Получи документы

Кружковая деятельность во второй младшей группе «Играем с Фребелем»

Александра Тарутина
Кружковая деятельность во второй младшей группе «Играем с Фребелем»

Пояснительная записка

С 1 января 2014 года вступил в действие новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

ФГОС ДО определяет развивающую предметно-пространственную среду как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.) , материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа. Поэтому в соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Публикация «Кружковая деятельность во второй младшей группе „Играем с Фребелем“» размещена в разделах

Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для:

- формирования общей культуры, включающей аспект духовно-нравственного развития и воспитания;

- развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;

- формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечения возможности достижения социальной успешности;

- сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста;

- коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

При создании развивающей предметно-пространственной образовательной среды образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, необходимо учитывать содержательные, организационные, проектировочные условия в подборе элементов, составляющих содержание интерьера, окружающей обстановки, оборудования, игрушек и образовательных средств.

Особо следует обратить внимание на смещение акцентов при подборе игрушек и образовательных средств для наполнения развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольной организации. Они должны отвечать следующим требованиям:

- учитывать, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра;

- обеспечивать условия развития общения детей друг с другом и со взрослыми;

- стимулировать различные виды совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми;

- создавать условия для развития потенциальных способностей и творческих возможностей детей;

- способствовать освоению содержания каждой из образовательных областей;

- учитывать индивидуальные особенности детей, особенно с ограниченными возможностями здоровья;

- отвечать педагогико-эргономическим требованиям, предъявляемым к образовательным средствам.

Также развивающая предметно-пространственная образовательная среда должна обеспечивать условия для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка, и должна обеспечивать возможность для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, В. С. Мухина и др.). Более того, Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но и пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, - говорил он, - игра не умирает, а проникает в отношения действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…». Таким образом, игра в дошкольном возрасте является основой для возможности полноценного развития учебной деятельности в школьном возрасте.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фребель.

«Игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, мать! Береги, охраняй ее, отец. Игры этого возраста суть как бы почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве». «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе». В этих словах Фребеля с классической ясностью сформулировано отношение к игре и с точки зрения современной педагогики. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Это открытие Фребелем игры есть то незыблемое, что вошло составной частью во всю последующую педагогику».

Соотношение принципов ФГОС и педагогики Фребеля в решении задач системы дошкольного образования

Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО Принципы педагогики Фребеля Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО

- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития. - Признание уникальности каждого ребенка; - признание целостности детства в его проявлениях. - Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ раз- личных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании

Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО Принципы педагогики Фребеля Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования - Выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум); - создание условий для раз- вития внутреннего потенциала ребенка - Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период до школьного детства, независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- создание благоприятных условий развития детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полно- ценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- сотрудничество Организации с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. - Признание ребенка как части семьи и общества. - Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. - Целостный взгляд на развитие каждого ребенка. - Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёт этнокультурной ситуации развития детей. - Единство воспитания и образования, социума и природы, следование при- роде ребенка, его внутренним законам. - Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,семьи, общества [36].

Актуальность и новизна: в связи с потребностями модернизации системы образования в России, сегодня предъявляются новые требования и к воспитанию подрастающего поколения, происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку и на осуществление его развития только в игре.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка был известный немецкий педагог Фридрих Фребель, создавший предметы-посредники, приобщающие ребенка к познанию окружающего мира, учебный материал, адаптированный к особенностям восприятия детей. Основные принципы педагогики Фребеля и его подходы к системе образовательных средств актуальны и сегодня, и полностью соответствуют основным принципам ФГОС ДО. А игровой набор «Дары Фребеля» отвечает требованиям ФГОС ДО по обеспечению психолого-педагогических условий и существенным дидактическим принципам: информативность, вариативность и интеграции. Его использование в воспитательно-образовательной работе педагога позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к каждому ребенку и сделать ведущей деятельностью в обучении – игру.

Цель: теоретически обосновать и практически доказать эффективность применения дидактического материала «Дары Фребеля» в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- раскрыть значение дидактического материала в развитии психических процессов дошкольников;

- определить уровень интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста;

- оценить эффективность использования дидактического материала «Дары Фребеля» в интеллектуальном развитии детей.

Срок реализации: 1 год.

Возраст детей: от 3 до 4 лет.

Список детей

№ Фамилия, имя ребенка

Перспективный план кружка

Месяц Число Тема Цель Используемые материалы

Сентябрь «Подарок для друга»

Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, воображение, творческую активность, формировать познавательные действия, первичные представления об объектах окружающего мира, отечественных традиций; реализовать самостоятельную творческую деятельность детей. Наборы №№ 7, 8,9,10.

«В лес» Формировать у детей интерес к изобразительному творчеству; развивать первичные представления о разнообразии мира природы (на примере леса); знакомить с основами композиции; обучать умению выразительно передавать образы окружающего мира, формирование основ безопасности в природе. Наборы №№ 7, 8, 9, 10.

«Колобок» Приобщать детей к художественной литературе, формировать интерес к драматизации литературных произведений; развитие воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности. Наборы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10,J1, J2.

«Костерок» Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме; формировать позитивные установки к творчеству; развивать творческую активность, любознательность и познавательную мотивацию, первичные представления о свойствах и отношениях окружающего мира (размере, материале, количестве, реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности. Набор №8.

Октябрь «Королевство кривых зеркал» Развивать сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую деятельность; формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое); развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками; реализовать самостоятельную творческую деятельность детей. Наборы №№ 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, J1, J2, зеркало.

«Посади дерево» Развитие предпосылок ценностно-смыслового понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру природы, стимулирование осмотрительного и бережного отношения к природе; формирование предпосылок экологического сознания, первичных представлений об отношениях объектов окружающего мира; развитие мелкой моторики, мышления, воображения, игровой деятельности. Наборы №№ 7,8,9,10, J2/

«Я – змея» Обогащать активный словарь детей, формировать грамматически правильный строй речи; развивать фантазию; развивать коммуникативные навыки; формировать навыки работы в группе. Наборы №№ 1, J1, J2.

«Дорожное движение» Усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице, первичных представлений об объектах окружающего мира; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей. Наборы №1, 2, 9.

Ноябрь «Волшебный мешочек» Развивать у детей сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую деятельность; развивать элементарные математические представления; расширить кругозор детей; развивать восприятие, мышление, внимание, память, игровую деятельность. Наборы №№ 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, J1.

«Три поросенка» Учить детей понимать на слух текст сказки, развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений литературного искусства; приобщение к художественной литературе; формировать интерес к драматизации литературных произведений; развивать воображение, игровую деятельность, умение эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения. Наборы №№ 1,2,3,4,5,5в, 5р,6,7,8,9,10, J1, J2.

«Красная шапочка» Приобщить детей к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений; развивать воображение, мышление, речь, игровую и изобразительную деятельность. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, J1.

«Путешествие» Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлениях о свойствах и отношениях окружающего мира (размере, материале, количестве, реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности. Наборы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1.

Декабрь «Зеркало» Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, воображение, творческую активность, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализовать самостоятельную творческую деятельность детей. Наборы №№ 7, 8, 9,10.

«Украшаем елку» Формировать у детей интерес к изобразительному творчеству; познакомить с основами композиции; развивать игровую деятельность, формировать готовность к самостоятельной деятельности со сверстниками. Наборы №№ 7,8,9,10.

«Волшебники» Обогащать активный словарь детей, формировать грамматически правильный строй речи; развивать фантазию детей; развивать коммуникативные навыки; развивать конструктивную деятельность. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2.

«Золушка» Развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме). Наборы №№ 2, 7, и8, 9, 10.

Январь «Пир на весь мир» Формировать у детей первоначальные представления о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, игровую деятельность. Наборы №№ 2,3,4,5,6,7,8,9,10, J1.

«Три медведя» Учить детей понимать на слух текст сказки, развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений литературного искусства; приобщение к художественной литературе; формирование интереса к драматизации литературных произведений; развитие воображения, речи, игровой деятельности, умение эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения. Наборы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 5р, 5в, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2.

«Для чего еще» Формировать активный словарь детей; развивать общение детей с помощью вербальных и невербальных средств; развивать фантазию, творчество, мышление, мелкую моторику детей; развивать игровую деятельность. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2.

«Магазин» Формировать у детей первичные представления о профессиях, позитивные установки к различным видам труда и творчества; развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности. Наборы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2.

Февраль

“Морские обитатели» Формировать представление детей о разнообразии мира природы, расширить кругозор, познакомить детей с основами композиции; обучить умению выразительно передавать образы окружающего мира; развивать общение со сверстниками, воображение, реализовать самостоятельную творческую деятельность. Наборы №№ 7,8,9,10.

«Гномы и великаны» Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами; формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности, характере музыки; развитие творческой активности, воображения, самостоятельной творческой изобразительной, музыкальной и конструктивной деятельности. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 6, J1.

«Путаница» Развивать речевое творчество, познавательную активность, внимание, воображение у детей. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6,7, 8, 9, 10,J1, J2.

«Почта» Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей, развивать творческую активность и воображение, реализовать самостоятельную конструктивную деятельность. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 8,9.

Март «Большая стирка» Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, воображение, творческую активность, формировать познавательные действия, первичные представления об объектах окружающего мира, реализовать самостоятельную творческую деятельность детей. Наборы №№ 7,8,9,10,J2.

«Угадай песню» Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, приобщить детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, реализация самостоятельной музыкальной деятельности; формирование первичных представлений о простейших средствах музыкальной выразительности; развитие воображения и навыков совместной игровой деятельности. Наборы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1.

«Фанты» Развивать у детей диалогическую речь, коммуникативные навыки, умение сотрудничать; развивать общение детей с помощью вербальных и невербальных средств; развивать фантазию, воображение, память, творческую активность. Наборы №№ 7, J1.

«Вверх дном» Усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей. Наборы №№ 5, 6, J1, J2.

Апрель «Аптека» Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, воображение, творческую активность, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализовать самостоятельную творческую деятельность детей. Наборы №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, куклы.

«Пианино» Развивать у детей музыкально-сенсорное восприятие; умение вслушиваться, выделять, различать, сравнивать отдельные выразительные отношения музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, тембру, динамике; реализация самостоятельной музыкальной деятельности, элементарное музыкальное творчество; формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности; формирование уважительного отношения и позитивных установок к творчеству детей группы. Наборы №№ 3, 4, 5, 5в, 5р, 6,7.

«Небоскреб» Развивать диалогическую речь, коммуникативные навыки, умение сотрудничать, договариваться друг с другом; развивать навыки планирования; реализовать самостоятельную конструктивную деятельность детей. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, J1.

«Приглашаем в теремок» Формировать у детей первичные представления о профессиях, позитивные установки к различным видам труда и творчества; развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками; развивать мелкую моторику, воображение, творческую активность, реализацию самостоятельной конструктивно-модельной деятельности. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 5в, 6, 7, 8, 9, 10.

Май «Космос» Формировать представление детей об объектах окружающего мира, учить детей выразительно передавать образы окружающего мира; развивать общение со сверстниками, воображение, реализовать самостоятельную творческую деятельность. Наборы №№ 7,8, 9,10, J2.

«Бабочки» Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; развитие первичных представлений о разнообразии мира природы (на примере бабочек); знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира. Наборы №№ 7, 8, 9, 10.

«Пчелы и змеи» Развивать речевое творчество, познавательную активность, внимание, воображение, звуковую культуру речи, игровую деятельность. Набор №2.

«Пароход» Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества, первичные представления о профессиях людей, реализовать самостоятельную конструктивную деятельность. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, J1.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Мы играем правильно, и друзей научим» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группеТема: «Мы играем правильно, и друзей научим»Цель: способствовать формированию.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Мы играем в кубики» Тема: "Составление рассказа по сюжетной картине: «Мы играем в кубики" Задачи: - Связная речь: учить детей рассматривать картину; формировать.

Кружковая деятельностьКружковая деятельность «Осенний букет». Аппликация Раннюю осень называют «золотой» — золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. Воздух прохладный,.

Кружковая деятельность в первой младшей группе Актуальность. Мелкая моторика — это способность к выполнению точных движений пальцами рук и ног. Психологи и педагоги рекомендуют развивать.

Кружковая работа. Изобразительная деятельность во второй младшей группе Цели: - развитие эстетического отношения детей к окружающему миру, формирование теоретических способностей к формированию изобразительных.

Кружковая работа во второй младшей группе «Разноцветные пальчики». Нетрадиционная техника рисования ладошками и пальчикамиКружковая работа во второй младшей группе «Разноцветные пальчики». Нетрадиционная техника рисования ладошками и пальчиками Рада вам представить нашу коллективную работу с моими детками. Выполнила и провела работу: воспитатель Аргунова Д. Г Тема: Разноцветные тюльпаны.

Кружковая работа во второй младшей группе. Панно «Зимняя ночь»Кружковая работа во второй младшей группе. Панно «Зимняя ночь» Существует множество развивающих занятий для детей. Постоянное выполнение одного занятия может надоесть ребенку, поэтому их нужно менять.

Кружковая работа во второй младшей группе «Рождественский фонарик»Кружковая работа во второй младшей группе «Рождественский фонарик» «Рождественский фонарик» Украшение из цветной бумаги для елки. Цель: Уточнить знания о елки, отличительные особенности, ее внешний вид.

Проект второй младшей группы «Мы играем в детском саду» Проект второй младшей группы «Мы играем в детском саду» Участники проекта: Дети 2 младшей группы, воспитатели, родители. Вид проекта: групповой,.

«Виноград». Кружковая деятельность с детьми 5–6 лет по пластилинографии«Виноград». Кружковая деятельность с детьми 5–6 лет по пластилинографии Образовательная область: «Художественное творчество». Виды детской деятельности: продуктивная, двигательная. Форма организации: групповая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая деятельность во второй младшей группе «Играем с Фребелем»
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 11:48
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД