Кубанские игры для детей старшего дошкольного возраста

татьяна алексеева
Кубанские игры для детей старшего дошкольного возраста

ИГРЫ

Воспитание детей на Кубани имело свои особенности. От рождения до примерно трёх лет дети находились на попечении женщины. Народ понимал, что залог здоровья подрастающего поколения – это физическое воспитание. Центральное место в физическом развитии занимают детские игры. Они являлись одной из форм усвоения эстетических ценностей, способствовали разучиванию социальных ролей. Помимо игр существовали и другие забавы: катание с гор, мячи, качели и др.

Игра «Дед Микита»

Дети выбирают «деда Микиту» и спрашивают у него.

- Что у тебя за спиной?

- Мешок.

- А что в мешке?

- Орешки.

- А для чего орешки?

- Для потешки.

- А для чего тебе клюка?

- Бить вас по бокам.

Дети убегают, а дед Микита догоняет.

«Бабка – Ёжка»

В середине круга становится бабка-ёжка, в руках у неё помело – ветка.

Дети: Бабка-Ёжка, костяная ножка.

С печки упала, ножку сломала.

А потом говорит, у меня нога болит.

Пошла на улицу –раздавила курицу.

Пошла на базар раздавила самовар,

Пошла на лужайку – раздавила зайку.

Баба–Яга скачет из круга на одной ноге и старается до кого-нибудь дотронуться помелом, дети убегают. Кого запятнает, тот замерает.

«Кубанка» (шапка казака)

Варианты игры:

Играющие дети подбрасывают шапку – кубанку вверх по сигналу. У кого кубанка подброшена выше (падает последней, тот побеждает.

Игроки сидят по кругу, через одного на голове кубанка. У ведущего в руках тоже кубанка. Он находится в центре круга. Как только ведущий надевает шапку одному из игроков без кубанки, рядом сидящие должны передавать во своей головы тем, кто без кубанок свои шапки по цепочки (идёт смена головных уборов). Там, где две кубанки будут рядом (т. е. у одного игрока, игрок выходит из круга, поэтому нужно передавать как можно быстрее.

Для начала игры выбирается водящий, который незаметно от игроков (2 команды по 6 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все будут искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит «Есть» и старается отнести её в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются её отнять. Кубанку можно передавать своей команде, но не перебрасывать. Чья команда положит кубанку в условленное место, та и выиграла.

«Брыль»

(соломенная шляпа с высокими полями)

Играющие сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 15-20см от края начерчен ещё круг. По команде ведущего «Солнце» все руками закрывают глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову Брыль и сразу говорит «Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого Брыль на голове, по команде бежит в центр круга. Остальные игроки не должны пускать во внутренний круг. Если забежал в центр – ведущий он, если не успел – выходит из игры.

«Тополёк»

В игре участвуют: ведущий – «тополь», игроки – «пушинки», 3 игрока – «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него «пушинки» за кругом на любом расстоянии.

Ведущий:

«На Кубань пришла весна, распушила тополя! Тополиный пух кружится, но на землю на ложится. Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!»

После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т. е. ловят) «пушинки». «Пушинки «устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывает тот, кто остался возле тополя.

«Лебедушка»

Выбирается лебедь и лебёдушка. Дети идут по кругу и поют, лебёдушка идёт в противоположную кругу сторону. Лебедь стоит за кругом и выглядывает её.

Дети: Ты, лебёдушка лучше всех

Ты, лебешука лучше всех

Ты возьми её за правое крыло

«Коники»

Игра проводится в форме эстафеты. У всех игроков кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути – препятствия: ров, вода, камни и т. д. победит тот, первым возьмет шляпу.

«Подсолнухи»

Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к её окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:

Солнце светит, дождь идёт,

Семечко растёт, растёт.

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелёк.

Небосвод весь обегая,

Солнце светит, не моргая.

Земледелец не зевай,

Перемены отгадай!

Селезень и утка

Играющие становятся рядом, рука в руке.

Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причём «селезень» догоняет «утку».

