яна шипицына
Кукольный и пальчиковый театр как средство развития детей младших школьников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Кукольный и пальчиковый театр, как средство развития детей младших школьников с ОВЗ (интеллектуальными развитиями).
«Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки»
А. А. Лелявский
Публикация «Кукольный и пальчиковый театр как средство развития детей младших школьников с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Начальная школа. 1-4 классы
- Пальчиковый театр
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Важнейшей задачей обучения в коррекционной школе является социализация детей. Успешность социальной адаптации напрямую зависит от степени сформированных коммуникативных навыков ребенка. У детей с интеллектуальными нарушениями, как правило, нарушено большинство компонентов речевого развития, снижена мотивация, плохо развиты коммуникативные навыки, а также у детей отмечаются трудности речевого взаимодействия с взрослыми и сверстниками, особенно в младших классах.
Одним из наиболее эффективным способов для развития детей и социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями является настольный и пальчиковый театр.
Что дает пальчиковый театр?
-он развивает мелкую моторику рук, которая на прямую отвечает за становление речи ребенка;
-при помощи пальчикового театра можно проигрывать проблемные ситуации, конфликтные ситуации, страхи и опасения малыша;
- развивать коммуникативные способности ребенка;
-также нам воспитателям при помощи пальчикового театра можно воспитывать детей, а именно мораль, сказанная кукле, а не ребенку, воспринимается детьми лучше и без негативного отклика;
-помощь в становление руки ;
-пальчиковый театр это речевой и сенсорно-двигательный тренажер т. к. куклы развивают подвижность пальцев обеих рук;
-помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
-развивает интонацию, артистические умения, творческие способности, фантазию, внимание и т. д.
- можно использовать на уроках математики ( знакомство и закрепление счета :Теремок, 3 поросенка, волк и 7 козлят и т. д.)
- развивает пространственно-временные представления,
-пальчиковый театр удобно брать на прогулку.
Занятия с использованием пальчикового театра носят игровой характер, поэтому являются увлекательными для учащихся, дают возможность для их самоутверждения и самовыражения, позволяют детям с интеллектуальной недостаточностью преодолеть неуверенность в себе, робость, страх, ведь в действии ребенок участвует опосредованно, от лица какого-либо персонажа; ребята включаются в процесс игры, становятся более активными.
Кукольный театр - это особый вид театрального представления, в котором вместо актеров действуют куклы.
-кукольный театр развивает детскую режиссерскую игру;
-развивает фантазию, воображение, способствует творческому развитию ребенка;
- способствует ускорению образовательного процесса;
-способствует развитию патриотизма и художественного воспитания;
-кукольный театр не заменим при адаптации : кукла вызывает меньше страха, опасения, с ней малыш быстрее идет на контакт, нежели со взрослыми, дети кукле доверяют и могут с ней поздороваться за руку, а с воспитателем не всегда.
Материал для игр кукольного пальчикового театра выбирается с учетом возраста и интереса детей. Для младших школьников наиболее подходящими являются такие русские народные сказки, как «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», а так же другие известные сказки.
Занятия с пальчиковыми куклами способствуют систематической тренировке пальцев рук, улучшают мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон в коре головного мозга и благотворно влияют на физическое и интеллектуальное развитие детей.
Работа с пальчиковыми куклами пробуждает в ребёнке творчество, снимает эмоциональную напряжённость, развивает самостоятельность, благотворное влияет на общее развитие, помогает ему стать более самостоятельным и уверенным в себе, что, безусловно, способствует более эффективному речевому развитию, что в свою очередь ведет к более успешной социализации в кругу сверстников и взрослых.
Занимаясь с детьми кукольным и пальчиковым театром, педагоги делаем жизнь наших обучающихся познавательной, интересной, содержательной, яркой, запоминающейся и наполненной радостью творчества. Полученные навыки дети смогут использовать в дальнейшей жизни.
Список используемой литература:
1. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют-Борисенко М. Г. ,Н. А. Лукина. – СПб. : «Паритет», 2003
2. Волина, В. В. Учимся играя [Текст]/ В. В. Волина. – М. : Новая школа, 1994
3. Косинова Е. М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи» – М. : «Эксмо», 2006г.
4. Крупенчук О. И. «Уроки логопеда. Пальчиковые игры» – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008г.
5. Парамонова Л. Г. «Воспитание связной речи у детей» – Спб. : «Детство-Пресс», 2011г.