Детский сад», «Школа», «Зоопарк», «Магазин» и т. д.
В результате использования нетрадиционной методики «мнемотехника»:
- Дети к концу года стали очень быстро запоминать стихи,
- С желанием выходят перед группой для рассказывания текстов на предложенные темы,
- Пересказывают сказки, придумывают разные истории, фантазируют,
- Робкие и зажатые детки раскрываются, преодолевают свою застенчивость, что является большим плюсом к готовности к школе.
Родители заметили положительный результат в развитии памяти и связной речи детей и с большим интересом готовят дома с ребятами мини – сообщения с использованием мнемотаблиц, оказывая мне огромную помощь в подготовке занятий.
Спасибо за внимание!