Папки-передвижки

Кружок «Су, ляко» как одно из средств реализации национально-регионального компонента в образовании дошкольника (3 фото)

Арина Филиппова
Кружок «Су, ляко» как одно из средств реализации национально-регионального компонента в образовании дошкольника

«Человек, не знающий истории своего края, не наученный любить, беречь то место, где он родился, не сможет проникнуться уважением, состраданием, любовью к окружающему» К. Д. Ушинский

В современном педагогическом пространстве России государством достаточно четко определена структура содержания образования на двух уровнях : федеральном и национально-региональном. Под понятием «национально-региональный» мы подразумеваем, с одной стороны, конкретную территорию субъекта Федерации, определенную Конституцией РФ, а с другой стороны, новое, более широкое управленческое образование - федеральный округ.

Публикация «Кружок „Су, ляко“ как одно из средств реализации национально-регионального компонента в образовании дошкольника» размещена в разделах

Для формирования личности ребенка и воспитание его как патриота необходимо с раннего возраста приобщать детей к пониманию истории родного края, его природного своеобразия, особенностей национальный (региональной) культуры народа.

В Ненецком автономном округе – исторической области проживания ненцев, коми, русских, где национальная культура имеет тысячелетние корни, в настоящее время наблюдается рост интереса коренной национальности, а так же русских и коми к своим культурным традициям. Постепенно все начинают сознавать необходимость обращения к прошлому, к своим истокам, ведь приоритетная задача любого народа - возвращение национальных традиций.

Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая детей к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, мы вводим их в мир общечеловеческих ценностей.

Мы можем дать детям любую информацию о родном крае, но она должна быть доступна для данного возраста, и ею хорошо должен владеть педагог.

Работая в детском саду, была выявлена проблема незнания детьми традиций своего народа. В связи с этим, в последние годы среди педагогов дошкольных учреждений значительно возрос интерес к возрождению национальной культуры. Одной из проблем введения элементов национальной культуры в процесс воспитания в дошкольных учреждениях является использование материала на занятиях и вне занятий. Возможным способом решением этой проблемы, на мой взгляд, стала организация кружка по патриотическому воспитанию - «Су, ляко».

Цель работы кружка :

• воспитание патриотизма, формирование нравственных чувств, эстетическое воспитание через ознакомление детей с национальными и культурными традициями ненецкого народа;

• формирование у детей представлений о природе родного края, о национально-культурных традициях ненцев, об их обычаях, обрядах, песнях и танцах, устном народном творчестве.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

Задачи:

Обучающие:

• познакомить детей с культурой, бытом ненецкого народа.

• содействовать самостоятельному совершенствованию знаний культуры северных народов.

Воспитывающие:

• воспитать уважение к коренному народу.

• воспитывать у детей уважения к истории, культуре, языку ненецкого народа.

• воспитывать у детей интерес и желание больше узнать о родном крае, о жизни ненецкого народа.

• воспитывать у детей бережное отношение к природе, умение видеть ее красоту, через произведения художественной литературы, искусства.

Развивающие:

• развитие у детей интеллектуальных, познавательных и творческих способностей.

• развитие культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.

Для работы кружка, был составлен учебный план по реализации национально-регионального компонента. Кружок комплектуется из числа воспитанников старшей группы №7 МДОУ №7 «Аннушка» и действует на основании Положения о кружке. Наполняемость кружка -20 детей. Занятия с детьми проводятся 1 раза в неделю. Длительность – до 30 минут (в зависимости от возраста детей). Период работы кружка : с октября по май учебного года.

Программа выстроена с учетом возрастных особенностей детей и тесно взаимосвязана со всем учебно-воспитательным и оздоровительным комплексом занятий в дошкольном учреждении.

Формы контроля: участие в праздниках, развлечениях, выставках, днях национального искусства.

Для лучшего усвоения детьми нового материала, информация была разбита по временам года. Так как каждому времени года свойственны конкретные события и явления связанные с жизнью и бытом ненецкого народа (например, рыбалка –осень и весна). Кроме того, содержание кружковой работы включает в себя обширный познавательный материал: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, подвижные игры, музыкальный репертуар.

Первое знакомство со своей малой Родиной следует начинать с составления родословной своей семьи, к чему активно привлекать родителей воспитанников.

В дальнейшем, знакомя детей с поселком (городом, в котором они родились и живут, необходимо дать расшифровку его названия, познакомить с историей возникновения и развития, достопримечательностями и промышленностью. При знакомстве с микрорайоном, можно остановиться не только на культурных и промышленных объектах, но и рассмотреть названия улиц, особенно связанных с историей родного края.

Воспитывая чувство уважения к своей малой родине, к ненецкому народу, педагогам желательно познакомить детей с именами знаменитых земляков, уроженцев родного города, которые внесли определенный вклад в развитие ненецкой культуры, образования, искусства.

Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы. Следовательно, использование народного музыкального искусства для углубления этих впечатлений – одна из главных задач, которую стремятся решить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Приобщение детей к народному музыкальному искусству поможет привить каждому ребенку любовь к родной земле, родному языку, к культуре своего народа. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. На занятиях с детьми разучиваются песни, прослушиваются аудио кассеты с записями ненецкого фольклора. Дети также знакомятся с колыбельными песнями ненецкого народа. Проводиться постановка танцев (Например «Пуночки», «Олененок»).

