Белякова Ирина Петровна
Краткосрочный проект «Волшебное мыло» в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся.
Публикация «Краткосрочный проект „Волшебное мыло“ в группе раннего возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Мыло, мыльные пузыри
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Игры с мыльными пузырями — эта забава известна с давних времён привлекает как детей, так и взрослых.
Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник.
Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – пеной.
Цель: Знакомство с нетрадиционным материалом – пеной, через игры-эксперименты.
Задачи:
• Развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности.
• Побуждать к речевому общению.
• Формировать представления о свойствах пены: «воздушная», «легкая».
При реализации проекта использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы, беседа, игры с пеной.
Вид проекта : Краткосрочный, групповой — 1 неделя.
Участники проекта : Дети, родители, воспитатель.
Оборудование: Тазы с водой, мыло, мыльные пузыри, фартуки, полотенце, кукольная посуда, мелкие игрушки (тонущие).
Продукт проекта :
• Фотоотчёт проведения проекта.
• Картотека игр-экспериментов с детьми раннего возраста.
• Чтение с детьми стихотворений, потешек, сказок.
• Консультация для родителей: «Развитие культурно-гигиенических навыков».
• Помощь родителей при подборе материалов и оборудования для реализации некоторых мероприятий.
• Поддержка культурно-гигиенических навыков, полученных в ДОУ, в домашней обстановке.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы К. И. Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций; игровые ситуации, выполнение режимных моментов.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап:
Наблюдение за детьми.
Обсуждение темы, определение целей, задач проекта.
Организация предметно - развивающей среды.
Подборка литературы, игр, иллюстраций.
Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.
II .Основной этап реализации проекта :
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование ППРС
09.04. Пальчиковая игра Умывалочка.» Опыт Сделаем пену» Консультация для родителей на тему Воспитание культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте.
10.04. Игра-эксперимент Пенка на ладошках!» Использование потешек и стихов при умывании детей дома. Пополнение книжного уголка стихами, потешками, сказками на тему воспитания культурно-гигиенических навыков.
11.04. Развлечение «Поймай пузыри!» Разучивание с детьми дыхательной гимнастики.
12.04. Игра-эксперимент «Найди игрушки» Подбор материалов и оборудования для проведения эксперимента. Пополнение ППРС картотекой игр-экспериментов с мыльной водой и пеной.
13.04. Игра-эксперимент «Помощники Мойдодыра» Изготовление атрибутов для игры-эксперимента. Оснащение уголка ряжения детскими фартуками.
Вывод:
У детей сформировались элементарные навыки поисковой деятельности, знания о свойствах пены.
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр.
Родители стали активнее принимать участие в совместной деятельности над проектом.
1 день
Пальчиковая игра «Умывалочка»
Цель : развитие мелкой моторики, активизация словаря.
Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь).
Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).
А над ручками, как тучки (руки вверх).
Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе)
Опыт «Сделаем пену»
Цель: уточнение знаний о свойствах воды (вода пенится).
В таз с тёплой водой на дно добавляем жидкое мыло.
Предложить детям воду потрогать, затем ручками взбить воду. Постепенно начинает появляться пена, все больше и больше.
Затем дать детям потрогать пену, поиграть ею, можно на нее подуть.
Вывод: мыло в воде – появляется пена.
2 день:
«Игра-эксперимент «Пенка на ладошках!
Цель: обучение ребенка намыливанию рук с внешней и внутренней стороны до образования мыльных перчаточек.
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька (взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
3 день:
Развлечение «Поймай пузыри!»
Цель: развитие тактильных ощущений,закрепление представлений о свойствах пены (лёгкая, воздушная). Под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные!
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать.
4 день:
Игра – эксперимент «Найди игрушки»
Цель: развитие экспериментальной деятельности в процессе игры.
В таз с мыльной водой опустить тонущие игрушки — дети их ищут,отодвигая пену.
Вывод: пена прячет игрушки (она не прозрачная)
5 день:
Игра-эксперимент «Помощники Мойдодыра»
Оборудование:тазики с теплой водой,жидкое мыло,фартуки,кукольная посуда,полотенце.
Цель: обогащение игрового опыта,выполнение и закрепление практических действий о свойствах мыльной воды.
Дети совместно с воспитателем «моют» кукольную посуду, ополаскивают ее от пены, высушивают на полотенце.
Вывод : мыльная вода отмывает «грязь».
КАРТОТЕКА ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВОДОЙ И МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
«Водяная мельница»
Еще одна любимая забава детей – водяная мельница. Возьмите ковшик с носиком, зачерпните воды и покажите малышу, что лить надо, стараясь на центр лопасти.
«Переливалочки»
Наша задача - научить малыша переливать воду из одной емкости в другую. Для этого хорошо подойдет набор игрушечной посуды. Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край. Спросите кроху: почему вода из чайника не С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.
«Разливаем суп»
Покажите ребенку, как с помощью половника можно из одной небольшой кастрюльки перелить воду в другую кастрюлю. Дети очень любят делать все по- взрослому, поэтому с удовольствием работают с половником. А теперь, когда мы
уже научились хорошо держать половник, предложите разлить «суп» в пластмассовые тарелочки.
«Ловим шарики»
Вам понадобятся маленькое ситечко, 10 теннисных шариков, миска. Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.
«Льдинки»
Взрослый отпускает в ёмкость с водой 5- 10 льдинок и говорит ребёнку «Смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай спасать!»
Малыш сачком достает из воды льдинки и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, взрослый спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало?»
«Тонет - не тонет»
Вам понадобится прозрачная миска с водой. В другую миску положите мелкие предметы: гвоздик, камешек, бусинку, кубик. Приготовьте тряпочку, губку, полотенце. Перед началом игры предложите малышу догадаться, какие предметы не утонут. Ребенок по очереди опускает в миску с водой один за другим все предметы.
«Круги на воде»
Налейте в большую посуду воду и дождитесь, чтобы поверхность успокоилась. Если вы дотронетесь до поверхности воды пальцем (то же самое может сделать и ребенок, по воде пойдут круги. Понаблюдайте, как это происходит. Впоследствии ребенок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя.
«Что как плавает»
Для игры - экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т. д.).
Взрослый предлагает ребё нку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.
«Сделаем пену»
В таз с теплой водой на дно добавляем жидкое мыло. Предложить детям воду потрогать, затем ручками взбить воду. Постепенно начинает появляться пена, все больше и больше. Затем дать малышам возможность потрогать пену,поиграть ее,можно на нее подуть.
Вывод: мыло в воде- появляется пена.
Пенка на ладошках»
Обучение ребенка намыливанию рук с внешней и внутренней стороны до образования мыльных перчаточек.
«Найди игрушки»
В таз с мыльной пеной опустить тонущие игрушки. Дети их ищут, отодвигая пену.
Вывод: пена прячет игрушки (она не прозрачная).
«Помощники Мойдодыра»
Дети совместно с воспитателем моют кукольную посуду в мыльной воде, ополаскивают ее от пены, высушивают на полотенце.
Вывод: мыльная вода отмывает грязь.
ПОТЕШКИ НА УМЫВАНИЕ
Утром мы водичкой моем руки, личико
Плих и плюх, плих и плюх
Убегай грязь от чистюх.
***
Водичка, водичка, умой мое личико
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка- найдём!
Щечки? Мыли.
Носик? Мыли?
А глазки? Забыли.
***
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
Никто, никто, тирлим – бом – бом
Не может догадаться
Куда идёт весёлый гном
А гном идёт купаться!
***
Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
***
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Мы пойдем купаться и в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться, будет Настя мыться.
Мы помоем ножки нашей милой крошке,
Вымоем ручонки маленькой Настёнке,
Спинку и животик, личико и ротик -
Чистая какая доченька родная!
***
Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
***
Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
Список используемой литературы:
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. М. : Просвещение, Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, с. 3.
Д. Н. Колдина, Игровые занятия с детьми 1-2 лет, Методическое пособие. - «ТЦ Сфера», с 4.
Занятии с малышами в детском саду, сост. К. Белая. - М. ,ЛИНКА- ПРЕСС, с. 5.
Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание с 6.
Лурри Ю. Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, с. 7.
Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение, с. 8.
Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. -М. : Педагогика, с. 9.
Названова Л. Чтобы зубки блестели. // Дошкольное образование с.