МААМ-картинки

Кризис «первоклашки» (6–7 лет)

Ирина Кузнецова
Кризис «первоклашки» (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Кризис «первоклашки» (6-7 лет)

В возрасте 6-7 лет у ребенка происходит значительная анатомо-физиологическая перестройка организма. Энергетическое развитие крупных мышц совершенствует двигательные реакции (ходьба, бег, прыжки и т. д.) Развитие мелких мышц идёт медленнее, поэтому действия, требующие повышенной точности, для шестилетнего ребёнка представляют трудность. Происходят качественные и структурные изменения головного мозга. Мозг ребёнка увеличивается, в первую очередь, за счёт развития лобных долей, отвечающих за мыслительную деятельность. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой.

Публикация «Кризис „первоклашки“ (6–7 лет)» размещена в разделах

Происходят изменения в протекании основных нервных процессов — возбуждения и торможения: увеличивается возможность тормозных реакций. Эти свойства составляют физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств: повышается способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, удерживаться от нежелательных поступков. Однако надо учитывать и слабые стороны в анатомии и физиологии семилетних детей. Отмечается быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях. Всякое перенапряжение может повлечь за собой срывы в здоровье ребёнка, что обязывает педагогов и родителей следить за строгим соблюдением его режима.

К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 6-7 лет. Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами этого кризиса. Одним из первых в отечественной психологии кризис семи лет описал Л. С. Выготский. Он зафиксировал, что при переходе от дошкольного к отроческому периоду ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Основное, что отличает ребенка переходного возраста, состоит, согласно Л. С. Выготскому, в утрате им непосредственности и наивности.

Основные признаки этого кризиса :

• Потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

• Манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д. ;

• Симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения.

Несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. Это показали наблюдения за первыми днями пребывания ребенка в стенах данного учреждения.

Д. Б. Эльконин, проработавший несколько лет в школе, заметил, что когда первоклассников на первых уроках просили нарисовать четыре кружочка и три из них раскрасить желтым, а один – синим, то они закрашивали их разными цветами и объясняли это тем, что так красиво. Данный факт говорит о том, что правила еще не стали правилами поведения для ребенка.

Еще один пример: на первых уроках первоклассникам не задают домашнего задания, а они спрашивают: «А уроки?» Это свидетельствует о том, что получение домашнего задания ставит их в определенные отношения с окружающим миром, а так как дети в этом возрасте стремятся ко взрослым отношениям, возникает такой вопрос.

Во время перемены первоклассники стараются подойти к учителю, дотронуться до него или обнять его. Это остатки прежних отношений, прежних форм общения, свойственных дошкольному возрасту.

Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство и младший школьный возраст. По мнению Л. С. Выготского, между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент: ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Иными словами, ребенок задумывается о смысле деятельности, о получении удовлетворения или неудовлетворения от того, какое место он займет в отношениях со взрослыми, т. е. возникает эмоционально-смысловая ориентация основы поступка. Д. Б. Эльконин говорил, что там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.

Важной составляющей психологической готовности к школе является понимание правил, требований и запретов, возможностей и обязанностей. Эта сфера вызывает больше всего трудностей у ребенка и переживаний у родителей. Ведь чтобы понять, как именно действовать по правилам, нужно сначала увидеть эти правила. Именно это происходит, когда ребенок всячески отрицает, игнорирует или противостоит требованиям, установленными родителями. Он проверяет, является ли это правилом. Фактически он «ощупывает» ситуацию, ее границы и способы действий. Характер этого «ощупывания» во многом зависит от темперамента ребенка: более спокойные дети скорее будут интересоваться, почему надо делать именно так, а более возбудимые – активно саботировать и наблюдать за реакцией родителей.

От того, когда ребенок пойдет в школу, насколько он готов к обучению, будет зависеть течение кризиса. Если ребенок придет в школу поздно (7,3–8 лет, то ему придется пройти через следующие фазы.

1. Критическая фаза. Игра уже не интересует ребенка так, как раньше, она отходит на второй план. Он старается внести изменения в игру, возникает стремление к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает появляться субъективное желание стать взрослым. Так как ребенок субъективно и объективно готов к обучению в школе, а формальный переход запаздывает, то у него возникает неудовлетворенность своим положением, он начинает испытывать эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.

2. Посткритическая фаза. Когда ребенок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт.

У детей, пришедших в школу рано (6–6,3 года, отмечаются следующие фазы.

1. Ребенка на данном этапе больше занимает не учеба, а игра, пока она остается его ведущей деятельностью. Поэтому у него могут быть лишь субъективные предпосылки для учения в школе, а объективные еще не сформированы.

2. Так как у ребенка еще не сформировались предпосылки для перехода от игровой деятельности к учебной, он продолжает играть и на уроке, и дома, что приводит к возникновению проблем в учебе и поведении. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Негативная симптоматика, появляющаяся в поведении, направлена против родителей и учителей.

3. Ребенку приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность. Если ему удается это сделать, то эмоционально-личностный комфорт восстанавливается и негативная симптоматика сглаживается. В противном случае негативные процессы, характерные для второй фазы, будут усиливаться.

Отставание в учебе у детей, рано пришедших в школу, может наблюдаться не только в первом классе, но и в последующих классах и привести к общей неуспеваемости ребенка в школе.

Исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствуют о том, что: дети, у которых ярко выражены «активные» симптомы кризиса семи лет (конфликтное поведение, негативизм, непослушание, упрямство, стремление к самостоятельности, лучше адаптируются к началу новой школьной жизни. Это объясняется тем, что они быстрее и активнее своих сверстников изучают меняющуюся ситуацию, примеряя на себя новые социальные роли. Дети с пассивными формами непослушания (капризы, плаксивость, гиперчувствительность к критике) и слабыми проявлениями самостоятельности обладают меньшей психологической готовностью к школе.

Список литературы:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 5.

3. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 томах. Т. 4. - М., 1984.

4. Леонтъев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.

5. Элъконин Д. Б. Детская психология. - М., 1960.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Кризис 5 лет» Кризис 5 лет – самый многогранный, его границы размыты настолько, что иногда родители могут не заметить его начало и конец. Есть мнение,.

Консультация для родителей «Кризис 6–7 лет» КРИЗИС-решение, поворотный пункт, где необходимо осваивать новый стиль поведения. Это конфликт. Это тяжелый период для ребенка. ВЫ-единственные.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет» Кризис 3-х лет у детей. Как вести себя родителямКоваленко Анастасия Кризис трех лет характеризуется целым рядом поведенческих проявлений,.

Кризис 3 летКризис 3 лет Памятка для родителей К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется.

Кризис 3 лет (консультация для родителей) Кризис 3 лет (консультация для родителей) Возрастные кризисы- закономерные и необходимые этапы развития ребенка. По истечении кризисного.

Кризис 3 лет у ребенка Как проявляется кризис 3 лет у ребенка: симптомы! ВАЖНО: Кризис 3 лет проходит у детей по-разному: чьи-то мамы даже не заметят его, а.

Консультация «Кризис 6–7 лет» Кризис 6-7 лет Составил воспитатель МБДОУ «Д. с. №33» Гуляева Г. Н. г. Говокузнецк До 6—7 лет ребенок почти не думает о своем месте в жизни,.

Консультация для родителей «Кризис 7 лет» Как преодолеть кризис семи лет? Ваш ребенок уже прошел через несколько кризисов: рождения, первого года, трех лет. Кризис семи лет обычно.

Кризис трех лет Кризис трех лет. К трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, поэтому мы наблюдаем.

Консультация «Кризис трёх лет» Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии "кризис трёх лет",.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кризис «первоклашки» (6–7 лет)
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 20:28
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кризис «первоклашки» (6–7 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кузнецова (УИ 705395) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД