Римма Салимзянова
Кружковая работа с детьми младшей группы «Разноцветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Разноцветные ладошки
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
/В. А. Сухомлинский/
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенным.
Публикация «Кружковая работа с детьми младшей группы „Разноцветные ладошки“» размещена в разделах
Изображение необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям огромную радость, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальные способы изображения расковывают ребенка, позволяют почувствовать их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изображения, их особенностями, многообразием материалов, используемых в работе, учатся на основе полученных знаний создавать свои творения. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цели, задачи работы кружка.
Цель - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного изображения.
Задачи:
развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
обучающие:
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
Продолжительность освоения программой: 1 год
Возраст участников: 2 -3 года
Организация занятий кружка : программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год -36., время занятий 10-15 мин.
Направление деятельности: нетрадиционные методы изображения.
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой : ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Форма проведения кружковой работы : теоретические, практические, групповые.
В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
* Проведение мастер-класса среди педагогов
Ожидаемый результат работы кружка :
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Литература, используемая педагогом для разработки программы
и организации образовательного процесса
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.
4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г.
2005
6.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
7.«Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2004
8.«Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 20036 «Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.
9. «Дошкольное воспитание» - №8 2005 г.
10.«Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.
11. «Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.
1. Мелик-Пашаев А. Ребё нок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М. : Чистые пруды, 2007.-32с. : ил 2. Медиоресурсы интернета «МААМ. ru», «Почемучка. ru» и т. д
3. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
4. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
5. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
Перспективное планирование кружка «Разноцветные ладошки» на 2016-2017 г. г
Форма работы. Тема. Цель. Материалы Дата План Факт
«Набежала тучка» Тампонирование Познакомить с техникой рисования – тампонированием; учить аккуратно набирать краску; продолжать знакомить с цветом; развивать эстетический вкус. -лист бумаги белого цвета;
- краска серого цвета в чашечке;
- тампон;
- салфетки. Сентябрь
1 неделя 09.09.16г.
«Петушок, петушок…» Рисование пальчиками. учить закрашивать шаблон пальцами, не выходя за рамки шаблона - лист бумаги белого цвета с силуэтом петуха;
- гуашь разного цвета в чашечках;
- салфетки.
2 неделя 15.09.16г.
«Ягодки на тарелке» Рисование пальчиком. познакомить детей с техникой рисования пальцами. -лист бумаги с силуэтом тарелки;
- гуашь красного цвета;
- салфетки. 3 неделя 23.09.16г.
«Ежик»
Рисование ладошкой. Дать ребенку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами; совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки; знакомить с цветом; учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. -листы бумаги белого цвета с силуэтом ежика;
-гуашь черного цвета в чашечках;
- салфетки. 4 неделя 29.09.16г.
Октябрь
«Мой любимый дождик».
Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности. Два листа светло-серого цвета с нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки 1 неделя 07.10.16г.
«Желтые листья летят» Рисование ладошками. Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. -Бумага размером А 4;
- гуашь жёлтая;
-тарелочки.
2 неделя 13.10.16г.
«Веселые мухоморы» Рисование пальчиками. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. -Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы;
-гуашь белая, салфетки;
-иллюстрации мухоморов 3 неделя 21.10.16г.
«Зернышки для цыплят»
Рисование пальчиками. учить детей наносить точечные рисунки пальцами. -Бумага размером А 4,
-гуашь жёлтая,
-тарелочки. 4 неделя 27.10.16г.
Ноябрь
«Птички клюют ягоды» Рисование пальчиками. Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции Листы А 4 различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц. 1 неделя 04.11.16г.
«Цветные ладошки» Рисование ладошкой. познакомить детей с техникой рисования ладошкой, вызвать интерес к нетрадиционному рисованию -листы белой бумаги;
- гуашь разного цвета;
- салфетки. 2 неделя 10.11.16г.
«Веточка рябины» Рисование пальчиками. Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. - листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины;
- гуашь красного цвета в чашечках;
- салфетки;
- иллюстрации рябины. 3 неделя 18.11.16г.
«Щенок»
Рисование тычком жёсткой кистью. Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. -Альбомные листы;
-гуашь коричневая;-
жесткие кисти 4 неделя 24.11.16г.
Декабрь
«Звездочки на небе» Рисование пальчиками Продолжать учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. - листы бумаги темно- синего цвета с аппликацией - крыши домов;
- гуашь желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- иллюстрации с ночным звездным небом. 1 неделя 02.12.16г.
«Дед Мороз» Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. - листы бумаги светло-голубого цвета;
- белая гуашь в плошках;
- салфетки. 2 неделя 08.12.16г.
«Дед Мороз» (продолжение работы) Рисование пальчиками. Продолжать учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызывать у детей желание украсить наряд Деда Мороза. - заготовки с бородой Деде Мороза дополненные аппликацией (шапочка и нос) с предыдущего занятия. 3 неделя 16.12.16г.
«В лесу родилась елочка»
Рисование тычком жёсткой кистью Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. - Листы белой бумаги с силуэтом елочки;
-гуашь зелёная;
-салфетки. 4 неделя 22.12.16г.
Январь
«Украсим елочку» Рисование пальчиками Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызывать у детей желание украсить елочку к новому году. -Силуэт ёлки зелёного цвета; -гуашь красного, оранжевого и синего цветов в мисочках;
- салфетки 2 неделя 13.01.17г.
«Елочка – красавица» Рисование ладошками. Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу. - лист ватмана;
- зеленая гуашь;
- салфетки. 3 неделя 19.01.17г.
«Снеговик» Тампонирование Познакомить детей с новой техникой рисования - тампонированием.
Учить аккуратно, набирать краску.
Развивать эстетический вкус. -Силуэт снеговика на листе ;
- голубого цвета А4,
- гуашь белая,
-тампоны из губки 4 неделя 27.01.17г.
февраль
«Снег кружится»
Рисование пальчиками. Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик. -Листы голубой бумаги А4,-гуашь белая 1 неделя 02.02.17г.
«Веселые осьминожки»(коллективная работа)
Рисование ладошками. Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию. -лист ватмана голубого цвета – «море»;
- гуашь разноцветная в плошках;
-салфетки. 2 неделя 10.02.17г.
«Цветочек для папы» Рисование ладошкой. Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. -Ватман,
- гуашь разных цветов. 3 неделя 16.02.17г.
«Петушок»
Рисование пальчиком и ладошкой. Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить
составлять элементарный узор. -белый лист бумаги на каждого ребенка;
-мисочки с красками желтого, синего, красного, зеленого цветов. 4 неделя 24.02.17г.
март
«Цветы для мамы» Рисование ладошками, пальчиками, печатками. Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. -Гуашь,
-плотные цветные листы,
-салфетки. 1 неделя 02.03.17г.
«Цыпленок»
Рисование методом тычка. Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. -белый лист бумаги с силуэтом цыпленка на каждого ребенка;
-краски желтого цвета;
- кисти. 2 неделя 10.03.17г.
«Божьи коровки на лужайке»
Рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). -вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках;
- ватман, салфетки,
-бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках. 3 неделя 16.03.17г.
«Жили у бабуси два веселых гуся»
Рисование ладошками. Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали -Нарисованное заранее озеро,
-гуашь,
- маркеры для рисования деталей 4 неделя 24.03.17г.
апрель
«Солнышко»(коллективная работа)
Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику. -лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом;
-гуашь желтого цвета в плошке;
-салфетки. 1 неделя 07.04.17г.
«Повисли с крыш сосульки - льдинки» Рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки в определенной последовательности. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. -белый лист бумаги с силуэтами сосулек на каждого ребенка;
-мисочки с краской синего цвета;
- салфетки. 2 неделя 13.04.17г.
«Рыбки в аквариуме» Рисование ладошкой и пальчиками. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. -Тонированные листы бумаги (светло-голубые,
-разноцветная краска,
-салфетка,
-иллюстрации.
3 неделя 21.04.17г.
«Клоун»
Рисование восковыми мелками Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма -контур предмета;
- восковые мелки;
- белая бумага 4 неделя 27.04.17г.
Май
«Салют»
Рисование методом тычка. Познакомить детей с праздником «День Победы» и неотъемлемой частью празднования – салютом. Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа. -иллюстрации с изображением салюта;
-листы бумаги синего цвета;
-гуашь разных цветов в чашечках;
-салфетки. 1 неделя 05.05.17г.
«Одуванчик» Рисование пальчиками. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. -Листы белой бумаги,
-гуашь жёлтого, зелёного цвета. 2 неделя 11.05.17г.
Оформление коллажа «Подводное царство».
Разные. Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом. -плотный синий ватман,
- силуэты рыбок,
-зеленая гуашь,
-клейстер,
-салфетки. 3 неделя 19.05.17г.
«Рисуем, что хотим» Разные. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Все имеющиеся в наличии. 4 неделя 26.05.17г.