Лучший педагог года

Кружок «Играем с детьми в шашки и шахматы»

Елена Лапина
Кружок «Играем с детьми в шашки и шахматы»

МБОУ «Шадейская СОШ»

структурное подразделение для детей дошкольного возраста

Кружок «Играем с детьми в шашки и шахматы»

Разработали: воспитатель старшей группы №2

Лапина Елена Владимировна

2019-2020 год

Нормативные документы, регулирующие деятельность кружка :

-Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г. ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

Публикация «Кружок „Играем с детьми в шашки и шахматы“» размещена в разделах

-Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных услуг» от 15. 08. 2003г. ;

-Конвенция ООН о правах ребенка;

-Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» пол редакцией Н. Е. Вераксы. ;

-Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ».

Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых:

они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно.

Л. Н. Толстой

Условия реализации кружка :

Данная программа кружка разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6). Кружок работает 1 раз в неделю (с сентября 2019 года по август 2020 года включительно). Продолжительность занятия 25 минут. Занятие проходит в групповой комнате.

Данную работу осуществляет воспитатель группы: Лапина Е. В.

Обоснование:

Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы.

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам — 5 лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.

Очень часто педагогам детских садов приходится отвечать на вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?

Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А. В. Запорожец. Веское авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания для популяризации обучения интеллектуальным играм в дошкольном возрасте. Анализ истории шахмат, позволяет отметить, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Капабланка, Карпов, Керес, Решевский, Агзамов - в 4 года, Стейниц, Эйве, Гаприндашвили, Чибурданидзе - в 5 лет, Каспаров, Спасский, Фишер - в 6-летнем возрасте, Алехин, Таль - к 7 годам.

Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Борису Спасскому, Анатолию Карпову и Гари Каспарову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.

Это подтверждается и многолетним практическим опытом: российским и зарубежным.

Шашки и шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В ваших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир. Даже если знакомство вашего малыша с Шахматной страной ограничится этими занятиями, не беда – развивающий эффект процесса обучения древней игре несомненен.

Доказано, что занятия шашками и шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы и шашки учат быть предельно внимательным, собранным. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне доступном для ребенка.

Проблема: Поверхностный интерес родителей к шашечной игре и неумение детей играть в данную настольную игру.

Обоснование проблемы:

1. Неумение и нежелание детей играть в настольные игры, особенно в шашки и шахматы.

2. Недостаточность знаний родителей и детей об истории игры в шашки и шахматы и о их видах.

3. Незаинтересованность родителей обучению шашечной игре в дошкольном и школьном возрасте.

Предполагаемый результат:

- Дети и родители познакомились с историей игры в шашки и шахматы.

- Изменился взгляд родителей на обучение детей шашечной игре.

Воспитанники:

- имеют представление о шахматной доске, умеют ориентироваться на ней;

- называют шахматные фигуры;

- правильно расставляют шашки и шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

- имеют представление об элементарных правилах игры;

- играют малым числом фигур;

- правильно применяют элементарные правила игры;

- Дети в конце проекта стали с большим интересом и чаще стали играть в настольные игры и, в частности, в шашки и шахматы.

Дальнейшее развитие:

-Рекомендовать педагогам заинтересовавшихся этой темой.

- Проведение турнира по шашкам между семьями детей.

Цель: формирование у детей и их родителей желания учиться играть в развивающую настольную игру – шашки и шахматы.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить детей с историей игры в шашки и шахматы;

• научить детей играть в настольную игру шашки и шахматы, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;

• проинформировать родителей о пользе шашечной игры, о её значимости в воспитании и развитии детей обучающими задачами, способами подачи детям.

Развивающие:

• развивать навыки общения и коммуникативной культуры;

• создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;

• привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шашки и шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.

Воспитательные:

• содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;

• формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шашки и шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;

• формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);

• сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.

Стратегия реализации кружка :

1 этап: подготовительный (сентябрь - октябрь 2019)

1. Выбор темы.

2. Изучение методической литературы и работа на интернет сайтах по теме.

3. Разработка кружка и перспективного плана для работы с детьми.

4. Мониторинг по шашкам и шахматам.

5. Посещение мастер-класса по обучению игре в шашки.

2 этап: практический (ноябрь 2019 - май 2020)

Работа с детьми :

Работа по плану тематического планирования с детьми.

Работа с родителями:

1. Помощь родителей при подготовке досок и фишек для игры в шашки.

2. Организация выставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём, где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.

3. Консультации для родителей: «Как научить ребёнка играть в шашки», «Одаренные дети», «Развивающие игры», «Советы родителям при обучении игре в шахматы», «Поможем ребенку учиться проигрывать», «Игра в шашки и малыши

3 этап: заключительный (май 2020)

Подведение итогов по обучению детей игре в шашки и шахматы.

Работа с детьми :

1. Мониторинг.

2. Турнир по шашкам между детьми двух групп (6 пар игроков)

Работа с родителями:

1. Шашечный турнир среди детей и родителей группы.

Необходимые условия для реализации кружка :

Организационные:

Большая светлая комната; столы и стулья, соответствующие росту детей.

Материально – технические:

методическая литература;

шашки и шахматы - 4 комплекта

шашечные доски - 4 комплекта

шахматные часы – 4 комплекта

Психологические: Позитивный настрой всех участников проекта.

Методические:

1. Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Сеня. Храбрик и шашки. М. : Дет. лит., 1992.

2. Вигман В. Я. - "Радость Творчества", 2005.

3. Городецкий В. Б. Книга о шашках. М. : Дет. лит., 1984.

4. Гришин В. Г. «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.

5. Егоров А. В. - Как научить играть в шашки, 2005.

6. Ник Бретт «Как играть в шахматы М. ,Слово,1999 г.

7. Погрибной В. К., Юзюк В. Я. - Шашки для детей. Феникс, 2011.

8. Сухин И. Г. «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

9. Сухин И. Г. «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

10. Сухин И. Г. "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет", М. : Новая школа, 1994.

11. Тодд Бардвик «Шахматы для детей», Питер,2012 г.

12. Юровский Е. М., Кондратьева Л. П. - Зайкины шашки, 2001.

Материалы сайтов:

https://www.maaam.ru; https://knu.znate.ru; https://www.zavuch.info

https://tmndetsady.ru; https://levico.ru/skazki-pro-shaxmaty/

https://www.ozon.ru/context/detail/id/125846/

Тематическое планирование работы с детьми

Сентябрь - октябрь

1. Выбор темы.

2. Изучение методической литературы и работа на интернет сайтах по теме проекта.

3. Разработка проекта и перспективного плана для работы с детьми.

4. Мониторинг по шашкам и шахматам.

5. Посещение мастер-класса по обучению игре в шашки.

Ноябрь

1 Познакомить детей с историей шашек.

Закрепление материала:

Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки».

Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.

2 Познакомить детей с игровым полем; с понятием «вертикаль», «горизонталь», «диагональ».

Закрепление материала:

Художественно-продуктивная деятельность: «Шашечная доска»

Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». (дерево, столб и т. д.)

Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».

Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.

3 Познакомить детей с тем, что у каждого поля на доске есть свой адрес.

Закрепление материала:

Игра : «Самый меткий стрелок».

Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.

4 Познакомить детей с шашками.

Закрепление материала:

Художественно-продуктивная деятельность: «Шашки из соленого теста».

Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.

Декабрь

1 Познакомить детей с расстановкой шашек на доске.

Закрепление материала:

Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.

Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры».

2 Познакомить детей с тем, как ходят простые шашки.

Закрепление материала:

Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.

3 Познакомить детей с тем, как ходят шашки - дамки.

Закрепление материала:

Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.

4 Познакомить детей с правилами окончания игры и правилами поведения во время игры.

Закрепление материала:

Пробная игра на доске.

Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.

Январь

2 Повторение пройденного материала. Пробная игра в шашки.

3 Мониторинг по шашкам.

4 Турнир по шашкам между детьми группы с целью выявления шестерки лучших игроков для проведения турнира с детьми другой группы.

Февраль

1 Познакомить детей с историей шахмат.

Закрепление материала:

Просмотр видеофильма Фиксики «О шахматах».

Чтение сказок про шахматы.

2 Познакомить детей с фигурой - король, как он ходит.

Закрепление материала:

Художественно-продуктивная деятельность: раскрашивание фигуры.

Д. и «Ход короля»

3 Познакомить детей с фигурой - ферзь, как он ходит.

