Екатерина Чиркова
Кружковая работа для детей подготовительной к школе группы «Мастерилка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.
Публикация «Кружковая работа для детей подготовительной к школе группы „Мастерилка“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое другое, что интересует ребёнка.
Пластилин и соленое тесто удивительный материал с помощью которого можно создать необычайные по красоте поделки, а игла и нить подчиняются нескончаемой фантазии мастера-художника.
«Мастерилка» - так называется курс. Он предполагает развитие ребё нка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Всё это необходимо современному человеку, чтобы осознавать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.
Цель: развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.
Задачи:
1. Развивать умение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
2. Развивать умение детей предварительно, планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки).
3. Развивать умение детей определять приемы работы и инструменты, самостоятельно ориентироваться в задании.
4. Формировать умения учитывать конкретные свойства материалов при выполнении поделок из них.
5. Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус.
6. Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.
7. Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
8. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Материал
1. Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон;
2. Краски, клей, ножницы, лак, пластилин, фломастеры, карандаши, кисточки;
3. Природный материал: зерна, горох, семечки, листья, веточки, орехи, ракушки.
4. Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань.
5. Коробочки разных размеров и форм, стаканчики пластмассовые.
6. Пластилин, доски для лепки, стеки.
Календарное планирование
Сентябрь
Дата Тема Задача Материал
1.09.15 «Знакомство с разнообразным миром материалов». Развивать у детей интерес к изготовлению поделки, используя нетрадиционные материалы. Бумага, картон, пластилин, ткань, семена и плоды растений: жёлуди, каштаны, кора, ветки, семена, листья, ракушки, перья.
8.09.15 «По грибы пойдем» Закрепить знакомые техники лепки. Пластилин, дощечка, стека, образцы грибов на картинках
15.09.15 «Волшебная бумага» Познакомить детей с техникой. Цветная бумага, ножницы, карандаши.
22.09.15 «В подарок нашим бабушкам и дедушкам» Изготовить поздравительные открытки по шаблону. Цветная бумага, ножницы, карандаши.
29.09.15 Ажурная закладка Познакомить детей приемом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором. Раскрыть символику отдельных элементов и мотивов. Развивать чувство композиции и цвета. Полоски цветной бумаги, ножницы, коробочки для обрезков, клей, кисточки, салфетки, схема с элементами прорезного декора.
ОКТЯБРЬ
Дата Тема Задача Материал
6.10.15 «Осенние картины» Развивать у детей умение создавать сюжетные композиции. Листья разных деревьев и кустарников, травы, лепестки цветов, семена, цветной картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, варианты композиций.
13.10.15
«Сказочные герои леса» Развивать умение детей работать с природным материалом Шишки еловые, сосновые, ольхи, каштана, жёлуди, крылатки ясеня, пух и перья птиц, косточки слив, абрикосов, мох, различные семена. Демонстрационные рисунки с поделками.
20.10.15 Моделирование игрушек по замыслу детей. Развивать умение детей самостоятельно подбирать тему для работы, используя имеющийся опыт создания поделок из природного материала. Разнообразный природный материл, пластилин, проволока, стеки, дощечки.
27.10.15 Бабочки красавицы Развивать у детей умение украшать готовые заготовки, используя средства украшения: блестки, пайетки. Заготовки бабочек из картона, карандаши, гель с блёстками, пайетки, клей, шпажки для закрепления бабочек.
НОЯБРЬ
Тема Тема Задача Материал
3.11.15 «Волшебные тарелочки» Развивать умение украшать готовые заготовки, совершенствовать технику работы с ножницами. Бумажная тарелка, цветная бумага, краски,
клей, ножницы, образец.
10.11.15
«Во дворе у бабушки» Развивать умение создавать коллективную модель, совершенствовать технику работы с ножницами. Цветная бумага, ножницы, карандаши, картонная коробка, лоскутки ткани.
17.11.15 «Кукла из цветной пряжи» Развивать умение работать с нитками (пряжей). Цветная пряжа, ножницы, цветная бумага, клей, образец.
24.11.15 Сумочка дамская Совершенствовать технику работы с ножницами. Бумага, клей, кисточки, салфетки, блестки.
ДЕКАБРЬ
Тема Тема Задача Материал
1.12.15 «Долгожданная гостья» Развивать умение резать полоски одинаковой длины и ширины, создавать композицию. Цветная бумага (зелёная, картон, ножницы, клей, образец.
8.12.15
«Новогодние игрушки» Закреплять умение детей работать с бумагой, клеем, ножницами. Цветная бумага; картон шаблоны геометрических форм; ножницы; тесьма для изготовления петелек; клей; кисточки; краски; баночки с водой; салфетки, гофрированная бумага, конфетти.
15.12.15 «Объемные снежинки» Совершенствование техники работы ножницами. Белая бумага, клей, карандаш, ножницы, тесьма для петельки, образец.
22.12. 15 Цветные фонарики Совершенствовать технику аппликации: резать ножницами по прямой не доходя до края, останавливаясь на контрольной линии, резать по сгибам. Цветная бумага прямоугольной формы, ножницы, салфетки, клей.
29.12.15 Колпак, корона, маска. Развивать умение украшать готовые заготовки, используя краски. Заготовки головных уборов, краски, кисточки, мелкие украшения.
ЯНВАРЬ
Тема Тема Задача Материал
12.01.16
«Зимняя сказка» Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Ватман А3, карандаш, цветная бумага, туалетная бумага, салфетки, серпантин, бумага гофра, фольга, вата, ватные диски, клей, ножницы.
19.01.16 «Моя первая закладка» Развивать мышление, пространственное воображение, память, мелкую моторику и речь. Цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, образец.
26.01.16 Картина «Цветок» из семян дыни Развивать мелкую моторику рук, умение создавать композицию из семян. Семена дыни, клей, основа для картины.
ФЕВРАЛЬ
Тема Тема Задача Материал
2.02.16
Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества. Развивать умение пользоваться шаблонами; совершенствование техники работы ножницами. Листы плотной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, тесьма, клеёнка, образец.
9.02.16 Бумажные самолеты Закреплять умение работать с бумагой. Листы бумаги, фломастеры.
16.02.16
Подарок для мамы. Совершенствование техники работы ножницами. Цветная, белая, гофр. бумага, ножницы, клей, карандаш, ажурная тесьма, кисточка, образец.
23.02.16 Ракета из пластилина Совершенствовать технику лепки из пластилина. Пластилин, доска для лепки, аксессуары.
МАРТ
Тема Тема Задача Материал
1.03.16
«Маленькие бусинки» Развивать мелкую моторику рук, фантазию и усидчивость. Разноцветный бисер разной величины, тонкая леска (нить, ножницы.
8.03.16 Волшебный веер Совершенствовать умение работать с бумагой. Бумага, клей,
15.03.16
«Цветущее дерево» Совершенствовать навыки работы по бисероплетению. Разноцветный бисер разной величины, тонкая леска (нить, проволока, ножницы, подставка для «дерева", гуашевая краска, марля, гипс, клей, кисточка.
22.03.16 Рамка для фото (пуговицы) Развивать фантазию, мелкую моторику рук. Пуговицы, клей, рамка для фото, цветная бумага.
29.03.16 Дружище ёжик Совершенствовать технику работы с пластилином, используя знакомые приемы лепки. Пластилин, зубочистки, бусины для глаз и носика, грецкий орех (скорлупа).
АПРЕЛЬ
Тема Тема Задача Материал
5.04.16
«Пасхальный заяц» Совершенствовать технику работы ножницами; украшать изделие яичной скорлупой развивая мелкую моторику рук. Цветная бумага, клей, карандаш, ножницы, кисточка, скорлупа яичная, краски, образец.
12.04.16 Чудо стаканчик Развивать технику конструирования. Стаканчик из - под йогурта, пластилин, бусины.
19.04.16
«Чудо завиток» Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом. Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать технику работы ножницами. Бумага для квиллинга разных цветов, карандаш, ножницы, картон, клей, образец.
26.04.16 Картина кактус Расширить опыт художественной лепки. Картон-основа, пластилин, зубочистки, цветные камушки.
МАЙ
Тема Тема Задача Материал
3.05.16 Поздравительная открытка ко дню Победы Совершенствовать технику работы ножницами и бумагой. Цветная бумага, цветной картон, карандаш, ножницы, клей, образец.
10.05.16 «Шепот моря» Продолжать закреплять умение детей работать с природным материалом. Ракушки разных видов, пластилин, бусинки для глаз. Демонстрационные рисунки с поделками.
17.05. 16 Цветы: «Ромашка», «Василёк», «Колокольчик», «Мак», «Гвоздика». Совершенствовать технику лепки из пластилина, используя знакомые приемы лепки. Пластилин, доски для лепки, стеки, бусины, тонкая проволока.
24.05.16 «Котята в корзине». Закрепить знакомые приемы лепки. Расписной пластилин, полученный разрезанием.
31.05.16 "Одуванчики" Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом и ножницами. Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
Перспективное планирование
Сентябрь
№ недели Тема Цель Материал
1 «Знакомство с разнообразным миром материалов». Развитие у детей положительной мотивации в деятельности кружка. Предоставление детям возможности увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи. Бумага, картон, пластилин, ткань, семена и плоды растений: жёлуди, каштаны, кора, ветки, семена, листья, ракушки, перья.
2 «По грибы пойдем» Закрепление умения детей лепить разные по форме грибы, передавать их характерные признаки; закрепление приема приглаживание. Пластилин, дощечка, стека, образцы грибов на картинках
3 «Волшебная бумага» Ознакомление детей с японским искусством оригами и формирование интереса; развитие у детей способности работать руками, развитие точных движений пальцами под контролем сознания. Цветная бумага, ножницы, карандаши.
4 «В подарок нашим бабушкам и дедушкам» Изготовление поздравительной открытки по шаблону. Цветная бумага, ножницы, карандаши.
5 Ажурная закладка Ознакомление детей с новым приемом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором. Развитие чувства композиции и цвета. Полоски цветной бумаги, ножницы, коробочки для обрезков, клей, кисточки, салфетки, схема с элементами прорезного декора.
ОКТЯБРЬ
№ неделя Тема Цель Материал
1 «Осенние картины» Развитие умения детей создавать сюжетные композиции, воспитание желания сохранять красоту природы в аранжировках и флористических композициях. Листья разных деревьев и кустарников, травы, лепестки цветов, семена, цветной картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, варианты композиций.
2
«Сказочные герои леса» Развитие умения детей работать с природным материалом. Закрепление умения детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Шишки еловые, сосновые, ольхи, каштана, жёлуди, крылатки ясеня, пух и перья птиц, косточки слив, абрикосов, мох, различные семена. Демонстрационные рисунки с поделками.
3 Моделирование игрушек по замыслу детей. Развитие умения детей самостоятельно подбирать тему для работы, используя имеющийся опыт создания поделок из природного материала. Разнообразный природный материл, пластилин, проволока, стеки, дощечки.
4 Бабочки красавицы Развитие умения детей подбирать тона для разукрашивания бабочек, наносить равномерно цветной гель на крылышки, эстетично декорировать пайетками. Заготовки бабочек из картона, карандаши, гель с блёстками, пайетки, клей, шпажки для закрепления бабочек.
НОЯБРЬ
№ неделя Тема Цель Материал
1 «Волшебные тарелочки» Развитие чувства формы, цвета и композиции; творческого воображения, художественного вкуса. Бумажная тарелка, цветная бумага, краски,
клей, ножницы, образец.
2
«Во дворе у бабушки» Создание коллективной модели деревенского двора по технике оригами. Цветная бумага, ножницы, карандаши, картонная коробка, лоскутки ткани.
3 «Кукла из цветной пряжи» Развитие умения детей простейшему преобразованию пряжи в куклу-сувенир, самостоятельному использованию элементов декоративного оформления поделки. Цветная пряжа, ножницы, цветная бумага, клей, образец.
4 Сумочка дамская Обобщение и расширение опыт художественной деятельности. Ознакомление с новым способом изготовления функциональных предметов, развитие мелкой моторики, ловкости, аккуратности, усидчивости. Бумага, клей, кисточки, салфетки, блестки.
ДЕКАБРЬ
№ неделя Тема Цель Материал
1 «Долгожданная гостья» Развитие умения детей делать объёмную ёлочку из конуса и цветных полосок одинаковой длины Цветная бумага (зелёная, картон, ножницы, клей, образец.
2
«Новогодние игрушки» Закрепление у детей полученных ранее навыков работы с бумагой, клеем, ножницами; развивание чувства формы, цвета и композиции; развитие творческого воображения, художественного вкуса, творческой инициативы. Цветная бумага; картон шаблоны геометрических форм; ножницы; тесьма для изготовления петелек; клей; кисточки; краски; баночки с водой; салфетки, гофрированная бумага, конфетти.
3 «Объемные снежинки» Закрепление умения детей делать объёмную снежинку, соединять части. Развитие творческого воображения, фантазии. Белая бумага, клей, карандаш, ножницы, тесьма для петельки, образец.
4 Цветные фонарики Совершенствование умения резать по контуру, техники аппликации: резать ножницами по прямой не доходя до края, останавливаясь на контрольной линии, резать по сгибам. Цветная бумага прямоугольной формы, ножницы, салфетки, клей.
5 Колпак, корона, маска. Развитие самостоятельного поиска способов украшения объемных изделий, воспитание художественного вкуса при создании элементов колпачка. Заготовки головных уборов, краски, кисточки, мелкие украшения.
ЯНВАРЬ
№ неделя Тема Цель Материал
2
«Зимняя сказка» Создание коллективного панно. Развитие умения детей мять маленькие кусочки бумаги, приклеивать их на шаблоны тем самым развивая мелкую моторику рук, развивая творческое воображение, фантазию, совершенствование полученных ранее навыков работы с бумагой, клеем, ножницами. Ватман А3, карандаш, цветная бумага, туалетная бумага, салфетки, серпантин, бумага гофра, фольга, вата, ватные диски, клей, ножницы.
3 «Моя первая закладка» Развитие мышления, пространственного воображения, памяти, мелкой моторики рук и речи. Цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, образец.
4 Картина «Цветок» из семян дыни Закрепление умения детей создавать сложные композиции из семян. Развитие композиционных умений. Формирование умений располагать семена на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с сюжетом. Семена дыни, клей, основа для картины.
ФЕВРАЛЬ
№ неделя Тема Цель Материал
1
Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества. Развитие умения задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Закрепление умения красиво располагать изображение на листе. Листы плотной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, тесьма, клеёнка, образец.
2 Бумажные самолеты Совершенствовать умение детей ориентироваться на листе бумаги, украшать свои работы симметрично. Листы бумаги, фломастеры.
3
Подарок для мамы. Закрепление умения детей делать объемные поделки. Цветная, белая, гофр. бумага, ножницы, клей, карандаш, ажурная тесьма, кисточка, образец.
4 Ракета из пластилина Совершенствовать технику вылепливать определенные формы способом вытягивания. Пластилин, доска для лепки, аксессуары.
МАРТ
№ неделя Тема Цель Материал
1
«Маленькие бусинки» Ознакомление детей с таким видом художественного творчества, как бисероплетение, развитие умения изготавливать простейшее украшение из бисера; развивание воображения, мелкой моторики, гибкости пальцев. Разноцветный бисер разной величины, тонкая леска (нить, ножницы.
2 Волшебный веер Закрепление умения складывать лист бумаги гармошкой. Бумага, клей,
3
«Цветущее дерево» Коллективная работа. Закрепление у детей полученных ранее навыков работы по бисероплетению. Разноцветный бисер разной величины, тонкая леска (нить, проволока, ножницы, подставка для «дерева", гуашевая краска, марля, гипс, клей, кисточка.
4 Рамка для фото (пуговицы) Расширение опыта художественного конструирования различных изделий. Развитие художественного восприятия, творческого воображения. Пуговицы, клей, рамка для фото, цветная бумага.
5 Дружище ёжик Совершенствование умения у детей лепить животных, используя знакомые техники лепки. Пластилин, зубочистки, бусины для глаз и носика, грецкий орех (скорлупа).
АПРЕЛЬ
№ неделя Тема Цель Материал
1
«Пасхальный заяц» Изготовление «зайца-коробочки» для яйца методом оригами, и окрашивание пасхального яйца. Развитие у детей способности работать руками, делая точные движения пальцами. Цветная бумага, клей, карандаш, ножницы, кисточка, скорлупа яичная, краски, образец.
2 Чудо стаканчик Расширение опыта художественного конструирования различных изделий. Стаканчик из под йогурта, пластилин, бусины.
3
«Чудо завиток» Ознакомление детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом. Развитие у детей способности работать руками, к точным движениям пальцев, закрепление умения скручивания бумаги. Бумага для квиллинга разных цветов, карандаш, ножницы, картон, клей, образец.
4 Картина кактус Создание интереса к созданию интерьерных композиций. Расширение опыта художественной лепки. Картон-основа, пластилин, зубочистки, цветные камушки.
МАЙ
№ неделя Тема Цель Материал
1 Поздравительная открытка ко дню Победы Развитие умения задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Совершенствование умения красиво располагать изображение на листе. Цветная бумага, цветной картон, карандаш, ножницы, клей, образец.
2 «Шепот моря» Закрепление умения детей работать с природным материалом – ракушки; умение детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи пластилина. Ракушки разных видов, пластилин, бусинки для глаз. Демонстрационные рисунки с поделками.
3 Цветы: «Ромашка», «Василёк», «Колокольчик», «Мак», «Гвоздика». Развитие умения лепить из пластилина Пластилин, доски для лепки, стеки, бусины.
4 «Котята в корзине». Совершенствование умения лепить животного, соблюдая пропорции тела. Расписной пластилин, полученный разрезанием. Доски для лепки, стеки.
5 "Одуванчики" Закрепление у детей умения работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки, радоваться результатам своего труда.
Развитие инициативы, фантазии. Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
Ожидаемый результат
Должны уметь:
Организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы;
Экономно расходовать материал при разметке с помощью шаблонов и линейки;
Соблюдать безопасность труда;
Составлять план изготовления изделия, изготовить и оформить его;
Пользоваться условными обозначениями при разметке (линии сгиба, места нанесения клея);
Контролировать свои действия в процессе работы, определяя их последовательность;
Правильно выбирать инструменты и выполнять необходимые действия с ними;
Выполнять приемы обработки : бумаги (сгибание, резание, склеивание); соломки (удаление узелков, разрезание вдоль стебля и разглаживание); природного материала (сушка, хранение);
Изготавливать простые изделия из бисера, подбирая цветовые сочетания;
Изготавливать аппликации из соломки, подбирая ее по цвету, ширине соломинок;
Изготавливать аппликации из бумаги и объемные игрушки;
Изготавливать поделки из природного материала и аппликации из сухоцвета, бросового материала, ракушек.
Список использованной литературы:
1. Румянцева Е. А. Необычные поделки из природного материала - Дрофа, 2007 г
2. С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо 2005г.
3. Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателей детского сада. 2-е изд. М. : Просвещение, 1991.
4. Ю. А. Бугельский. Игрушки самоделки. Изд. М. : Просвещение, 1965.
5. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Плетем деревья из бисера. Ростов н/Д. : Феникс, 2006г.
6. Н. Кроткова. Книга лучших поделок, Росмэн-Пресс, 2006г.
7. Селезнева Е. В. Цветы и игрушки из скрученной бумаги: Квиллинг для малышей. - Литера, 2012 г.
8. Цыгвинцева О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. - 2013. СПб.