Александра Тарутина
Кружковая деятельность во второй младшей группе «Играем с Фребелем»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
С 1 января 2014 года вступил в действие новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
ФГОС ДО определяет развивающую предметно-пространственную среду как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.) , материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа. Поэтому в соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Публикация «Кружковая деятельность во второй младшей группе „Играем с Фребелем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для:
- формирования общей культуры, включающей аспект духовно-нравственного развития и воспитания;
- развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;
- формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения возможности достижения социальной успешности;
- сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста;
- коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
При создании развивающей предметно-пространственной образовательной среды образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, необходимо учитывать содержательные, организационные, проектировочные условия в подборе элементов, составляющих содержание интерьера, окружающей обстановки, оборудования, игрушек и образовательных средств.
Особо следует обратить внимание на смещение акцентов при подборе игрушек и образовательных средств для наполнения развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольной организации. Они должны отвечать следующим требованиям:
- учитывать, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра;
- обеспечивать условия развития общения детей друг с другом и со взрослыми;
- стимулировать различные виды совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми;
- создавать условия для развития потенциальных способностей и творческих возможностей детей;
- способствовать освоению содержания каждой из образовательных областей;
- учитывать индивидуальные особенности детей, особенно с ограниченными возможностями здоровья;
- отвечать педагогико-эргономическим требованиям, предъявляемым к образовательным средствам.
Также развивающая предметно-пространственная образовательная среда должна обеспечивать условия для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка, и должна обеспечивать возможность для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, В. С. Мухина и др.). Более того, Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но и пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, - говорил он, - игра не умирает, а проникает в отношения действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…». Таким образом, игра в дошкольном возрасте является основой для возможности полноценного развития учебной деятельности в школьном возрасте.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фребель.
«Игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, мать! Береги, охраняй ее, отец. Игры этого возраста суть как бы почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве». «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе». В этих словах Фребеля с классической ясностью сформулировано отношение к игре и с точки зрения современной педагогики. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Это открытие Фребелем игры есть то незыблемое, что вошло составной частью во всю последующую педагогику».
Соотношение принципов ФГОС и педагогики Фребеля в решении задач системы дошкольного образования
Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО Принципы педагогики Фребеля Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития. - Признание уникальности каждого ребенка; - признание целостности детства в его проявлениях. - Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ раз- личных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании
Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО Принципы педагогики Фребеля Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования - Выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум); - создание условий для раз- вития внутреннего потенциала ребенка - Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период до школьного детства, независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создание благоприятных условий развития детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полно- ценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- сотрудничество Организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. - Признание ребенка как части семьи и общества. - Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. - Целостный взгляд на развитие каждого ребенка. - Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёт этнокультурной ситуации развития детей. - Единство воспитания и образования, социума и природы, следование при- роде ребенка, его внутренним законам. - Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,семьи, общества [36].
Актуальность и новизна: в связи с потребностями модернизации системы образования в России, сегодня предъявляются новые требования и к воспитанию подрастающего поколения, происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку и на осуществление его развития только в игре.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка был известный немецкий педагог Фридрих Фребель, создавший предметы-посредники, приобщающие ребенка к познанию окружающего мира, учебный материал, адаптированный к особенностям восприятия детей. Основные принципы педагогики Фребеля и его подходы к системе образовательных средств актуальны и сегодня, и полностью соответствуют основным принципам ФГОС ДО. А игровой набор «Дары Фребеля» отвечает требованиям ФГОС ДО по обеспечению психолого-педагогических условий и существенным дидактическим принципам: информативность, вариативность и интеграции. Его использование в воспитательно-образовательной работе педагога позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к каждому ребенку и сделать ведущей деятельностью в обучении – игру.
Цель: теоретически обосновать и практически доказать эффективность применения дидактического материала «Дары Фребеля» в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- раскрыть значение дидактического материала в развитии психических процессов дошкольников;
- определить уровень интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста;
- оценить эффективность использования дидактического материала «Дары Фребеля» в интеллектуальном развитии детей.
Срок реализации: 1 год.
Возраст детей: от 3 до 4 лет.
Список детей
№ Фамилия, имя ребенка
Перспективный план кружка
Месяц Число Тема Цель Используемые материалы
Сентябрь «Подарок для друга»
Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, воображение, творческую активность, формировать познавательные действия, первичные представления об объектах окружающего мира, отечественных традиций; реализовать самостоятельную творческую деятельность детей. Наборы №№ 7, 8,9,10.
«В лес» Формировать у детей интерес к изобразительному творчеству; развивать первичные представления о разнообразии мира природы (на примере леса); знакомить с основами композиции; обучать умению выразительно передавать образы окружающего мира, формирование основ безопасности в природе. Наборы №№ 7, 8, 9, 10.
«Колобок» Приобщать детей к художественной литературе, формировать интерес к драматизации литературных произведений; развитие воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности. Наборы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10,J1, J2.
«Костерок» Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме; формировать позитивные установки к творчеству; развивать творческую активность, любознательность и познавательную мотивацию, первичные представления о свойствах и отношениях окружающего мира (размере, материале, количестве, реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности. Набор №8.
Октябрь «Королевство кривых зеркал» Развивать сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую деятельность; формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое); развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками; реализовать самостоятельную творческую деятельность детей. Наборы №№ 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, J1, J2, зеркало.
«Посади дерево» Развитие предпосылок ценностно-смыслового понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру природы, стимулирование осмотрительного и бережного отношения к природе; формирование предпосылок экологического сознания, первичных представлений об отношениях объектов окружающего мира; развитие мелкой моторики, мышления, воображения, игровой деятельности. Наборы №№ 7,8,9,10, J2/
«Я – змея» Обогащать активный словарь детей, формировать грамматически правильный строй речи; развивать фантазию; развивать коммуникативные навыки; формировать навыки работы в группе. Наборы №№ 1, J1, J2.
«Дорожное движение» Усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице, первичных представлений об объектах окружающего мира; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей. Наборы №1, 2, 9.
Ноябрь «Волшебный мешочек» Развивать у детей сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую деятельность; развивать элементарные математические представления; расширить кругозор детей; развивать восприятие, мышление, внимание, память, игровую деятельность. Наборы №№ 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, J1.
«Три поросенка» Учить детей понимать на слух текст сказки, развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений литературного искусства; приобщение к художественной литературе; формировать интерес к драматизации литературных произведений; развивать воображение, игровую деятельность, умение эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения. Наборы №№ 1,2,3,4,5,5в, 5р,6,7,8,9,10, J1, J2.
«Красная шапочка» Приобщить детей к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений; развивать воображение, мышление, речь, игровую и изобразительную деятельность. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, J1.
«Путешествие» Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлениях о свойствах и отношениях окружающего мира (размере, материале, количестве, реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности. Наборы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1.
Декабрь «Зеркало» Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, воображение, творческую активность, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализовать самостоятельную творческую деятельность детей. Наборы №№ 7, 8, 9,10.
«Украшаем елку» Формировать у детей интерес к изобразительному творчеству; познакомить с основами композиции; развивать игровую деятельность, формировать готовность к самостоятельной деятельности со сверстниками. Наборы №№ 7,8,9,10.
«Волшебники» Обогащать активный словарь детей, формировать грамматически правильный строй речи; развивать фантазию детей; развивать коммуникативные навыки; развивать конструктивную деятельность. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2.
«Золушка» Развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме). Наборы №№ 2, 7, и8, 9, 10.
Январь «Пир на весь мир» Формировать у детей первоначальные представления о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, игровую деятельность. Наборы №№ 2,3,4,5,6,7,8,9,10, J1.
«Три медведя» Учить детей понимать на слух текст сказки, развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений литературного искусства; приобщение к художественной литературе; формирование интереса к драматизации литературных произведений; развитие воображения, речи, игровой деятельности, умение эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения. Наборы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 5р, 5в, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2.
«Для чего еще» Формировать активный словарь детей; развивать общение детей с помощью вербальных и невербальных средств; развивать фантазию, творчество, мышление, мелкую моторику детей; развивать игровую деятельность. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2.
«Магазин» Формировать у детей первичные представления о профессиях, позитивные установки к различным видам труда и творчества; развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности. Наборы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2.
Февраль
“Морские обитатели» Формировать представление детей о разнообразии мира природы, расширить кругозор, познакомить детей с основами композиции; обучить умению выразительно передавать образы окружающего мира; развивать общение со сверстниками, воображение, реализовать самостоятельную творческую деятельность. Наборы №№ 7,8,9,10.
«Гномы и великаны» Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами; формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности, характере музыки; развитие творческой активности, воображения, самостоятельной творческой изобразительной, музыкальной и конструктивной деятельности. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 6, J1.
«Путаница» Развивать речевое творчество, познавательную активность, внимание, воображение у детей. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6,7, 8, 9, 10,J1, J2.
«Почта» Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей, развивать творческую активность и воображение, реализовать самостоятельную конструктивную деятельность. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 8,9.
Март «Большая стирка» Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, воображение, творческую активность, формировать познавательные действия, первичные представления об объектах окружающего мира, реализовать самостоятельную творческую деятельность детей. Наборы №№ 7,8,9,10,J2.
«Угадай песню» Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, приобщить детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, реализация самостоятельной музыкальной деятельности; формирование первичных представлений о простейших средствах музыкальной выразительности; развитие воображения и навыков совместной игровой деятельности. Наборы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1.
«Фанты» Развивать у детей диалогическую речь, коммуникативные навыки, умение сотрудничать; развивать общение детей с помощью вербальных и невербальных средств; развивать фантазию, воображение, память, творческую активность. Наборы №№ 7, J1.
«Вверх дном» Усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей. Наборы №№ 5, 6, J1, J2.
Апрель «Аптека» Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, воображение, творческую активность, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализовать самостоятельную творческую деятельность детей. Наборы №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, куклы.
«Пианино» Развивать у детей музыкально-сенсорное восприятие; умение вслушиваться, выделять, различать, сравнивать отдельные выразительные отношения музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, тембру, динамике; реализация самостоятельной музыкальной деятельности, элементарное музыкальное творчество; формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности; формирование уважительного отношения и позитивных установок к творчеству детей группы. Наборы №№ 3, 4, 5, 5в, 5р, 6,7.
«Небоскреб» Развивать диалогическую речь, коммуникативные навыки, умение сотрудничать, договариваться друг с другом; развивать навыки планирования; реализовать самостоятельную конструктивную деятельность детей. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, J1.
«Приглашаем в теремок» Формировать у детей первичные представления о профессиях, позитивные установки к различным видам труда и творчества; развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками; развивать мелкую моторику, воображение, творческую активность, реализацию самостоятельной конструктивно-модельной деятельности. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 5в, 6, 7, 8, 9, 10.
Май «Космос» Формировать представление детей об объектах окружающего мира, учить детей выразительно передавать образы окружающего мира; развивать общение со сверстниками, воображение, реализовать самостоятельную творческую деятельность. Наборы №№ 7,8, 9,10, J2.
«Бабочки» Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; развитие первичных представлений о разнообразии мира природы (на примере бабочек); знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира. Наборы №№ 7, 8, 9, 10.
«Пчелы и змеи» Развивать речевое творчество, познавательную активность, внимание, воображение, звуковую культуру речи, игровую деятельность. Набор №2.
«Пароход» Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества, первичные представления о профессиях людей, реализовать самостоятельную конструктивную деятельность. Наборы №№ 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, J1.