Ирина Швайгерт
Красный, синий, зеленый. Игры для формирования навыков звукового анализа слова
Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные: гласные и согласные, а согласные – твердые и мягкие, но и запомнить их цветовое обозначение.
Самыми главными помощниками педагога в подготовке к обучению грамоте становятся разноцветные гномы, которые помогают проводить занятия в игровой форме. Помогая гномам в путешествиях дошкольники выполняют множество разнообразных заданий, направленных на формирование навыков звуко-буквенного анализа.

Подкрепление тактильными ощущениями с помощью мягких зеленых шариков и твердых синих бусин способствует автоматизации навыка выбора нужного цвета. Ребенку предлагается положить зеленый шарик в зеленый контейнер, если произнесен мягкий звук, и синюю бусину в синий контейнер, если произнесен твердый звук.

Одно из любимых заданий – завершение образа забавных динозавриков с помощью прищепок. Педагог называет звук, а дети прикрепляют нужную прищепку.

Еще одно упражнение с прищепками, на этот раз с большими – «Голодные крокодилы». Нужно внимательно слушать звук и помочь своему крокодилу «съесть» его.

Усложнение заданий происходит незаметно, дети хорошо научившиеся давать характеристику звукам, и запомнившие их цветовое обозначение легко переходят к составлению звуковых схем слова. Игра при этом помогает поддерживать интерес. И снова прищепки – мы не забываем развивать моторику пальцев рук

Скоростные колпачки – одна из любимых игр в свободной деятельности детей. Замечательно, что в комплекте есть нужные для решения нашей задачи цвета. И можно весело выполнять звуковой анализ.

Алгоритм проведения игры:
1. Под колпачками черного цвета спрятаны фишки, характеризующие звук
2. Дети дают характеристику звука и надевают цветные колпачки на черные
3. Поднимают «конструкцию» и проверяют правильность выполнения задания, сравнивая свой колпачок с цветом фишки (самый любимый этап:)
Варианты выполнения:
1. С фишками
2. С буквами
Игра позволяет не только педагогу оценить сформированность навыков звукового анализа у детей, но и дети самостоятельно могут проверить правильность выполнения задания.

И наступает момент, когда сложное и требующее значительных умственных и волевых усилий задание по выполнению звуко-буквенного анализа становится понятным, а его решение очевидным. Поэтапное усложнение заданий и игровая форма подачи материала способствуют прочному закреплению навыков.