Наумова Ольга Николаевна
Краткосрочный проект для подготовительной группы «Мой родной город Сызрань»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип: информационно-исследовательский
Предметно содержательная область: социальный мир
По количеству участников:коллективный
По продолжительности:краткосрочный (6 недель)
Срок реализации: с 01.09.2021г. по 13.10.2016г.
Актуальность:
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. Гуманизация педагогического процесса в детском саду предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: природе, произведениям искусства, являющимся результатами труда и творчества. Источник этого процесса – воспитание ценностного отношения ребенка к самому себе, родному дому, семье, родственникам, близким и знакомым людям. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины. Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Публикация «Краткосрочный проект для подготовительной группы „Мой родной город Сызрань“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Сызрань, мой город
- Темочки
Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места. Моя задача – воспитать настоящего патриота своей страны – за ними будущее!
Проблема:
Интерес к истории родного города теряется, моя задача максимально заинтересовать детей в изучении истории соей малой Родины. Дети не попросту не знают чем знаменит их родной город, они не знают ничего об его истории, достопримечательностях.
Цель:
Формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края).
Задачи:
Формирование любви к родному городу, интереса к прошлому и настоящему г. Сызрани.
Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.
Воспитание чувства гордости за своих земляков.
Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций.
Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству русского народа и своего региона.
Прогнозируемые результаты:
сформированность ведущих интегративных качеств личности;
познание воспитанниками истории родной Сызрани, самореализация дошкольников в городском социуме;
умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
Будут:
- сформированы коммуникативные навыки;
- получат углубленные знания о жизни нашего города, его природе;
- приобретут социальные навыки общения;
- совершенствуются основы экологической культуры;
- повысится двигательная активность;
- улучшится эмоциональное восприятие окружающего мира;
Будут разработаны:
карта-схема туристического образовательного маршрута по ознакомлению детей с особенностями природы и достопримечательностями родного города;
- схемы-модели по объектам города для закрепления знаний детей;
- цикл экскурсий, целевых прогулок;
- сценарии праздника «Я люблю свой город», спортивный досуг;
- оформлен фотоальбом «Город глазами детей»;
- дидактические игры;
- определен уровень знаний детей о родном городе.
Критерии эффективности:
Социально-нравственное развитие (коммуникативные навыки, культура поведения в природе, общественных местах);
Интеллектуальное развитие (Осведомлённость о городе, его объектах, сформированность представлений о природе родного края, правилах дорожного движения);
Повышение двигательной активности.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
- Изучение методической литературы;
- Составление перспективного плана;
- Создание развивающей среды;
- Подбор игр и оборудования.
2 этап – реализация проекта.
План мероприятий:
1 неделя.
Тема: «С чего начинается Родина?»
Задачи:
- формировать чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, Родина.
- воспитывать чувство долга и любви к ближним.
Вид деятельности:
1) Чтение стихотворения Матусовского «С чего начинается Родина».
2) Беседа о семье, семейных традициях.
3) Рассматривание семейных фотографий.
4) Работа с родителями: Конкурс «Герб моей семьи», составление плаката «Дерево моей семьи».
2 неделя.
Тема: «С днем рождения город родной!»
Задачи:
- воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за то, что являешься его жителем.
- воспитывать желание помогать в благоустройстве города к празднику.
- познакомить детей с традиционными праздничными фестивалями, проводимыми в нашем городе : «Сызранский помидор», «Серебряные трубы Поволжья».
Вид деятельности:
1) Слушание музыкального произведения о Сызрани.
2) Конкурс рисунков «С днем рождения, город!».
3) Изготовление поделок из природного материала.
4) Работа с родителями: Совместный труд по благоустройству территории детского сада и участка группы.
3 неделя.
Тема: «История возникновения города»
Задачи:
- формировать представления об исторических корнях города.
- познакомить с историей возникновения города.
- воспитывать чувство любви и патриотизма.
Вид деятельности:
1) «Легенда о Сизи-Ори».
2) Оформление альбома «Мой родной город».
3) Рассматривание фотографий, макетов.
4) Посещение мини-музея в группе «Знайки».
5) Работа с родителями: Совместное изготовление макетов «Из жизни прошлого нашего города»
4 неделя.
Тема: «Путешествие по городу. Знакомство с достопримечательностями»
Задачи:
- познакомить детей с картой и символикой города.
- закрепить название главной улицы города : ул. Советской.
- познакомить с главными достопримечательностями города.
Вид деятельности:
1) Игра-путешествие «По улицам нашего города».
2) Рисование «Сызранский Кремль».
3) Изготовление панно «Моя родная улица».
4) Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по г. Сызрани».
5) Работа с родителями: Совместная экскурсия по родному городу. Посещение городского краеведческого музея.
5 неделя.
Тема: «Архитектура прошлого и настоящего. Знакомство с деревянным зодчеством г. Сызрани»»
Задачи:
- расширять понятия детей о древнерусской и совместной архитектуре города Сызрани.
- уточнить знания детей о крепости Сызран, Спасской башне Кремля, о Христорождественском соборе.
- познакомить с современными ансамблями в архитектуре города наших дней.
Вид деятельности:
1) Игра-путешествие «Машина времени».
2) Рассматривание фотографий старой Сызрани, открыток и иллюстраций по древнерусской архитектуре г. Сызрани.
3) Чтение художественной литературы: Б. Соколов «Кремль земли русской».
4) Выставка рисунков «Сказочный домик-теремок».
5) Работа с родителями: Совместнаяэкскурсия по историческим местам города. Посещение Центральной детской библиотеки.
6 неделя.
Тема: «О людях, прославивших наших город»
Задачи:
- познакомить детей с творчеством наших земляков: писателя А. Н. Толстого, композитора А. И. Островского.
- уточнить с детьми названия сказок и песен наших земляков.
Вид деятельности:
1) Чтение сказок в обработке А. Н. Толстого, изготовление пальчикового театра.
2) Слушание песен А. И. Островского, заучивание их наизусть.
3) Оформление альбома о творчестве наших земляков.
4) Работа с родителями: Совместное посещение театра им. А. Н. Толстого. Сбор информации о творчестве наших земляков.
Игры с детьми на закрепление материала:
1) «Гости города» - позволяет уточнить и закрепить знания детей о своем городе, больше знать о его достопримечательностях, воспитывает любовь к своему городу.
2) «Путешествие по городу» - закрепляют знание детей о родном городе, кто в нем живет и трудится, какой транспорт, как украшен, единая архитектура, неповторимые единичные объекты.
3) «Узнай, где находишься» - воспитатель раздает открытки с видами города. Дети рассказывают, где они находятся и что с этим местом связано в городе.
4) «Знаешь ли ты свой город» - раздается по 3 фотографии. У воспитателя фишки или карточки одного цвета. Воспитатель называет достопримечательность. Если ребенок узнал ее у себя на фотографии, то он закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто больше фотографий закроет.
Уголок нравственно-патриотического воспитания в группе :
Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья», «Мой детский сад», «моя группа».
Фотоальбомы о достопримечательностях родного города : «Мой город детям», «Природа родного края», «Промышленные предприятия нашего города».
Фотоальбом о столице нашей Родины – Москве.
Фотоальбом о природе России.
Фотоальбомы о центральных городах России и их достопримечательностях.
Портрет президента России.
Символика родного города (флаг, герб).
Символика России (флаг, герб, гимн).
Карта г. Сызрани, карта России, глобус.
Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой).
Итоговый мониторинг:
Анкета для родителей
Формирование у детей знаний о родном городе.
1. Что, по–вашему, является главным в формировании знаний о городе Сызрани :
а)Просмотр фильмов;б)Чтение литературы;в)Изучение архивов семьи;
г)Посещение музеев, выставок;д)Знакомство с почетными жителями города
2. Как будете закреплять знания детей:
а) Беседовать;б) Рассматривать книги, альбомы;
в) Закреплять в рисунках, поделках;г) Создавать семейный фильм, фотовыставку;
д) Ваш вариант ответа___
3. Сколько времени вы будете уделять ребенку для реализации задач:
а) Каждый день с 20.00.-21.00;б) По выходным;
в) 2 раза в неделю;д) 2 раза в месяц;
е) Ваш вариант ответа___
4. Какую помощь вы бы хотели получить от педагогов:
а) Рекомендации по теме;
б) Подбор литературы и фильмов по теме;в) Подробную консультацию;
г) Ваш вариант ответа___
5. Какие советы и практическую помощь вы можете предложить по созданию выставки «Достопримечательности города Сызрань»
а) Сделать фотомонтаж;
б) Составить с ребенком творческий рассказ;
в) Принести семейные фотографии, реликвии для выставки;
г) Свои варианты ответа___
Анкета для воспитателей.
«Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»
№ Вопрос Да/нет
1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?
2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
3. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
4. Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии Сызрани?
5. Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции Сызрани?
6. Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?
7. Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?
8. Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
9. Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?
10. Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?
11. Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?
12. Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?
Литература:
1. Бурая И. В. - Архитектура Сызрани конца XVII- начала XX века. -Сызрань :ООО "Полиграфия", 2008 -176 с. : ил.
2. Варешин А. М., Дедков Б. П., Пономарев А. С. - Город Сызрань : Историко – экономический очерк. Куйбышев: Куйбышевское книжное изд-во,1964.- 199с.
3. Город Сызрань. Историко-экономический очерк, 1964 г., 1978 г.
4. Город Сызрань : очерки географии, истории, культуры, экономики : в 2 т. : Т. 1 / Ин-т рос. истории Поволжский филиал ; ред. -сост. Е. Г. Мочалова ; науч. Рук. П. С. Кабытов. - Сызрань : Ваш Взгляд, 2008. - 532 с. : ил.
5. Город Сызрань : очерки географии, истории, культуры, экономики : в 2 т. Т. 2 / Ин-т рос. истории Поволжский филиал ; ред. -сост. Е. Г. Мочалова ; науч. Рук. П. С. Кабытов. - Сызрань : Ваш Взгляд, 2008. - 470 с. : ил. + 1 отд. л. прил. - Прил. : Карта Сызранского уезда 1915 г.
6. История г. Сызрани (Хроника важнейших событий) // Сызрань –2000 : Книга – альбом. Сызрань :- Сызранскоеполиграфобъединение. - 2000. –С. 227.
7. Казанцева В. И., Онушкина Е. П., Харитонов В. В. - Время определило цель. Документально-публистический очерк. Под редакцией Е. П. Онушкиной - Сызрань 2001-286 с. (о сызранском заводе "Тяжмаш").
8. Каталог выставки «Сызранская икона». – Самара, Издательский дом «Агни», 2007. – 148 стр. : ил.
9. Кто есть кто в Сызрани : справ. -энцикл. изд. / ред. -сост. Е. Мочалова. – Сызрань : Навигатор, 2001. - 327 с. : ил.
10. Осятинский А. И. - "Строительство городов на Волге. " Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1965 - 191 с.
11. Посадский А. - "От Царицына до Сызрани : очерки Гражданской войны на Волге" Издательство: Ассоциация исследователей российского общества (АИРО-XXI) (2010) - 413 с.
12. Преображенская слобода - Засызран / Петряшин В. В. - Сызрань : Ваш Взгляд, 2011. - 98 с, (+50 с. вклеек).
13. Пристани. А. С. Карякин ; Самар. отд-ние Лит. фонда России, Сызр. гор. орг. Союза писателей России. - Сызрань : Полиграфия, 2005. - 79 с.
14. Программа нравственного воспитания дошкольников «Возрождение истории и культуры г. Сызрани»//Дошкольное образовательное учреждение детский сад №55 г. Сызрань 2000г.
15. Путешествие в прошлое. Самарский край глазами современников/ Сост. А. Н. Завальный, Ю. Е. Рыбалко. -Самара: Кн. изд-во, 1992. - 288с.
16. Рыжков Н. О. - Географический очерк Сызранского уезда. - Сызрань : Издание Сызранского УОНО, 1926. - 108 с.
17. Сызрань = Syzran / ред. -сост. Е. Г. Мочалова. - Сызрань : Ваш Взгляд, 2008. - 105 с. : ил. - Текст на рус. и англ. яз.
18. Сызрань - годы и люди : ист. -эконом. очерк / сост. В. С. Морозенко, О. А. Портнягин. - Куйбышев : Кн. изд-во, 1983. - 221 с. : ил.
19. Сызрань-2000 : книга-альбом / гл. ред. и сост. М. Степанова. – Сызрань : [б. и. ], 2000. - 286 с. : ил.
20. Сызрань старинная и современная : [фотоальбом] / ред. -сост. Е. Г. Мочалова ; фот. А. Горелов, Н. Никитин. - Сызрань : Ваш Взгляд, 2008. - 59 с. : ил.
21. Сызранские фамилии : Ионовы, Ревякины, Певзнер: Воспоминания Нины Константиновны Певзнер / Под ред. Е. Г. Мочаловой. Сызрань : Ваш Взгляд, 2009. 56 с.
22. Толкачев В. М. - "Сызрань на карте. Путешествие в прошлое. ", 2013 г.
23. Толкачев В. М. - «На огневом рубеже», 2009 г.
24. Чистов Б. Н. Сызранские большевики в Октябрьской революции / Б. Н. Чистов, В. Я. Табенцкий. – Куйбышев : Кн. изд-во, 1959. – 88 с.