Татьяна Ермохина
«Круглый год». Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Учить пользоваться сложными предложениями и правильно произносить слова сложной слоговой структуры; активизировать навыки детей в выделении предметов, как самостоятельных слов, а так же умение составлять с ними предложения.
Учить употреблять в речи существительные в косвенных падежах.
Закрепить умение составлять рассказы по сюжетным картинам о временах года.
Публикация «„Круглый год“, Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать логическое мышление, внимание, память, координацию слова с движением, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение слушать и слышать взрослого, товарища.
Методические приё мы:
Словесные: вопросы, ответы, игры: «Четвёртый лишний», «Что общего и различного?», «Исправь ошибки», пословицы о временах года
Наглядные: картины по временам года, кассы букв, наборы квадратиков, наборы схем предложений.
Игровой: физкультминутка «Мы пришли в зимний лес», пальчиковая гимнастика «Наши пальчики», психогимнастика «Солнышко улыбается»
Практический: составление схемы предложения из квадратиков.
Словарная работа: грачиха, грачонок, грачата, грачовник.
Предварительная работа: целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание картин. Разгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками, народными приметами, разучивание пальчиковой гимнастики «Наши пальчики» и физкультминутки «Прогулка в лес», чтение художественной литературы, индивидуальная работа.
Демонстрационный материал: картины по временам года, кассы букв, наборы квадратиков, наборы схем предложений.
Раздаточный материал: наборы квадратиков, кассы букв.
Организация детей: сидя за столами и на ковре.
Ход занятия:
Организационный момент
1. Сядет тот, чьё имя начинается на звук А, Р, Н, С…
Говорим всегда красиво, правильно не торопливо, ясно, чётко говорим, потому что не спешим. Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях. Сегодня мы с вами расскажем и покажем, чему мы научились.
2. Загадка: Четыре сестрицы, на свете живут,
И всех их по - разному зовут.
У каждой из них разноцветное платье,
• Попробуйте этих сестёр отгадайте? (Это времена года)
Вот пришло и лето красное, жарким стало солнце красное (составление рассказов детей по картине «Лето»)
• Настало весёлое, солнечное лето. Солнце светит ярко, сильно греет. Небо голубое, высокое. По небу плывут белые облака. На поляне растёт мелкая трава и ромашки. Вокруг стоят берёзы и ели. Тонкие берёзы шелестят зелёными листочками. Весело поют птицы.
• Дети с Татьяной Анатольевной пришли на лесную поляну. Они одеты легко, по-летнему. На них яркие футболки и шортики. На голове белые панамки. Несколько ребят и их воспитатель играют с большим разноцветным мячом. Девочки собирают в корзинки красную спелую землянику. Коля и Алеша увидели на ветке белку с рыжим пушистым хвостом. Мальчики угощают белку вкусными лесными орешками. Всем детям очень весело.
Какие пословицы о лете вы знаете?
Будет дождь, будут и грибы.
Лето собирает, а зима поедает.
Что летом родиться, зимой пригодиться.
Люди рады лету,
• Игра «Четвёртый лишний» :
1. Понедельник, вторник, среда, май (май)
2. Зима, весна, яблоко, лето (яблоко)
3. Шарф, куртка, шапка, платье (платье)
4. Берёза. Ухо, дуб, ёлка (ухо)
5. Торт, тюльпаны, сыр, печенье (тюльпаны)
6. Голубь, сорока, грач, синица (грач)
7. Лисёнок, зайчонок, бельчонок, волк (волк)
Промелькнуло быстро лето, пробежало по цветам. За горами бродит где-то без нас скучает там. В двери к нам стучится осень (составление рассказа по картине «Осень»).
• Наступила осень. Солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Небо хмурое. Моросят мелкие холодные дожди. Ветер срывает с деревьев жёлтые. Красные листья. Начинается пора листопада. Трава пожелтела. Исчезают насекомые, улетают на юг, перелётные птицы. Звери готовятся к зиме. Делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Осенью у людей много работы. Собирают урожай овощей и фруктов.
Какие пословицы об осени вы знаете?
Лето снопами, осенью с пирогами.
Весной дождь растёт, а осенью гноит.
Сентябрь начнёт яблоками. А октябрь капустой.
Плачет дождь холодными слезами.
• Игра «Что общего и различного?»
Цель: Развитие фонематических представлений (совершенствование навыков звукового анализа слов). Чтение слов: крот, кролик.
Общее:
1. Слова обозначают животных.
2. В начале слов одинаковый звук «К»-согласный, твёрдый.
3. Одинаковый слог - кро.
4. Одинаковый звук «Р» - согласный твёрдый.
5. Гласный звук «О».
Различие:
1. Кролик – 2слога, крот – 1 слог.
2. Кролик – домашнее животное, крот – дикое животное.
3. Кролик – 6 звуков, крот – 4 звука.
4. Кролик – 2 гласных звука (О, Н, крот – 1 гласный звук (О).
5. В конце слов разные звуки (К - Т).
6. Кролик – 4 согласный звука (К, Р, Л, К, крот – 3 согласных звука (К, Р, Т).
• Физкультминутка «Прогулка в лес»
Мы пришли в зимний лес, (шагаем на месте)
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа – береза в шубе стоит, (повороты вправо)
Слева – елка на нас глядит (повороты влево).
Снежинки в небе кружатся (покружились)
На землю тихо ложатся (присесть)
Вот и зайка проскакал, (прыжки на 2 ногах, на месте)
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет, (побежали по кругу)
Он себе добычу ищет.
А мы спрячемся сейчас, (присесть, голову прижать к коленям)
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит, (руки под щёку, глаза закрыть)
Так всю зиму и проспит.
Пролетели снегири, (руки в стороны - машем)
Как красивы они.
В лесу красота и покой, (шагаем на месте)
А нам пора домой.
Кто, угадай седая хозяйка. Тряхнёт перинки, над миром пушинки? (составление рассказов по картине «Зима»)
• Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит редко. Не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Нарядные платья надели деревья и кустарники. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по-зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, варежки, валенки.
• Был зимний день. Ребята вышли на улицу. Они слепили снеговика. Саша надевает ведро на снеговика. Вместо носа всунули морковку. Здесь дети катаются на санках. Лене и Максим быстро съезжают с горы. Ваня и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Но они не плачут, им весело. Река замёрзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой.
Какие пословицы о зиме вы знаете?
Дым столбом к морозу.
Гусь лапки поджимает к стуже.
Кошка на печке, стужа на двор.
• Игра «Составь предложение»
Цель: Учить составлять предложения, используя различные предлоги.
Воробей залетел в клетку.
Воробей подлетел к клетке.
Воробей слетел с клетки.
Воробей сидит на клетке.
Воробей кружится над клеткой.
Воробей прыгает около клетки.
Воробей залетел за клетку.
Воробей вылетел из клетки.
Воробей прыгает перед клеткой.
Составь схему предложения: «Воробей весело чирикает на ветке».
• Сколько слов в предложении? (пять).
• Назовите первое слово (воробей).
• Второе слово (весело) и т. д.
• Почему в конце слова стоит точка? (предложение закончилось).
• Как пишутся слова в предложении? (раздельно).
Психогимнастика «Солнышко улыбается» (детям предлагают улыбнуться).
Идет матушка – весна, отворяй-ка ворота (составление рассказов по картине «Весна»).
• Прошла холодная, снежная зима. Наступила весна. Солнце светит ярко, греет. Небо голубое, чистое. По небу плывут белые облака. Снег потемнел, стал таять, появились первые проталины. Побежали быстрые, весёлые ручейки. На деревьях набухают почки. Скоро появятся молодые листочки.
• Первыми к нам прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают вить гнёзда. Вьют грачи гнёзда на вершине высокого дерева. Грачи раньше других птиц выводят своих птенцов.
• Какие слова можно образовать от слова грач? (грачиха, грачонок, грачата, грачовник).
Какие пословицы о весне вы знаете?
Весенний дождь лишним не бывает.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»
Кулачки мы вместе сложим, (сжать в кулачок)
Нашим пальчикам поможем, (разжать кулачок)
Разогнуться и подняться
И друг с другом повстречаться (соединить каждый пальчик).
Пальчик к пальчику сожмём
Разгибаем, загибаем, разгибаем.
Снова в кулачок сжимаем – заниматься начинаем (сжать в кулачок).
Загадка: «Всех перелётных птиц черней, чистит поле от червей?» (грач).
Выполни звукобуквенный анализ слова – грач.
Составление рассказа о граче:
• Грач – перелётная, крупная птица, величиной с ворону. С блестящей чёрной окраской перьев. У грача большой крепкий клюв. Грач клювом роет в земле, достаёт от туда себе пищу. У старого грача вокруг клюва белое кольцо. У грача крепкие ноги с тупыми когтями, для рыганья и хождения по земле.
Игра «Помоги исправить ошибку»
Цель: Развивать фонематический слух.
• На берёзе набухли бочки (почки).
• На улице очень жалко (жарко).
• Мне жарко расставаться с детским садом (жалко).
• Мальчик ловит рыбу уточкой (удочкой).
• На пруду плавает удочка (уточка).
Сюрпризный момент: приход «Весняночки»
• Я проходила мимо вашего детского сада и услышала, как много вы знаете обо мне и других временах года. Молодцы!
• Вы меня узнали? (конечно)
Давайте, исполним хоровод «Веняночка». На память о себе я дарю вам свои маленькие солнышки. Пусть они согревают вас своим теплом. А теперь мне пора уходить. До свидания.