Григорьева Людмила
Круглый стол «Особенности межличностного взаимодействия педагогов ДОУ с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы их решения.
Задачи:
рассмотреть разные подходы к понятию "взаимодействия воспитателя с ребенком";
обогатить представлений о способах взаимодействия воспитателей с детьми;
обмен опытом воспитателей ДОУ по проблеме взаимодействия с детьми с целью повышения профессиональной компетентности.
Публикация «Круглый стол „Особенности межличностного взаимодействия педагогов ДОУ с детьми“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: столы и стулья по кругу для всех участников.
Литература:
Большой Энциклопедический словарь.
М. М. Поташник. Управление профессиональным ростом педагога ДОУ/ М. - Центр педагогического развития, 2010.
Словарь-справочник Управление дошкольным учреждением/ Составитель - С. Д. Сажина. М. - ТЦ Сфера, 2008.
План проведения:
1. Вводная часть (определение и обсуждение понятий).
2. Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, работа педагогов в подгруппах).
3. Заключительная часть (рефлексия).
Ход мероприятия:
Вводная часть.
Ведущий:Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас поучаствовать на нашем круглом столе в обсуждении темы о взаимодействии воспитателей с детьми, о том, как помочь воспитателям повысить интерес и желание заниматься любимым делом.
Ведущий:Как любое изучение материала, предлагаю вам начать с теоретической части.
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим условием развития ребенка. В практике воспитания можно выделить два типа взаимодействия взрослого с ребенком.
В рамках авторитарной педагогики маленький ребенок выступает в качестве воспитанника, функционирующего по определенным правилам и соответствующего конкретным нормам. Основной целью в этом случае является воспитание послушного, исполнительного ребенка, подчиняющегося авторитету взрослого. Для авторитарной педагогики характерны следующие способы воздействия взрослого на ребенка:
воздействие авторитетом;
наставления, нотации;
указания;
контроль;
наказание, окрик.
При данном стиле взаимодействия обращение взрослых к детям часто направлено на ограничение их активности, инициативности, самостоятельности, любознательности. Педагоги, как правило, адресуются не к отдельному ребенку, а к группе в целом. Для такого стиля взаимодействия не характерно стремление следовать за интересами и желаниями детей, учитывать их настроение, вкусы и предпочтения, устанавливать доверительные отношения, оказывать каждому малышу эмоциональную поддержку. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми. В рамках авторитарной педагогики идеальный ребенок раннего возраста — это такой ребенок, который аккуратно ест и ходит в туалет, хорошо спит, не плачет, умеет себя занять, и выполняет инструкции взрослых, обладает знаниями и умениями в заданных взрослым рамках. В период адаптации к дошкольному учреждению он оказывается предоставленным самому себе.
Следующим типом взаимодействия является личностно-ориентированное целью которого, является развитие личности ребенка. Основные принципы личностно-ориентированной педагогики это принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача взрослых- создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого малыша, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и любознательности. Основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни. Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она позволяет им проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Такой взгляд предполагает принципиально иной подход к воспитательному процессу, который нацелен на формирование активной позиции по отношению к окружающему миру с первых лет жизни ребенка. В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый — не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.
Для личностно-ориентированной модели воспитания характерны следующие способы взаимодействия взрослых с детьми :
признание прав и свобод ребенка,
сотрудничество,
сопереживание и поддержка,
обсуждение,
гибкое введение ограничений.
Все эти способы направлены на то, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, развивать в нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающему миру, положительные взаимосвязи со взрослыми и сверстниками. Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится уважать себя и других, чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира.
Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Остановимся на каждом из них. Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий, как вариант - можно предложить воспитателям использовать словари.
Искренность. Маленькие дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.
Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». На первый взгляд это утверждение вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен искреннее выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.
Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.
Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с маленькими детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. Педагог как профессионал должен: хорошо знать возрастные особенности маленьких детей, иметь представление о психологических закономерностях развития ребенка на разных возрастных этапах; обладать соответствующими навыками ухода за детьми раннего возраста; быть знаком с современными образовательными программами для детей раннего возраста; уметь играть с детьми, знать детскую художественную литературу (сказки, стихи, потешки, песенки, владеет навыками в разных видах художественно-эстетической деятельности; владеть культурой общения (соблюдать этические нормы, проявлять корректность при обсуждении с родителями особенностей ребенка, быть внимательным и доброжелательным в общении с коллегами и т. п.) и речи (она должна быть грамотной, служить образцом правильной литературной речи).
Дискуссионная часть.
Ведущий: Предлагаю для обсуждения на круглом столе следующий вопрос : Какое качество является самым важным для педагога?
Ведущий:Для обсуждения проблемы предлагаю вам разделиться на две подгруппы. Прошу обдумать, сообща решить и аргументировать свои ответы, с точки зрения ваших подгрупп. Пусть каждый, кто хочет, свободно выразит свое мнение, опираясь на личный жизненный опыт, но осознавая при этом ответственность за будущее нашей профессии и всего дошкольного образования. Обсуждение точек зрения в подгруппах.
Ведущий: Итак, уважаемые участники круглого стола, представьте нам, пожалуйста, свои доказательства верного ответа на вопрос с точки зрения вашей подгруппы.
Если в детском саду работают хорошие, умные, добрые, эрудированные, мудрые, заботящиеся о своем профессиональном росте педагоги, то детский сад все равно будет жить и работать, и родители захотят привести своих детей именно туда. Какое качество является самым важным для педагога? Любовь к детям!
Заключительная часть (рефлексия)
Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы Вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями - если вам было интересно, похлопайте в ладоши и улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что-то не удалось- потопайте и посоветуйте, как можно было сделать лучше.
Ведущий: Спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.