наталья слесаренко
Кружок «Шахматная азбука» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Колокольчик»
Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста (5-6лет)
«Шахматная азбука»
Руководитель кружка воспитатель Слесаренко Наталья Александровна
2015 г. -2016г.
Кружковая работа с детьми старшего
дошкольного возраста (5-6лет)
«Шахматная азбука»
Публикация «Кружок „Шахматная азбука“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Руководитель: воспитатель Слесаренко Наталья Александровна, детский сад «Колокольчик», город Когалым
«Вся в квадратах – белых,
чёрных – деревянная доска,
а ряды фигур точёных –
деревянные войска.
Ты, дружок мой, без опаски,
без смущения вступай,
словно в мир чудесной сказки,
в чёрно-белый этот край».
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:
1. Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш много узнает нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
2. Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
3. Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке. Таким образом, играя с 5-6 летним ребенком в шахматы, вы закладываете "фундамент" для обучения в школе.
Цель кружка :
создание условий для личностного и интеллектуального развития дошкольников, через обучение в игре в шахматы, привитие интереса к игре.
Задачи:
Обучающие:
*ознакомить с историей шахмат;
*обучить элементарным правилам игры;
Развивающие:
*развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
*сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; формировать навыки запоминания;
*вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
*бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
*прививать навыки самодисциплины;
* способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Ожидаемые результаты:
* рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности;
*приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
*освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения)
К концу года дети должны знать:
- шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль. диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;
- названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия фигуры.
- ориентироваться на шахматной доске;
- согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры в начальном положении;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- решать шахматные элементарные задачи.
Занятия в кружке проводятся один раз в неделю во вторую половину дня.
Категория обучаемых: 12 дошкольников старшей группы (5-6 лет).
Содержание перспективного плана работы кружка может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей детей, сформированных знаний, умений и навыков детей.
Список детей
Перспективный план работы кружка «Шахматная азбука»
Месяц № Тема Содержание
Октябрь 1 «Деревянная война»
Стр. 252 Энциклопедия для дошколят. Знакомство с фигурами. Просмотр мультфильма «Советы тетушки совы «Шахматы»
2 «Дидактические игры» (Чудесный мешочек, Угадай по описанию).
Закреплять название фигур.
3 «Угадай по описанию» - ведущий ребёнок
Продолжать закреплять название фигур.
4 «Белое и чёрное» стр. 255 Знакомство с шахматной доской.
Ноябрь 1 Игры с шахматной доской «Объясни правильность в расположении» Продолжать закреплять правильность расположения шахматной доски.
2 «Где живут фигуры» стр. 260
Обозначения на доске.
3 «Важность обозначений на доске» Закреплять обозначения на доске.
4 Иры на внимание: «Правильность расположения доски «, «Каждой фигуре своё место»
Продолжать учить расставлять фигуры и называть их.
Декабрь
1 «Как ходят пешки» стр. 265
Познакомить как ходят пешки.
2 «Кто самый сильный» стр. 268 Сравнение фигур.
3 «Скакуны» стр275 Как ходит конь.
4 «Игра: Кто как ходит?» Закреплять ходы фигур.
Январь 1 «Кто сильнее и быстрее» стрю279 Сравнение фигур: коня и ладьи.
2 «Лёгкие слоны» стр. 282 Как ходит слон.
3 «Игра : Кто как ходит?» Закреплять ходы фигур.
4 «Самый сильный» стр. 286 Как ходит ферзь.
Февраль 1 «Ферзь и другие фигуры» Закреплять умение ходить правильно.
2 «Берегись ваше величество» стр. 290 Как ходит король.
3 Игры: «Угадай, о какой фигуре я говорю?» Закреплять название фигур и как она ходит?»
4 Расстановка фигур перед игрой Закреплять правильность расстановки фигур.
Март 1 Правило: "Ферзь любит свой цвет". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч", «Расставь фигуры».
2 Шахматные игры и упражнения. Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай".
3 Шахматные игры и упражнения Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры в начальном положении».
4 Понятие «белопольные и чернопольные слоны», «разноцветные и одноцветные слоны». Пояснение о фигурах.
Апрель
1 Понятие «легкая и тяжелая фигура». Пояснение о фигурах.
2 Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры». Формировать интерес к игре в шахматы.
3 Шахматные игры. Закреплять правильность хода фигур.
4 Что такое «контрольное поле» Дать знания о контрольном о поле.
Май 1 Шахматные игры. Формировать интерес к игре.
2 Обмен партнёрами. Воспитывать уважение к партнёру.
3 Выбор лучшего. Воспитывать справедливость.
Заинтересовать в дальнейшей игре.
Работа с родителями
1. Консультация на тему: «Как шахматы развивают детей»
2. Рекомендации для закрепления дома.
3. Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек»
4. Приглашение на кружок.
Литература:
1. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М. : Просвещение, 1983;
2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М. : Детская литература, 1980;
3. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л. : Детская литература, 1985;
4. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М. : Эгмонт Россия Лтд, 2004;
5. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. – 120 с. : - ISBN 5-7785-0016-5.
В шахматном турнире между воспитанниками детских садов возрастная категория 5 лет – 3 место.