К одному из самых древних видов художественного творчества принадлежит декоративно-прикладное искусство, в произведениях которого органически сливаются функциональные, конструктивные особенности предметов массового пользования и их эстетические достоинства.

Декоративно-прикладное искусство ненцев - уникальное явление, вобравшее в себя лучшие художественные традиции, его многовековую историю. Оно имеет свой оригинальный художественный стиль и является весьма важным элементом той художественной культуры, которая была выработана ненецким народом на протяжении многих веков и поколений. Все изделия, необходимые для собственного потребления, изготавливались из местных подручных материалов: из шкур оленя, рыбьей кожи и т. д.

Оригинальностью и самобытностью отличается орнамент на одежде ненецкого народа.

В детском саду при знакомстве с орнаментом эффективнее использовать бумагу. Чтобы занятия были интереснее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так дети украшают подол паницы для куклы (узор в полосе).

Известная трудность воспроизведения ненецкого орнамента заключается в том, что все основные линии в нем располагаются не в вертикальном и горизонтальном расположении, по диагонали. Это объясняется тем, что элементы орнамента в стилизованной форме воспроизводят окружающую действительность – чумы, рога, ушки животных. Поэтому рекомендуется рисовать орнамент на тетрадном листе в клетку по диагонали.

Дети знакомятся с таким ненецким орнаментом как: человек, чум, рога оленя, заячьи ушки и т. д. После знакомства проводится закрепление в рисовании орнамента на малице и пимах. Где дети проявляют свою фантазию и память.

Народная игрушка - также предмет декоративно-прикладного искусства. Именно посредством народной игрушки дошкольники впервые знакомятся с культурой родного народа. Их активно используют при ознакомлении с историей народа, одеждой и способами ее украшения, с устным народным творчеством и т. д.

В работе используются такие игрушки как ненецкие куклы, сделанные из клюва гусей и уток, что наиболее способствует привлечению внимания детей.

Игра способствует формированию пытливости, любознательности, помогает познакомиться со свойствами и качествами предметов, способствует умственному развитию детей. Дети непосредственно воспринимают игрушку, и это оказывает положительное влияние на сенсорное воспитание и развитие наблюдательности.

Вообще, игра у народов Севера всегда служила практическим задачам – она подготавливала ребенка с раннего возраста к освоению традиционных промыслов. В них отражается быт, производственная деятельность, национальные традиции. Ненецкие подвижные игры не требуют специальных помещений и инвентаря. Они проводятся на свежем воздухе, в естественных условиях с использованием особенностей рельефа местности (кочек, ручейков, кустов, сугробов и т. д., природных материалов (веток, шишек, камешков, отпавших рогов оленей, перьев птиц и др.) и привычных предметов быта (нарт, хореев, топоров, арканов и т. д.).

Успешно используя подвижные игры при организации рациональной двигательной активности детей во время учебного процесса, а также при осуществлении активного отдыха детей, развиваются физические способности, закаляется организм, укрепляется здоровье, вырабатываются у подрастающего поколения жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие постоянному поддержанию устойчивого состояния организма по отношению к экстремальным факторам.

В результате систематической и целенаправленной работы мы воспитываем у детей любовь к Родине, толерантность, желание знать свои корни и традиции, беречь их и приносить пользу людям, родной природе, своему краю.

Опора на региональный компонент сегодня - это объективная реальность практической деятельности педагогов округа. Эффективность реализации национально-регионального компонента напрямую зависит от наличия соответствующей системы научно-методического обеспечения. Каждый из нас вправе внести свой вклад в разработку рассматриваемой проблемы.

Кружок по патриотическому воспитанию - «Су, ляко», является одной из форм знакомства детей с культурой народов севера. Анализируя результаты диагностики уровня сформированности знаний культуры ненецкого народа можно сделать вывод, что кружковая работа дает возможность значительно обогатить знания детей о ненецкой культуре, обычаях, праздниках, проникаясь культурными традициями ненецкого народа. Цель работы кружка достигнута, поставленные задачи выполнены. Полученные результаты могут служить основой для дальнейшей работы в ДОУ и в школе по формированию детей старшего дошкольного возраста нравственно – патриотических чувств.

Кружок «Су, ляко» как одно из средств реализации национально-регионального компонента в образовании дошкольника
Фото «Су, ляко»
Кружок  как одно из средств реализации национально-регионального компонента в образовании дошкольника - фото
Публикации по теме:

Презентация на тему «Байкал». Часть 2 Целью данной презентации является эмоциональное восприятие образа Байкала как самого большого и древнего озера в мире, с драгоценной питьевой.

Презентация на тему «Республика Бурятия» Целью данной презентации является эмоциональное восприятие родного края. Республики Бурятия Основной проблемой для создания данной презентации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок «Су, ляко» как одно из средств реализации национально-регионального компонента в образовании дошкольника
Опубликовано: 7 марта 2014 в 11:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД