8
Папки-передвижки

Кружок «Шахматная азбука» (старшая группа) (3 фото)

наталья слесаренко
Кружок «Шахматная азбука» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Колокольчик»

Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста (5-6лет)

«Шахматная азбука»

Руководитель кружка воспитатель Слесаренко Наталья Александровна

2015 г. -2016г.

Кружковая работа с детьми старшего

дошкольного возраста (5-6лет)

«Шахматная азбука»

Публикация «Кружок „Шахматная азбука“ (старшая группа)» размещена в разделах

Руководитель: воспитатель Слесаренко Наталья Александровна, детский сад «Колокольчик», город Когалым

«Вся в квадратах – белых,

чёрных – деревянная доска,

а ряды фигур точёных –

деревянные войска.

Ты, дружок мой, без опаски,

без смущения вступай,

словно в мир чудесной сказки,

в чёрно-белый этот край».

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:

1. Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш много узнает нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

2. Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

3. Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке. Таким образом, играя с 5-6 летним ребенком в шахматы, вы закладываете "фундамент" для обучения в школе.

Цель кружка :

создание условий для личностного и интеллектуального развития дошкольников, через обучение в игре в шахматы, привитие интереса к игре.

Задачи:

Обучающие:

*ознакомить с историей шахмат;

*обучить элементарным правилам игры;

Развивающие:

*развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

*сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; формировать навыки запоминания;

*вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

*бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

*прививать навыки самодисциплины;

* способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

Ожидаемые результаты:

* рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности;

*приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

*освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения)

К концу года дети должны знать:

- шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль. диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;

- названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия фигуры.

- ориентироваться на шахматной доске;

- согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры в начальном положении;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- решать шахматные элементарные задачи.

Занятия в кружке проводятся один раз в неделю во вторую половину дня.

Категория обучаемых: 12 дошкольников старшей группы (5-6 лет).

Содержание перспективного плана работы кружка может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей детей, сформированных знаний, умений и навыков детей.

Список детей

Перспективный план работы кружка «Шахматная азбука»

Месяц № Тема Содержание

Октябрь 1 «Деревянная война»

Стр. 252 Энциклопедия для дошколят. Знакомство с фигурами. Просмотр мультфильма «Советы тетушки совы «Шахматы»

2 «Дидактические игры» (Чудесный мешочек, Угадай по описанию).

Закреплять название фигур.

3 «Угадай по описанию» - ведущий ребёнок

Продолжать закреплять название фигур.

4 «Белое и чёрное» стр. 255 Знакомство с шахматной доской.

Ноябрь 1 Игры с шахматной доской «Объясни правильность в расположении» Продолжать закреплять правильность расположения шахматной доски.

2 «Где живут фигуры» стр. 260

Обозначения на доске.

3 «Важность обозначений на доске» Закреплять обозначения на доске.

4 Иры на внимание: «Правильность расположения доски «, «Каждой фигуре своё место»

Продолжать учить расставлять фигуры и называть их.

Декабрь

1 «Как ходят пешки» стр. 265

Познакомить как ходят пешки.

2 «Кто самый сильный» стр. 268 Сравнение фигур.

3 «Скакуны» стр275 Как ходит конь.

4 «Игра: Кто как ходит?» Закреплять ходы фигур.

Январь 1 «Кто сильнее и быстрее» стрю279 Сравнение фигур: коня и ладьи.

2 «Лёгкие слоны» стр. 282 Как ходит слон.

3 «Игра : Кто как ходит?» Закреплять ходы фигур.

4 «Самый сильный» стр. 286 Как ходит ферзь.

Февраль 1 «Ферзь и другие фигуры» Закреплять умение ходить правильно.

2 «Берегись ваше величество» стр. 290 Как ходит король.

3 Игры: «Угадай, о какой фигуре я говорю?» Закреплять название фигур и как она ходит?»

4 Расстановка фигур перед игрой Закреплять правильность расстановки фигур.

Март 1 Правило: "Ферзь любит свой цвет". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч", «Расставь фигуры».

2 Шахматные игры и упражнения. Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай".

3 Шахматные игры и упражнения Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры в начальном положении».

4 Понятие «белопольные и чернопольные слоны», «разноцветные и одноцветные слоны». Пояснение о фигурах.

Апрель

1 Понятие «легкая и тяжелая фигура». Пояснение о фигурах.

2 Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры». Формировать интерес к игре в шахматы.

3 Шахматные игры. Закреплять правильность хода фигур.

4 Что такое «контрольное поле» Дать знания о контрольном о поле.

Май 1 Шахматные игры. Формировать интерес к игре.

2 Обмен партнёрами. Воспитывать уважение к партнёру.

3 Выбор лучшего. Воспитывать справедливость.

Заинтересовать в дальнейшей игре.

Работа с родителями

1. Консультация на тему: «Как шахматы развивают детей»

2. Рекомендации для закрепления дома.

3. Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек»

4. Приглашение на кружок.

Литература:

1. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М. : Просвещение, 1983;

2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М. : Детская литература, 1980;

3. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л. : Детская литература, 1985;

4. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М. : Эгмонт Россия Лтд, 2004;

5. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. – 120 с. : - ISBN 5-7785-0016-5.

Кружок «Шахматная азбука» (старшая группа)
Фото «Шахматная азбука»

В шахматном турнире между воспитанниками детских садов возрастная категория 5 лет – 3 место.

Кружок  (старшая группа) - фото
Публикации по теме:

«Новогодний шар» в технике декупаж. Кружок «Акварелька» (старшая группа)«Новогодний шар» в технике декупаж. Кружок «Акварелька» (старшая группа) Для новогоднего шара нам понадобится: -> Клей ПВА, -> Шар пенопластовый, -> Ленточка, -> Салфетки с новогодней тематикой,.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Дорожная азбука» (Старшая группа) Цель: Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Уточнить представления детей о жанровых особенностях значении загадок, учить.

Кружок «Маленький следопыт» (средняя группа) МАДОУ ЦРР - детский сад №6 План работы кружка «Маленький следопыт» средняя группа «Пчёлки» на 2016 - 2017 г. г. учебный год. Разработал:.

Кружок по лепке «Пластилиновая сказка» (старшая группа) Работа кружка «Пластилиновая сказка» на 2016-2017 учебный год старшая группа «Почемучки» воспитатель. Пояснительная записка Каждый ребенок.

Кружок «Сказки — добрые друзья» (старшая речевая группа)Кружок «Сказки — добрые друзья» (старшая речевая группа) «Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытания Согласны.

Мастер класс для коллег «Шахматная доска на магнитную доску» для кружка шахмат.Мастер класс для коллег «Шахматная доска на магнитную доску» для кружка шахмат. В своей подготовительной группе я провожу шахматный кружок. Для наглядности объяснений понадобилась большая плоскостная шахматная доска.

Открытое занятие «Азбука безопасности», 2-я мл. группа. Конспект открытого занятия  во 2-й младшей группе «Азбука безопасности». Цели: 1. Познакомить детей с основными правилами дорожного движения,.

План работы кружка в детском саду. Кружок «Рисуем шерстью» (старшая группа)План работы кружка в детском саду. Кружок «Рисуем шерстью» (старшая группа) План работы кружка в детском саду. Старшая группа Кружок "Рисуем шерстью". Автор: Юдина Елена Николаевна воспитатель МДОУ «Детский сад.

Тематическое развлечение по правилам дорожного движения «Дорожная азбука» (старшая и подготовительная группа) Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, знания о дорожных знаках. Задачи: • Уточнить имеющиеся у детей об элементах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок «Шахматная азбука» (старшая группа)
Опубликовано: 16 апреля 2017 в 15:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок «Шахматная азбука» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем наталья слесаренко (УИ 705792) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД