Наталья Берестова
Кружковая работа «Дорожная азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Актуальность данной проблемы — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах населенного пункта. Именно поэтому необходимо с дошкольного возраста учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения. Полученные знания, умения и навыки будут сопровождать ребенка на протяжении всей жизни, обеспечивая его безопасность.
Публикация «Кружковая работа „Дорожная азбука“» размещена в разделах
В нашем ДОУ с 2019 г была организована работа кружка по безопасности дорожного движения для детей начиная со средней группы «Дорожная азбука». Занятие по кружку проходило раз в неделю во вторую половину дня.
Цель: формирование культуры безопасного осознанного поведения у дошкольников на улицах населенного пункта.
Задачи:
• Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улице, дороге.
• Уточнить знания о сигналах светофора (для машин и пешеходов)
• Развивать умения действовать правильно в сложившейся ситуации на дороге, улице.
• Воспитывать потребность в заботе о своей безопасности через привычку соблюдения ПДД и воспитать чувство ответственности за свои поступки.
• Укреплять и развивать материально-техническую базу для работы по данному направлению
Деятельность в рамках данного кружка предполагала систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность и творческий поиск позволяли: ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа реализовывалась по двум направлениям:
• Совместная деятельность с детьми.
• Взаимодействие с родителями, с инспектором ГИБДД.
Работа кружка по первому направлению осуществлялась по перспективному плану, в котором расписаны темы занятий: «Знакомство с улицей», «Транспорт», «Движение транспорта и пешеходов», «По дороге в детский сад», «Я большой» и др. Дети с большим удовольствием посещали кружок.
Реализация второго направления предполагала проведение совместно с родителями воспитанников, инспектором ГИБДД различных мероприятий:
• выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов, атрибутов для игровой деятельности (как на уровне ДОУ, так и на уровне района);
• разработка совместных детско-родительских проектов безопасных маршрутов;
• изготовление стендов с наглядной информацией;
• заочные и очные консультации;
• участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
• выпуск буклетов и памяток (участвовали в акции «Засветись!Стань заметнее», «Скорость - не главное» https://vk.com/video-58220572_456239448 - ссылка на фильм, показанный УГИБДД Хакасии в программе «Регион_19»);
• тематические родительские собрания;
• анкетирование;
• совместная детско-родительская досуговая деятельность.
Для достижения поставленной цели мы использовали:
1. Словесный метод (занятия, экскурсии, чтение художественных произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, заучивание наизусть, беседы, прослушивание аудиозаписи и т. д.)
2. Практический метод (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры-драматизации, использование разных видов театра, ручной труд, изодеятельность)
3. Наглядный метод (показ и рассматривание иллюстраций, картинок, схем, просмотр видеоматериалов (мультфильмов, фильмов) оформление выставок, элементы инсценировки).
4. Проектный метод (достижение дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом).
5. Мозаичные макеты-карты (макет как особый маркер игрового пространства служит организующей основой для остального игрового материала – мелких игрушек-персонажей и игрушек-предметов оперирования, цель использования мозаичных макетов: обеспечить игровой материал для всей группы детского сада).
За два года работы нашего кружка мы достигли следующих результатов:
1. У воспитанников произошло расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Происходит формирование навыков адекватного ситуативного поведения в дорожно-транспортной среде и навыков личной безопасности.
3. Появилась возможность представить результат во внешнюю среду, адаптация к окружающей жизни.
4. В 2021-2022 гг. у концу работы сданными детьми 6-7 лет надеемся получить устойчивые навыки переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
5. У родителей произошло повышение активности к обеспечению безопасности дорожного движения.
6. Родители имели возможность увидеть достижения и успехи своих детей.
7. И самое главное, родители готовы к дальнейшему сотрудничеству.
8. Мы, педагоги, получили удовлетворенность от результатов своей деятельности..
9. Имели возможность разработать и реализовать несколько краткосрочных проектов.
10. И самое приятное, получили позитивную оценку деятельности родителями воспитанников и общественностью.
Перспективный план работы 2020-2021гг
Тема: «Знакомство с улицей
Сентябрь Содержание работы
1 неделя • НОД «Наше село».
• Беседы с детьми на тему «Село, в котором я живу». Тематические экскурсии и целевые прогулки по улицам села.
2 неделя • Работа с макетом улицы
• Встреча с интересными людьми «Знакомство с профессией инспектора ГИБДД».
• Целевая прогулка «Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД».
3 неделя • Чтение художественной литературы на тему «Ребенок и улица».
• Заучивание стихотворений о родном селе. Рассматривание альбомов, открыток на тему «Мое село».
Тема: «Транспорт нашего города».
Октябрь Содержание работы
1 неделя • НОД «Транспорт».
• Беседы с детьми «На чем люди ездят».
2 неделя • Целевые прогулки к проезжей части, наблюдение за автотранспортом.
• Беседы с детьми по теме: «Какой бывает транспорт».
3 неделя • Дидактические игры «Транспорт», «Кому, что надо для работы», «Профессии».
• Сюжетно - ролевая игра «Шоферы».
4 неделя • Подвижная игра на прогулке «Воробушки и автомобиль», «Стоп».
• Досуг «Веселый самокат».
Тема: «Движение транспорта и пешеходов в нашем городе».
Ноябрь Содержание работы
1 неделя • НОД «Мы - пешеходы».
• Беседа с детьми «Лучший пешеход».
• Просмотр мультфильмов «Смешарики. Азбука Безопасности»
2 неделя • НОД «Культура пешехода».
• Рассматривание иллюстраций на тему «Прогулка по городу».
• Просмотр мультфильмов «Смешарики. Азбука Безопасности»
3 неделя • Беседа с детьми «Пешеход переходит улицу».
• Чтение «Осторожные сказки» Т. А. Шорыгина.
4 неделя • Развлечение для детей «Учите правила дорожного движения».
• Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы».
Тема: «Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки».
Декабрь Содержание работы
1 неделя • НОД «Зачем нужны дорожные знаки».
• Дидактическая игра «Назови знак».
2 неделя • НОД «Дорожные знаки».
• Досуг «Школа Светофорчика»
3 неделя • Сюжетно-ролевая игра «Мы по улице идем».
• Встреча с инспектором ГИБДД (рассказ о правилах перехода улиц, дорог).
4 неделя • Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука безопасности».
• НОД, продуктивная деятельность по желанию детей (рисование, аппликация, лепка) «Зебра».
Тема: «Регулируемый пешеходный переход. Светофор».
Январь Содержание работы
2 неделя • Работа с пособием «Твоя безопасность».
• Беседа с детьми «Если бы не было светофора».
• Дидактическая игра «Собери правильно светофор».
3 неделя • Работа с пособием «Школа семи гномов», «Как перейти дорогу».
• Кукольный спектакль «Уважайте светофор».
• Дидактическая игра «Машины и светофор».
4 неделя • Досуг «Красный, желтый, зеленый».
• Конструирование из бумаги «Светофор».
• Игровая деятельность с мозаичными макетами-картами «Наше село» (прокладывание различных пешеходных маршрутов движения по улицам города)
Тема: «По дороге в детский сад».
Февраль Содержание работы
1 неделя • НОД «По дороге в детский сад».
• Подвижная игра на прогулке «Стоп».
2 неделя • НОД «Опасные участки на пешеходной части улицы».
• Составление детьми рассказов «Что я видел на улице, когда шел в детский сад».
3 неделя • Работа над краткосрочным проектом «Безопасный маршрут до детского сада».
• Досуг «Дорожная азбука»
4 неделя • НОД «Безопасное поведение на улице».
• Рисование «Дорога не место для игр».
Тема: «Правила поведения в транспорте».
Март Содержание работы
1 неделя • НОД «правила поведения в транспорте».
• Дидактическая игра «Угадай вид транспорта по описанию».
2 неделя • Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
• Встреча с инспектором ГИБДД (Почему необходимы ремни безопасности в автомобиле).
3 неделя • Целевая прогулка: наблюдение за транспортом, за пассажирами.
• Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров в транспорте.
4 неделя • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автомобиле».
• Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука безопасности. Пристегните ремни».
Тема: «Я большой».
Апрель Содержание работы
1 неделя • «Авария на дороге» – тренинговая адаптивная (социальная) игра с сюжетно-ролевыми действиями.
• Работа над краткосрочным проектом «Идем в гости».
2 неделя • НОД «Опасные ситуации на улице и во дворе»
• Конкурс книжек – самоделок «Транспорт Будущего».
3 неделя • Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука безопасности. Где кататься?».
• Досуг «Веселый самокат»
4 неделя • Встреча с инспектором ГИБДД (детское кресло в автомобиле)
• Акция «Пристегни самое дорогое» (разработка памяток, вручение родителям)
Тема: «Безопасные маршруты».
Май Содержание работы
1 неделя • Беседа с детьми «Что такое безопасный маршрут».
2 неделя • Дидактические игры по выбору детей.
• Работа над краткосрочным проектом «Безопасный маршрут от детского сада до дома»
3 неделя • Работа с пособием «Твоя безопасность»
• Сюжетно – ролевая игра «Мы – шоферы»
4 неделя • Презентация совместных детско-родительских проектов «Безопасный маршрут от детского сада до дома».
Используемая литература для реализации блоков программы:
1. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э. Я. Степаненкова
2. «Как обеспечить безопасность дошкольников» К. Ю. Белая
3. «Основы безопасного поведения дошкольников» О. В. Чермашенцева
4. «Осторожные сказки» Т. А. Шорыгина
5. «ОБЖ для старших дошкольников» Н. С. Голицына, С. В. Люзина
6. «ОБЖ. Подготовительная группа» М. А. Фисенко
7. «Твоя безопасность» К. Ю. Белая
8. «Три сигнала светофора» В. А. Добрякова
9. «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет» Н. В. Коломеец
10. «Школа семи гномов. Как перейти дорогу»
11. «1 СЕНТЯБРЯ или безопасный путь в школу»
Планирование работы по взаимодействию с родителями, инспектором ГИБДД
Тема Сроки
• Помощь родителей в оформлении уголка безопасности в холле ДОУ.
• Прогулки с детьми по улицам и микрорайонам города в выходные дни. Сентябрь
• Помощь родителей в оформлении фотоальбома «Транспорт», альбома «Кем быть?»
• Участие родителей во встречи с интересными людьми по теме «Профессии на транспорте». Октябрь
• Участие родителей в развлечении для детей «Учите правила дорожного движения». Ноябрь
• Помощь в оформлении атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Мы по улице идем».
• Помощь родителей в оформлении мозаичных макетов-карт. Декабрь
• Участие родителей в досуге «Красный, желтый, зеленый». Январь
• Формирование у детей навыков безопасного поведения на улице, дороге, транспорте. Февраль
• Назначение и правила перехода проезжей части по сигналам светофоров и умение пользоваться дорожными знаками во время движения. Март
• Конкурс книжек-самоделок «Транспорт будущего». Апрель
• Детско-родительский проект «Безопасный маршрут то детского сада до дома». Май
Анкета для родителей
«Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения»
(анкетирование проводится в начале учебного года)
1. Обучаете ли Вы своего ребенка правилам дорожного движения и культуре поведения в транспорте:
• Да, регулярно
• Редко, когда возникает в этом необходимость
• Нет, с возрастом поймет все сам.
2. Как Ваш ребенок ведет себя в транспорте?
• Мой ребенок спокойно стоит на остановке, садится вместе с взрослым в переднюю или среднюю дверь, не шумит, если есть возможность – садится на свободное сиденье, не высовывается из окна, не сорит в салоне.
• Мой ребенок бегает и прыгает на остановке, садится в любую дверь, не ориентируется на взрослого, пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров, громко разговаривает в салоне транспорта.
3. Считаете ли Вы необходимым обучать ребенка ПДД?
• Да
• Со временем он все поймет сам
• Нет, не считаю.
4. Кто должен взять на себя ответственность по обучению ребенка ПДД?
• Только родители
• Педагоги детского сада
• Это совместная деятельность педагогов и родителей.
5. Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения ребенка в общественных местах и на улице?
• Да
• Нет в этом никакой необходимости.
Анкета для родителей по ПДД
анкетирование родителей проводится в конце учебного года)
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на улицах села и знакомы ли они с Правилами дорожного движения.
Ваш ребё нок знает:
1. Название города, в котором живёт, свой домашний адрес: название
улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;
2. Название улицы, номер дома, квартиры, телефона;
3. Свой домашний адрес полностью;
Вы с ребё нком добираетесь домой из детского сада:
1. Пешком;
2. На транспорте.
Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребё нком:
1. Переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь
на зелёный сигнал светофора;
2. Переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не
смотрите на сигналы светофора;
3. Переходите дорогу там, где Вам кажется удобным.
совместной игре с детьми усиливает активизирующее влияние этого игрового материала на свободную самостоятельную игру детей.
Методическое обеспечение
1. Уголок “Безопасность”.
2. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
3. Методический инструментарий.
4. Подбор художественной литературы по ПДД.
Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала для детей старшего дошкольного возраста:
1. Дидактические игры:
1.1. “Законы улиц и дорог”
1.2. “Час пик”
1.3. “Транспорт”
1.4. “Дорожные знаки”
1.5. “Знаки на дорогах”
1.6. “Светофор”
1.7. “Мы идем и едем”
1.8. “Ловкий пешеход”!
1.9. “Перекресток”
1.10. “Назови знак”
1.11. “Слушай-запоминай”
1.12. “Угадай, какой знак”
2. Домино “Дорожные знаки”
3. Коллекция дорожных знаков и машин.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы - водители”, “Юный инспектор”, Наш город”
5. Альбом “Автотранспорт”.
6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”
7. Игра “Автошкола”
8. Обучающие игры по правилам дорожного движения : “Поездка по городу” (“В парке”, “К снежным вершинам”, “Круговое движение”, “Едем через переезд”, “Знаки обязательного направления”, “День веселых развлечений”, “За городом”, “Горная дорога”, “Автомагистраль”).
9. Дорожная грамота. Серия из 14 плакатов.
10. Пазлы и кубики с изображением различных марок автомобилей.
11. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.
12. Книжки-раскраски
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПО ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ
Мониторинг знаний, умений и навыков детей проводится два раза в год – в начале учебного года (сентябрь, вводный) и в конце учебного года (май, итоговый). В целях установления уровня полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника (Таблица 1) детей в рамках реализации программы:
1. Опрос детей проводится в несколько этапов. Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
2. В зависимости от суммы балов определяется уровень усвоения программы (низкий уровень – от 0 до 11 баллов, средний уровень – от 12 до 23 баллов, высокий уровень от 24 до 34 баллов, результаты усвоения программы заносятся в сводную таблицу (Таблица 2).
Таблица 1
Вопросник для проверки знаний детей
Фамилия, имя ребенка ___
Дата заполнения "___"___200 __ г.
Вопрос Ответ ребенка Балл
Уровень сформированности представлений о транспортных средствах,
об улице (виды перекрестков, о правилах перехода проезжей части.
1. Что такое улица?
2. Как регулируется движение на улице?
3. Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают?
4. Какие светофоры стоят на улицах города?
5. Для чего на светофоре устанавливается временной сигнал?
6. Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры?
7. Как называется человек, который регулирует движение на дороге?
8. Что помогает регулировщику управлять движением?
9. Где должны ходить пешеходы?
10. Что такое перекресток?
11. Где и как нужно переходить дорогу?
12. Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?
13. Как обозначается пешеходный переход?
14. Какие пешеходные переходы ты знаешь?
15. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы
16. Где на проезжей части можно переждать поток машин?
17. Где должны ездить автомобили?
18. Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского транспорта?
19. Какие виды пассажирского транспорта ты знаешь?
20. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
21. Что такое тормозной путь?
Знание дорожных знаков
(с использованием наглядного материала - дорожных знаков).
22. Для чего нужны дорожные знаки?
23. Какие дорожные знаки ты знаешь?
24. Покажи и назови запрещающие знаки.
25. Покажи и назови информационно-указательные знаки.
26. Покажи и назови предупреждающие знаки.
27. Покажи и назови знаки сервиса.
Уровень культуры поведения детей на улице и в транспорте.
28. Что такое общественный транспорт?
29. Какие ты знаешь правила поведения в транспорте?
30. Чего нельзя делать в транспорте?
31. Какие ты знаешь правила поведения на улице?
32. Чего нельзя делать на дороге?
33. Где можно кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках?
34. Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?
Список литературы
1. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М. : АСТ, 1995.
2. Добрякова В. А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
3. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М. : АСТ-ПРЕСС 1996.
4. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?.» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М. : Мол. Гвардия. 1992.
5. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. М., 2001.
6. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н. А. Извекоа, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
7. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками. / Авт. -сост. М. С. Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
8. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. М., 2005.
9. Сосунова Е. М., Форштат М. Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб. : ИД МиМ, 1997.
10. Семенюк В. И., Владимиров Н. В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
11. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
12. Слуцкер Т. М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
13. Шалаева Г. П. азбука маленького пешехода. – М. : Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.