Закрепление материала:

Художественно-продуктивная деятельность: раскрашивание фигуры.

Д. и «Ход ферзя»

4 Познакомить детей с фигурой - слон, как он ходит.

Закрепление материала:

Художественно-продуктивная деятельность: раскрашивание фигуры.

Д. и «Ход слона»

Март

1 Познакомить детей с фигурой - конь, как он ходит.

Закрепление материала:

Художественно-продуктивная деятельность: раскрашивание фигуры.

Д. и «Ход коня»

2 Познакомить детей с фигурой - ладья, как она ходит.

Закрепление материала:

Художественно-продуктивная деятельность: раскрашивание фигуры.

Д. и «Ход ладьи»

3 Познакомить детей с фигурой - пешка, как она ходит.

Закрепление материала:

Художественно-продуктивная деятельность: раскрашивание фигуры.

Физминутка: «А сейчас мы с вами превратимся в пешек»

4 Практическое закрепление названий и ходов фигур:

Дидактические задания и игры: «Волшебный мешочек», - закрепление названий фигур.

«Ходы фигур» Дети показывают на доске как ходят фигуры.

Апрель

1 Познакомить детей с расстановкой фигур на доске.

Закрепление материала:

Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры».

2 Познакомить детей с понятиями «шах».

Закрепление материала:

Обыгрывание ситуации на доске.

3 Познакомить детей с понятиями «мат» и «пат».

Закрепление материала:

Обыгрывание ситуации на доске.

4 Практическое закрепление материала. Пробная игра.

Май

1 Мониторинг по шахматам.

2 Турнир по шашкам между детьми двух групп (6 пар играков)

3 Шашечный турнир среди детей и родителей группы.

4 Подведение итогов по обучению детей игре в шашки и шахматы

Лето

Практическая часть. Дидактические игры.

1. Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную шахматную доску.

2. Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.

3. Игра «Узнай по описанию». Описывается фигура, дети угадывают.

4. Игры на основе шашек «Так-тиль», «Охотники и волк», «Казацкие шашки», «Уголки», «Чапаев».

5. Художественно-продуктивная деятельность: Лепка: «Любимая шахматная фигура».

Публикации по теме:

Фотоотчет «Играем с детьми на кухне»Фотоотчет «Играем с детьми на кухне» Зачастую главной проблемой любой мамы, бабушки, ведущей хозяйство на кухне, готовящей обеды, колдующей над вкусными заготовками на зиму,.

«Играем вместе с детьми». Консультация для родителей«Играем вместе с детьми». Консультация для родителей Игра для ребёнка - это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы,.

Фотоотчет «Шахматы с детьми подготовительной группы»Фотоотчет «Шахматы с детьми подготовительной группы» Фотоотчет «Мы редко можем ошибаться, потому что научились считать на несколько ходов вперед» с детьми подготовительной группы «Без шахмат.

Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт.Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт. Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.

Консультация «Играем в Шашки»Консультация «Играем в Шашки» Кто ты - Слава, Маша, Толя Говорун или тихоня, Непоседа – озорник Или лучший ученик, Дрессируешь ли собаку, Затеваешь с братом драку, Любишь.

Кружок «Я познаю мир» с детьми среднего дошкольного возрастаКружок «Я познаю мир» с детьми среднего дошкольного возраста С этого года я начала свою работу с детьми в кружке «Я познаю мир». Кружок ведётся на основании авторской программы «Дошкольник в мире природы.

Рекомендации для родителей «Играем с детьми дома»Рекомендации для родителей «Играем с детьми дома» Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное.

Фотоотчет «Играем в шахматы — развиваем логическое мышление» (подготовительная группа)Фотоотчет «Играем в шахматы — развиваем логическое мышление» (подготовительная группа) Шахматы, как средство развития логического мышления, в подготовительной группе. В старшем дошкольном возрасте, на пороге школы необходимо.

Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников»Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников» Консультация для родителей "как научить ребенка игре в шашки и шахматы". Дистанционное обучение дошкольников. Обучение игры в шахматы.

Занятие для дошкольников «Играем в шашки. Шашечные дороги» Шашечные дороги Цель: Обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре. Задачи: 1. Продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок «Играем с детьми в шашки и шахматы»
Опубликовано: 9 августа 2021 в 19:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД