Ирина Аркадьевна Пикалова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Актуальность. В образовательную программу ДОУ входит изучение разнообразного состояния воды, но у детей не достаточно сформированы представления о состояниях веществ. Считаю целесообразным использование поисково-исследовательскую деятельность с использованием опытов, элементарного экспериментирования.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Помочь детям добыть первые элементарные знания о круговороте воды в природе, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Основные задачи:
Учить:
- делать выводы, добывать конкретные знания о свойствах воды Закрепить:
- знания детей о круговороте воды и ее значении. Развивать:
- поисково-исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, мышление.
Активизировать словарь детей
Методы и приемы:
- наблюдение
- опыт и элементарное экспериментирование
- рассматривание иллюстраций
- проблемно-игровая ситуация
Результативность
Дети: имеют представления о круговороте воды в природу, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут рассказать и организовать элементарные опыты, которые наглядно показывают круговорот воды в природе; делают выводы по результатам опыта; используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды. У детей развивается познавательный интерес к явлениям окружающей среды.
Воспитатель: картотека опытов о свойствах воды, льда и пара, наблюдений, конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Родители: имеют представления о содержании образовательной деятельности, оказывают помощь при подборе необходимого материала для реализации НОД.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о значении воды
• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
• Чтение сказки «Путешествие Капельки»
• Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и
«Картотеку опытов»• Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
• Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
• Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
• Знакомство с круговоротом воды в природе
ХОД ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблемно-игровая ситуация - видеописьмо от Почемучки
- Ребята, давайте проверим нашу электронную почту. Посмотрите, кто нам прислал видеописьмо? (Почемучка).
Видеописьмо Почемучки «На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны.
Реки. горы, океаны
- Что это? (Глобус)
- Попробуйте найти его, найдете - он ваш?
Воспитатель: ну что, ребята, давайте попробуем его найти.
- Почемучка решил проверить, что мы знаем о глобусе. На что он похож? (Варианты детей)
- Правильно это модель нашей планеты Земля. Скажите, почему глобус разноцветный, и что означают его цвета? (Варианты детей)
- Какого цвета больше на глобусе?
- Синий цвет - это вода: моря, океаны, реки, озёра
- Почемучка рассказал мне историю, которая с ним произошла, хотите ее услышать? «Однажды летом Почемучка решил порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце. Приготовил бумагу, кисточку и краски. Только устроился у открытого окошка - друзья во дворе в футбол играть начали. Бросил Почемучка свои приготовления, убежал мяч гонять. Наигравшись в футбол, пришел он домой устроился у окна порисовать. Глядь - воды в блюдце нет. Что такое?
-Кот Васька! - кричит. - Ты мою воду выпил?
- Очень она мне нужна! - отвечает Васька.
-Не иначе как Шарик выпил- сердится Почемучка. Обиделся шарик:
- Не имею привычки по столам ходить и вашу воду пить, - убежал.
Сел Почемучка и задумался: куда девалась вода? Пропала? Исчезла? Испарилась».
- А вы как думаете, ребята? (Варианты детей).
Практическая - Опытно-экспериментальная
- Ребята, для того чтобы что-то доказать, что нужно сделать? (Варианты детей)
- Правильно провести исследования, или опыты.
- Приглашаю вас в наш исследовательский Центр
Воспитатель. Вода самое удивительное вещество на планете. Мы с вами проводили различные опыты с водой и узнали много нового, давайте вспомним чудесные свойства воды. /Дети по моделям рассказывают ранее полученные знания о свойствах воды/.
Дети. Вода - жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и без вкуса, может растворять вещества. Ее можно очистить с помощью фильтра. В воде живут жидкие человечки.
Воспитатель. А сегодня нам предстоит помочь Почемучки узнать, куда же девалась вода в блюдце. Кто из вас сказал предположение «вода испарилась». Попробуем эту версию проверить. Для этого проведем эксперимент.
- День стоял солнечный, а блюдце с водой стояло за оконным стеклом и нагревалось. Наберем в чашку железную немного воды и попробуем ее нагреть. /Проводится опыт/
- Что происходит с водой? (Варианты детей)
- Правильно вода нагревается, кипит и испаряется. Так куда же девалась вода у Почемучки?
- Она нагрелась через оконное стекло и испарилась.
Физминутка.
Вот так с помощью опыта мы помогли Почемучки найти истину. Ребята, а как вы думаете, вода бесследно испарилась? (Варианты детей)
- Хотите узнать?
- Юные исследователи, за дело.
- Итак, как вы уже отметили, вода на нашей планете живет в океанах, морях, озерах и речках.
- Представьте, что эта чашка с водой и будет у нас небольшим «озером». Летом солнечные лучи согревают поверхность воды, что с ней происходит, мы сейчас увидим. /Повторение опыт - вода в чашке нагревается и начинает кипеть, поднимается пар. /
- Что происходит с жидкими человечками?
- Правильно они превращаются в воздушные. Давайте зарисуем эту часть нашего эксперимента
- Солнце нагревает поверхность воды, капельки воды превращаются в пар и поднимаются высоко вверх. А как вы думаете, что их там ждет? (Варианты детей)
- Давайте проверим на опыте. Положим охлажденное оркстекло на кипящую чашку. Посмотрите, что произошло с паром, во что он превратился? (В капельки воды).
- Высоко вверху где гуляют холодные потоки воздуха пар охлаждается, превращается снова в капельки воды, эти капельки образуют облака, тучи. Так воздушные человечки снова превращаются в жидких человечек. Давайте зарисует.
- Как вы думаете, что происходит дальше? (Варианты детей)
- Правильно из тучи идет дождь, капельки воды снова возвращаются на землю. Зарисуем эту часть эксперимента.
- Посмотрите, что у нас получилось?
Дети. Капельки воды по кругу снова вернулись на землю.
Воспитатель. Так происходит круговорот воды в природе, который мы с вами только
что доказали.
Гимнастика для глаз
Солнышко с тучками в пятки играло
{посмотреть глазами вправо — влево, вверх — вниз)
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки.
Легких - две штучки,
Тяжелых - три штучки.
Тычки попрятались, тучек не стало.
{закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло.
(поморгать глазами)
Воспитатель. Ребята, летом из тучи на землю падают капельки воды, а зимой? (Снежинки).
- Какие человечки живут в снежинках? (Твердые, дружные)
Мы рассмотрели все состояния вода. Давайте назовем их: вода - жидкая, пар -воздушный, лед - твердый.
Паль чиковая гимнастика «Пирог»
Падал снег на порог (дети два раза медленно опускают ладони на стол)
Кот лепил себе пирог, (прижимая ладони к ладони, показывают, как лепят пироги) А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. («бегут» пальчики обеих рук по столу)
Пироги себе пеки (грозят пальчиком)
Не из снега - из муки (опять пекут пироги)
Воспитатель. Вода - добрый друг и помощник человека
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду ее найдете И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит. Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить!
Воспитатель. Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.