Стоящие в ряду приговаривают:

Догони, селезень, утку,

Догони, молодой, утку.

Поди, утушка, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой – селезень,

Девятая — утка,

Десятая — гуска.

Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.

Игра «Золотые ворота»

(1-й вариант)

Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко».

После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота».

Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:

В золотые ворота

Проходите, господа!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!».

Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или наливное яблочко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игроками.

Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.

Игра «Золотые ворота»

(2-й вариант)

Играющие берутся за руки, образуя круг.

В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.

Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:

В золотые ворота проходите господа:

В первый раз — прощается,

Второй — запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.

Игра «Петух»

(Сон казака)

Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-Му, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется — казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

Я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

Игра «Плетень»

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест.

Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке, выполняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.).

По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.

Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

Игра «Кривой петух»

Дети стоят по кругу. Один — в центре.

Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: —Кто там?Это я, Тарас.

Дети: — Лови нас, не открывая глаз.

Кого поймал, должен угадать.

Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.

Игра «Казачья»

В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик – «боевой конь», верхом на коне – командир с красным флажком.

Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.

По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг.

Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и | идут по кругу за командиром.

Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня».

Выигравший становится командиром.

Игра «Достань платок»

Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого — платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок.

Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим.

Игра продолжается.

Игра «А мы просо сеяли»

Дети поочерёдно, девочки и мальчики, стоя напротив друг друга говорят слова и выполняют движения по тексту.

Девочки: - А мы просо сеяли, сеяли, сеяли.

Мальчики: - А мы просо вытопчем, вытопчем, вытопчем!

Девочки: - Мы дадим вам сто рублей, сто рублей, сто рублей.

Мальчики: - Нам не надо сто рублей, сто рублей, сто рублей, а нам надо девицу, девицу красавицу!

Девочки: - Мы дадим вам девицу, мы дадим красавицу. Вот такую кривую, вот такую косую!

Мальчики: - Нам не надо кривую, нам не надо косую, а мы возьмём любую! (мальчики ловят девочек).

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста Введение Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития,.

Дидактические игры по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Игра «Кто, где живёт?»Цель игры: формировать знания детей о праве на гражданство, о странах, народах, которые живут в них. Ход игры: дети.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Игры и упражнения по психогимнастике для детей среднего и старшего дошкольного возраста Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики.

Игры на развития зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста Игра «Найди пару» Можно смешать между собой разные пары носков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары.

Игры по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаИгры по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Игра "Муха" Цель: развивать у детей ориентацию на листе и в пространстве (по инструкции педагога ребёнок помещает "муху" в определённую.

Игры с прищепками для детей старшего дошкольного возраста Цель: научить детей старшего дошкольного возраста складывать слова из слогов. Задачи: -развивать у детей умение складывать целые слова из.

Картотека «Игры с мячами». Для детей старшего дошкольного возраста Данная картотека игр была создана мною специально для проекта "Мячи бывают разные", в помощь педагогам и для пополнения образовательной.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста. Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста Составила: Викторова Ирина Валерьевна музыкальный руководитель..

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста «Найди пару», «Чьи вещи» Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Научить различать принадлежность вещей для взрослых.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Математика
Автор публикации:
Кубанские игры для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 23:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

19 сентября. Международный день подражания пиратам

«Тысяча чертей!» и «Разрази меня гром!» – сегодня у нас есть официальный повод говорить и одеваться как пираты. 19 сентября в 40 странах мира отмечается международный праздник – День подражания пиратам.

Проект «Познакомьтесь — это Я!» старшей группы компенсирующей направленности
1. Проект «Познакомьтесь - это Я! » старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К...
Уголок творчества своими руками
Уголок творчества ( оформление) во второй младшей группе. Здравствуйте мои дорогие друзья, коллеги и просто гости моей странички нашего любимого сайта!...
Конспект НООД «Машины помощники» с детьми средней группы по образовательной области...
Программные задачи: 1. Формировать умение детей отвечать на вопросы. Развивать связную речь. 2. Обогащать словарь детей словами со сходным и противоположным...