Виктория Андреевна Борисова
«Зимующие птицы». Краткосрочный познавательный проект в группе раннего возраста
Тип проекта: познавательный
Вид проекта: групповой.
Возраст детей: группа раннего возраста, 2-3 года
Период выполнения: с 13.01.25 по 17.01.21 года.
Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.
Актуальность. В современном мире есть проблема экологического воспитания дошкольников. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры и отношения к природе.
Публикация «„Зимующие птицы“, Краткосрочный познавательный проект в группе раннего возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.
С приходом зимы, перелётные птицы улетели в тёплые края, а те, что остались, вынуждены искать себе корм сами. Мы с ребятами решили узнать: какие остаются на зимовку в нашем городе, хватает ли им еды с приходом морозов или потребность в ней растёт.
У ребят почти нет информации о том, кто такие зимующие птицы и почему их так называют, нет навыков оказания помощи птицам.
Задача взрослых - воспитать интерес у детей к птицам, желание узнавать новое об их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, чем можно кормить птиц зимой,а чем нельзя.
В совместной работе с родителями нам необходимо создать условия для общения ребенка с миром природы, научить оказывать посильную помощь нашим друзьям.
Цель: Сформировать у детей общие представления о зимующих птицах Санкт-Петербурга, об их образе жизни, характерных признаках, о роли человека в жизни птиц.
Задачи: Формирование у детей представлений о том, кто такие зимующие птицы, о внешнем виде, повадках, пользе для природы. Обучение умению узнавать пернатых по внешнему виду, по голосу и описанию. Обогащение словарного запаса детей. Расширение кругозора. Раскрытие познавательной деятельности малышей. Развитие художественно-творческих навыков; памяти детей, мелкой моторики рук.
Материал: Картинки (рисунки) с изображением зимующих птиц; литература по теме проекта, аудиодорожки «Голоса птиц».
Предварительная работа:
- подбор художественной литературы для чтения детям;
- подбор методической литературы по теме;
- подбор дидактического материала, подвижных игр, наглядного пособия (картинки для рассматривания, рисунки, аудиозаписи голосов птиц);
Формы реализации проекта:
• занятия (по рисованию в нетрадиционных техниках, лепке, аппликациям, чтению художественной литературы);
• рассказы;
• отгадывание загадок о птицах.
• наблюдения на прогулке;
• рассматривание рисунков;
• раскрашивание картинок;
• пальчиковая гимнастика;
• подвижные игры;
• прослушивание аудиозаписи (голоса птиц);
• работа с родителями;
• оформление совместной работы.
Предполагаемый результат:
Создание совместно с родителями и детьми кормушек из бросового материала и оформление стенгазеты по теме проекта «Зимующие птицы».
В ходе реализации проекта в группе созданы необходимые условия по формированию представлений о зимующих птицах, у детей сформированы знания о зимующих птицах, появилось желание спасать пернатых во время холодов. Сформирована познавательная активность.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми и родителями по теме проекта:
Воспитатель: Разработка методических материалов.
Подбор материалов для проведения занятий, бесед, игр.
Изготовление атрибутов для проведения игр, НОД.
Подготовка консультации для родителей.
Сотрудничество с родителями: привлечь родителей к более тесному контакту в проектной деятельности:
- к подбору картинок, книг, стихов, загадок о зимующих птицах;
- к созданию совместно с детьми кормушек.
- сбор корма для птичек.
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
• Беседы: «Кто такие зимующие птицы?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?», «Какую пользу приносят птицы».
• Чтение художественной литературы
• Рассматривание карточек с изображениями птиц.
• Отгадывание загадок о птицах.
• Занятие по лепке «Тарелочка для птиц»
• Наблюдения во время прогулки за прилетающими птицами на участок детского сада.
• Пальчиковая гимнастика «Мы кормушку смастерили», «Сорока - белобока».
• Дидактические игры: «Какие голоса подают птицы», «Скажи наоборот», «Назови и покажи зимующих птиц».
• Раскрашивание раскрасок «Синички».
• Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
• Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Воробушки и кот».

Мероприятия по работе с родителями:
- Рекомендации родителям по прочтению литературы по теме проекта.
- Оформление информационной папки «Зимующие птицы».
- Беседы с родителями о необходимости прививать детям желание и умения заботиться о наших пернатых друзьях.
- Работа родителей и детей – изготовление кормушек для птиц и пополнение корма в них.
3. Заключительный этап:
- Проведение Акции «Покормите птиц зимой» и стенгазеты по окончанию акции.
- Создание коллективной работы с детьми.
В рамках акции «Покормите птиц зимой» проведена работа по экологическому воспитанию, познавательно-речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию детей.
У малышей был выражен интерес во время проведения мероприятий. Проведена работа по объединению детей, воспитателей и родителей.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• Развит познавательный интерес к птицам.
• Даны представления о внешнем виде птиц, о поведении, о том, чем они питаются, какую пользу приносят.
• Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в тяжелых зимних условиях.
• Развито чувство любви и бережного отношения к птицам.
Для педагога:
• Привлечены и объединены родители для дальнейшей работы
Для родителей:
• Просвещение родителей по теме проекта (предоставление им необходимой информации по тому или иному вопросу - индивидуальные и групповые консультации).
• Родители и дети приняли активное участие в оказании помощи пернатым в трудное зимнее время.
• Совместная продуктивная деятельность родителей и детей (принятие участия в акции «Покормите птиц зимой».
• Укрепление детско-родительских отношений, выявление и развитие творческих способностей детей и родителей.
Вывод:
• В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы», у родителей и детей появилась заинтересованность в дальнейшей продуктивной деятельности.
• Созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, об их значении для природы в целом и для людей, о правилах выбора корма.
• Проявляется интерес к окружающему миру, что находит отражение в детских играх, поделках, рассказах.
• Были созданы условия для развития у детей любознательности и творческих способностей.
• Закрепляется навык работы с карандашами, красками, пластилином, развивается мелкая моторика через разные виды деятельности с детьми.
• Воспитывается чувство любви и бережного отношения к природе и ко всему живому.
• Через исследовательско-творческую деятельность дети решают поставленную задачу, представляя решение в виде коллективной работы.
Продукт проектной деятельности – В итоге работы над проектом мы получили: Создание коллективной работы с детьми в нетрадиционной технике рисования- ладошками по теме «Зимующие птицы»; совместно с родителями создание кормушек и оформление стенгазеты «Как мы птичкам помогали».
