татьяна Гаврина
Круглый стол с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей занимательными математическими играми и их роль в подготовке детей к обучению в школе»
Предварительная работа: оформление в группе выставки математических игр, подбор необходимых материалов для изготовления родителями дидактических игр.
Сообщение:
Требования в школе изменились. В первом классе хотят видеть подготовленных малышей, обладающих не только начальным багажом знаний, но умеющих мыслить, рассуждать, грамотно формулировать и не бояться высказывать свои мысли вслух.
Публикация «Круглый стол с родителями» размещена в разделах
Изменились и методики обучения. Большинство заданий строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не просто излагать заученный материал.
Именно такие качества личности можно развить с помощью игровой деятельности.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).
Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат).
Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм»)
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Какие же занимательные математические игры можно организовать с дошкольниками? Мы Вам советуем проводить со старшими дошкольниками:
(Эти игры демонстрируются родителям)
-Игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов (н-р «Танграм»)
Данные игры представляют собой разрезанные определенным образом (см. схемы) на части геометрические фигуры – квадрат или овал.
Правила заключаются в том, чтобы при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
Эти игры легко можно изготовить самим из одинаково окрашенного с двух сторон картона, пластика или других материалов.
Все части игры – геометрические фигуры, комбинируя которые можно получить много новых силуэтов.
- Лабиринты
Предложите детям сначала несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке – выйти из леса и др. Они представлены переплетением 3-4 линий, которое постепенно усложняется. Затем можно использовать и более сложные бессюжетные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет, выбирая ходы, минуя тупики, т. е. разгадать геометрическую сеть ходов.
Назначение – развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиваться, логическое мышление.
Игры на передвижение с целью составления картинки, упорядочивания по признаку.
Цель игры – восстановить картинку передвижением частей, используя пустую клетку (упрощенный вариант игры «15»)
Правила игры. Перестановку квадратов (частей) осуществлять передвижением фигур. Нельзя брать в руки и перекладывать.
Как можно изготовить игру. Подобрать две одинаковые картинки с изображением животных, предметов, цветов, имеющих квадратную или прямоугольную форму, и неглубокую коробку такого же размера – игровое поле. Одну картинку разрезают на 9 равных частей, вторая является образцом. Разрезанную картинку помещают в игровое поле. Одну из частей, где нет изображения, убирают. Части меняют местами так, чтобы изображение и порядок расположения частей нарушался.
Игры на составление объемных фигур из кубиков («Уникуб» - автор Б. П. Никитин, «Уголки», «Куб-хамелеон»- автор Ю. А. Аленков)
Назначение – развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру.
В ходе подобных игр путем подбора кубиков по цвету можно складывать различные мозаики, постройки, фигуры. Варианты складывания и цветовые сочетания неисчерпаемы. По собственному желанию, замыслу дети могут одну и ту же постройку варьировать многократно.
Уважаемые родители, с помощью этих и других подобных игр мы сможем развить у детей многие ценные качества личности, которые пригодятся при обучении в школе.
И сегодня мы с вами изготовим две игры: 1. направлена будет на развитие ориентировки в пространстве «Цветные ладошки», 2. Игра на передвижение частей с целью составления целой картинки «Собери картинку», «Выложи цифры по-порядку».