Наталья Батаговская
Краткосрочный образовательный проект для старшего дошкольного возраста «Безопасные дороги детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : воспитатели группы; дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Тип проекта :
По содержанию:познавательно - творческий.
По числу участников: групповой (дети старшего дошкольного возраста)
По времени проведения:краткосрочный (две недели)
По характеру:в рамках комплексно-тематического планирования ДОУ.
Актуальность:
Публикация «Краткосрочный образовательный проект для старшего дошкольного возраста „Безопасные дороги детям“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в том числе на улицах. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением и не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день.
Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.
Задачи:
Познавательное развитие:
- развивать мотивацию к безопасному поведению на дорогах;
- создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- обобщать и расширять знания детей о правилах дорожного движения;
- повышать уровень знаний по безопасному поведению на улице.
- знакомить с понятием «дистанция» и «безопасное расстояние»;
- развивать умение определять безопасное расстояние в различных дорожно-транспортных ситуациях.
Речевое развитие:
- развивать умение описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказа по картине;
- пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении;
- развивать умение использовать в речи, наиболее употребляемые слова;
- развивать умение использовать в речи понятия «перекресток», «регулировщик», «дорожный знак», «пешеход», «водитель», «пассажир», «общественный транспорт»;
- совершенствовать интонационную выразительность речи.
Художественно- эстетическое развитие
- развивать умение изображать некоторые виды транспорта;
- передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение;
- закреплять навык рисованиявертикальных и горизонтальныхлиний, правильного закрашивания предметов.
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать внимательного и вежливого участника дорожного движения;
- воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика;
- создать условия для совместного взаимодействия между всеми участниками проекта по данной теме.
Физическое развитие:
- формировать специальные двигательные навыки и координировать свои движения с движениями других людей и предметов;
- упражнять в определении расстояния, скорости, размеров видимости.
Проект включает в себя три этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Ожидаемые результаты:
- знают алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- умеютразличатьпешеходные переходы: (наземный, надземный, подземный, регулируемый,нерегулируемый, средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик, а так же дорожные знаки;
- знают правила перехода проезжей части по регулируемому инерегулируемому пешеходным переходам;
- умеютобъяснить определение участники дорожного движения : пешеход, водитель, пассажир;
- знают значение дорожных знаков в соответствии с возрастными требованиями;
- соблюдают элементарные правила дорожного движения.
Родители:
- тесное сотрудничество с педагогами;
- повышение уровня социальной ответственности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Педагог:
- повышение компетенции о проблеме предупреждения дорожных происшествий с участием детей;
- взаимосвязь с родителями по созданию условий для реализации проекта.
Этапы работы над проектом :
I. Подготовительный этап.
- выбор темы и ее актуальность;
- формулировка цели и определение задач.
- подбор материала по теме Проекта :
1. подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративный материал по данной теме,
2. подборигрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности по ПДД.
3. подбор информации для родительского уголка;
4. фонотека;
5. подбор дидактических, сюжетных игр, физкультминуток;
6. составление плана основного этапа Проекта;
7. опрос детей.
Работа с родителями:
1. Информирование родителей о предстоящей работе над проектом.
2. Разработкаплана взаимодействия в процессе работы над проектом.
II. Основной этап
Беседы:
-о движении на улицах города;
-о пешеходных переходах;
-о перекрестке;
-о дорожных знаках;
-о светофоре;
-о транспорте;
-о профессии «водитель»;
-о поведении пешеходов и водителей на дороге;
-о поведении в общественном транспорте.
Наблюдения:
-за светофором;
-за перекрестком;
-за машинами;
-за пешеходами;
-за работой сотрудников ГИБДД;
Организованная образовательная деятельность :
Познавательное развитие:
Познавательно-исследовательская деятельность «Как работает
светофор»;
«Дорожные знаки»;
«Перекресток»;
«Профессия – водитель»;
«Безопасное поведение на улице»;
«Поведение детей в общественном транспорте».
Речевое развитие:
Пересказ рассказа Н. Носова «Автомобиль».
Заучивание стихотворения А. Северный «Светофор».
Составление рассказа по картине «Улицы города».
Сочинение сказки на тему «Сказочные герои на дороге».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Мой любимый дорожный знак».
Рисование «Улицы нашего города».
Лепка «Разноцветныйсветофорик».
Рисование «Улицы нашего города».
Рисование «На чём люди ездят».
Аппликация «Машины едут по улице».
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Логическая дорожка», «Поставь дорожный знак», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Узнай по описанию». «Расставь знаки» (игры с макетом перекрестка, «Набери номер правильно», «Найди такой же знак», «Собери знак».
Подвижные игры:«Жесты регулировщика», «Стоп», «Светофор». «Регулировщик», «Красный, желтый, зеленый», «Умелый пешеход»,«Лучший пешеход», «Сигналы светофора», «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», и другие.
Сюжетно-ролевые игры: «Осторожна улица!», «Поездка на автобусе», «Правила движения», «Инспектор ДПС».
Чтение художественной литературой:Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу», В. Сиротов «Твой товарищ светофор», П. В. Ивнев «Как разговаривает улица», И. Серяков «Законы улиц и дорог», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Л. Гальперштейн «Шлагбаум», Г. Юрмин «Любопытный мышонок».
Работа с родителями:
Консультации для родителей по правилам дорожного движения :
«Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»,
«О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».
Памятка для родителей:«Ребёнок переходит улицу».
Родительская встреча с инспектором по пропаганде правонарушений дорожного движения.
Анкета:«Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения».
Выставка семейного творчества: «Мой друг - светофор»
Родительское собрание :«Нет страшнее слов на свете – на работе гибнут дети».
III. Заключительный этап (итоговые мероприятия)
Конструктивная коллективная деятельность «Гаражный комплекс».
Моделирование ситуаций на знание ПДД на разметке асфальта территории детского сада с использованием атрибутов (коляски, светофоры, униформа регулировщика).
Создание макета улицы города.
Вывод:
По итогам Проекта можно сказать : формирование безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах – процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых.
У детей сформирован алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»; умение различатьпешеходные переходы и средства регулирования дорожного движения, а так же дорожные знаки.
Умеют определять участников дорожного движения, соблюдают элементарные правила дорожного движения. Совершенствуют навыки безопасного поведения в транспорте и на проезжей части.
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
2. Полынова В. К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.
3. Саулина Т. Ф. Три сигала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.