Лучший педагог года

Кружок по художественно-эстетическому развитию «Волшебное оригами»

Ольга Яндаева
Кружок по художественно-эстетическому развитию «Волшебное оригами»

1. Пояснительная записка

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.

Публикация «Кружок по художественно-эстетическому развитию „Волшебное оригами“» размещена в разделах

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет искусство складывания из бумаги – оригами.

Цель программы: развивать у детей способности эмоционально эстетического восприятия окружающего мира и выражения своего отношения к увиденному или пережитому через свою работу.

Задачи программы:

1. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник, диагональ и т. д.).

2. Научить детей слушать устные инструкции педагога.

3. Научить детей совершать последовательность действия.

4. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.

5. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки.

6. Развивать способность контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев.

7. Развивать глазомер.

8. Воспитывать аккуратность.

Искусство оригами, существующее много столетий, является оригинальным и уникальным. «Оригами» переводится с японского как сложенная бумага («ори» - сложенная, «гама» - бумага).

Значение оригами для развития ребенка трудно переоценить. Любой вид творчества полезен, так как он развивает у ребенка определенные навыки, качества, способности. Но, ни один вид творчества не сравнится с оригами в своей функциональности. По значимости для развития детей оригами можно поставить на первое место.

Прежде всего, оригами развивает воображение, так как для того чтобы сделать фигурку, необходимо представлять, как она будет выглядеть, видя перед собой только белый лист бумаги.

Оригами развивает фантазию, так как дает большую возможность для импровизации с бумагой. Всегда можно попробовать сделать сгиб как-то по-иному, стараясь представить, что из этого получится.

Оригами развивает зрительную память. Начиная складывать новое изделие, ребенок руководствуется описанием и схемой, но, повторив эти действия несколько раз, он запоминает их последовательность и каждый следующий раз делает фигурку быстрее и точнее.

Оригами развивает сообразительность и находчивость, потому что изделие оригами нельзя просто механически складывать. Каждая складка из бумаги делается не просто так: она формирует изделие.

Оригами развивает кисть руки, т. е. мелкую моторику. Это особенно важно для маленького ребенка, так как точки на ладони напрямую связаны с развитием умственных способностей. Чем больше ребенок складывает изделие из бумаги, тем лучше формируется его мышление.

Оригами развивает внимательность, так как, складывая, надо постоянно следить за своими действиями.

Оригами развивает терпение, потому что изделие нельзя получить сразу. Например, чтобы получить шарик, который можно надуть, его надо складывать терпеливо, основательно и аккуратно. Спешить нельзя. Неровно сложенные две половины, криво отогнутый уголок сразу испортят внешний вид и даже могут нарушить замысел.

Оригами формирует уверенность в своих силах и в себе самом. Техника оригами проста : складывай и складывай, и результат сразу налицо – выполненная собственными руками игрушка.

Итак, искусство оригами является для ребенка прекрасной развивающей игрой. В длинный список развиваемых им качеств входят такие, как: воображение, фантазия, зрительная память, сообразительность, мелкая моторика рук, мышление, внимательность, уравновешенность, уверенность в собственных силах, эстетический вкус, терпение, организованность, коммуникабельность, потребность в творчестве.

Образовательная программа кружка «Волшебное оригами» рассчитана на 1 год обучения: возраст детей 5-6 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю не более 10 человек; продолжительность занятия – 25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 33занятия (14 часов).

Занятия кружка организуются по принципу индивидуально-личностного подхода. Так как кружок посещают дети с разным уровнем развития, выполнения задания обычно проходит неравномерно; одни уже выполнили работу, другие еще только начинают, поэтому по возможности необходимо с каждым ребенком заниматься индивидуально.

Данная программа является модифицированной. За основу взяты:

• Долженко Г. И. 100 оригами. Популярное пособие для родителей и педагогов. / - Ярославль: «Академия развития», 2008.

• Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. Детство-пресс, 2016.

• Соколова С. В. Оригами для самых маленьких : Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. Детство-пресс, 2016.

Все занятия в программе построены на дидактических принципах:

- наглядности

- доступности

- систематичности и последовательности

- связь теории с практикой.

Темы занятий составлены так, что обеспечивают последовательное развитие и совершенствование приобретенных навыков у детей.

Особое внимание во время занятий уделяется знанию и точному соблюдению всеми детьми правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.

1.1. Прогнозируемый результат.

К концу учебного года дети должны знать:

- правила техники безопасности на занятиях;

- историю возникновения оригами;

- особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, обои;

- принцип создания книг, коробок;

- знать базовые формы-заготовки и пользоваться ими («треугольник (или косынка)», «книжка (или дверь)», «конфетка», «конверт»; «блинчик», «воздушный змей (или мороженое)», «двойной треугольник», «двойной квадрат», «птица»).

Должны уметь:

- выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, разглаживать, вытягивать;

- пользоваться клеем-карандашом, ножницами;

- последовательно и аккуратно оформлять поделку;

- ценить свой труд и труд другого человека;

- бережно относиться к книгам, предметам окружающего нас предметного мира.

При подведении итогов реализации образовательной программы кружка оформляется выставка творческих работ.

2. Календарно-тематическое планирование

Дата Тема

Сентябрь «Давайте поиграем»

«Грибы» (мухомор, боровик)

Итог Выставка «Грибники»

Октябрь «Лягушонок»

«Рыбки в аквариуме»

«Кошелек»

«Крыса» (символ года)

Итог Выставка «Водные обитатели»

Ноябрь «Птицы: лебедь»

«Птицы: журавль»

«Птицы: снегирь»

«Снежинка»

Итог Выставка «Птичий двор»

Декабрь «Елка»

«Хлопушка»

«Звезда»

«Дед Мороз и Снегурочка»

Итог Выставка «Новогоднее настроение»

Январь «Головные уборы: колпак, пилотка»

«Домашние животные»

«Дикие животные»

Итог Выставка «Животные планеты»

Февраль «Открытки» (объемные)

«Сердечко»

«Транспорт: лодка»

«Транспорт: автомобиль»

Итог Выставка «Автопарк»

Март «Цветы для мамы»

Проект «Герои из сказок»

Проект «Герои из сказок»

Проект «Герои из сказок»

Итог Выставка «Сказка»

Апрель «Ракета и космос»

«Ракета и космос»

«Посуда: чайный сервиз»

«Посуда: чайный сервиз»

Итог Выставка «Чаепитие»

Май «Деревья»

«Бабочки»

«Весенние и летние цветы»

Итог Коллективная работа «Цветочная поляна»

Содержание плана занятий на год обучения.

1. Вводное занятие

Практика: складывание базовых форм-заготовок: («треугольник» (косынка)», «книжка (или дверь)», «конфетка», «конверт»; «блинчик», «воздушный змей (или мороженое)»)

2. Складывание базовых форм-заготовок

Практика: складывание базовых форм-заготовок: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «птица».

3. Изготовление поделок

Практика: Изготовление поделок на разную тематику.

4. Итоговое занятие

Контрольно-практическое занятие.

Теория: Занятие по обобщению и систематизации изученного.

Практика: Выполнение и оформление работ.

Подведение итогов за год.

3. Методическое обеспечение

3.1. Методы и формыобучения.

Для эффективности работы используют такие методы как:

• словесные (рассказ, объяснение,поощрение);

• наглядные (демонстрация образцов, показ, выполнениеработ);

• практические (изготовлениеподелок).

Формы и типы занятий:

• вводное;

• практическое;

• индивидуальные;

• занятия закрепленияЗУН;

• контрольно-проверочное занятие (итоговое).

3. Виды и формы контроля.

Контроль полученных знаний умений и навыков (ЗУН) проводится три раза в год: вводный, текущий, итоговый.

Вводный – наблюдение, беседы, собеседование с детьми.

Текущий - устный опрос, анализ допущенных ошибок.

Итоговый - итоговое занятие, выставки, коллективное творческое дело.

Собеседование – форма вводного и текущего контроля. Проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как при поступлении в образовательное объединение, так и на отдельных этапах усвоения программы. Собеседование может вестись в форме индивидуальной беседы, а также в коллективной

форме: например, в форме опроса.

Опрос – составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросно-ответной форме.

Выставка – форма итогового контроля, осуществляется с целью определения уровня мастерства, культуры. Техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей у детей.

Выставка может быть персональной или коллективной по разным направлениям дополнительного образования. Выставка является инструментом поощрения детей.

По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом.

Критерии и параметры оценки ЗУН

Критерии:

3.1.1. владениеинструментами;

3.1.2. технология изготовленияподелки;

3.1.3. художественное оформление поделки.

Параметры:

Низкий уровень:

3.1.4. ребенок отвечает не посуществу;

3.1.5. практические работы выполнены небрежно, не отвечают технологическимтребованиям.

Средний уровень:

3.1.6. основные вопросы раскрывает, но допускаетнеточности;

3.1.7. практические работы не совсем удачные, не эстетичные,небрежные.

Высокийуровень:

3.1.8. легко ориентируется в изученномматериале;

3.1.9. умеет связывать теорию спрактикой;

3.1.10. работы выполнены качественно,аккуратно.

4. Условия реализации программы.

Для полноценной реализации программы «Волшебное оригами» необходимы материально-технические условия: группа с хорошимосвещением, удобными столами, стульями по количеству детей.

Демонстрационная доска, для показа схем. Стеллажи для выставки образцов и готовых изделий. Из-за недостаточной материальной базы материал для работы детям приобретают родители (законные представители) напротяжении всего учебного года.

Занятия в кружке проходят 1 раз в неделю по 30 минут, количество детей в группе 10 человек. В течение года проводится контроль ЗУН: вводный, текущий и итоговый.

Учебно-методический комплект.

Для реализации программы разработан учебно-методический комплект. В него входят:

4.1.1. папка с образцами готовых изделий;

4.1.2. папка со схемами базовыхформ-заготовок;

4.1.3. методическая литература: книги по «Оригами» (комплект находится упедагога).

Список литературы

1. Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб. : ДЕТСВО - ПРЕСС,2016.

2. Соколова С. В. Оригами для самых маленьких : Методическое пособие для воспитателей. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,2016.

3. Долженко. Г. И. 1000 оригами. - Ярославль: Академия развития,2008.

4. Корнева В. В. Оригами – Минск : Харвест,2011.

5. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития : Академия, Ко: Академия Холдинг,2000.

6. Сержантова Т. Б. Оригами. Лучшие модели. -Айрис-пресс,2006.

7. Эм. А.. Оригами. Минск: Харвест,2011.

Публикации по теме:

«Кошечка». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию«Кошечка». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию Тема: «Кошечка»[/b] Образовательные области в рамках которых проводится занятие: Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей»Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством.

Конспект НОД По художественно-эстетическому развитию «Ежик»Конспект НОД По художественно-эстетическому развитию «Ежик» Цель: рисование нетрадиционным методом- кляксография (раздувание пятна) Задачи: -продолжать расширять знания детей о жизни ежа в лесу,.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Снежная поляна»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Снежная поляна» Художественно - эстетическое развитие на тему : " Снежная поляна" Цели: - закрепить знание белого цвета; - развивать речь, мелкую моторику;.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Использование нетрадиционных техник рисования в старшей группе. Тема: «Поздняя осень»Цель: познакомить детей с кляксографией, вызвать интерес.

НОД по художественно-эстетическому развитию «Радуга»НОД по художественно-эстетическому развитию «Радуга» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Радуга» Возрастная группа: старшая Форма НОД: подгрупповая. Интеграция.

НОД по художественно-эстетическому развитию «Крапива»НОД по художественно-эстетическому развитию «Крапива» Цель: Уточнить их представления о крапиве. Познакомить с полезными свойствами крапивы, показать пользу и значение крапивы для человека,.

НОД по художественно-эстетическому развитию «Ракета»НОД по художественно-эстетическому развитию «Ракета» Цель: Учить детей вырезать и аккуратно приклеивать фигуры из цветной бумаги, создавая целостную картину. Задачи: -Учить детей из цветной.

Программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» для детей 4–5 летПрограмма по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» для детей 4–5 лет Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок по художественно-эстетическому развитию «Волшебное оригами»
Опубликовано: 24 января 2021 в 11:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД