Наталья Медецкая
Кукольный театр как средство успешной адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы, обобщения.
Знакомство с театром необходимо начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка вида – кукольного театра.
Таким образом, театрализованные занятия всесторонне развивают детей, вызывают радость, а сказочность усиливает их привлекательность.
Публикация «Кукольный театр как средство успешной адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Огромную помощь в адаптации детей к условиям детского сада я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Поэтому, меня заинтересовала такая тема как: «Кукольный театр для детей раннего возраста как средство успешной адаптации». Изучая методическую литературу по данной теме, я поняла, что должна способствовать созданию благоприятного микроклимата и необходимых условий для развития театрализованной деятельности.
Мною были поставлены следующие задачи:
1. Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства, а также поэтапного освоения детьми различных видов кукольного театра.
2. Приобщать детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
3. Учить использовать средства художественной выразительности (интонационно-окрашенную речь, выразительные движения).
4. Воспитывать любовь к театру, доверительные взаимоотношения друг к другу, самостоятельность.
Работу по теме я обозначила по следующим направлениям: изучение литературы, создание предметно-пространственной развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями, с педагогами детского сада.
Для успешной работы в групповой комнате была создана предметно-пространственная среда, совместно с родителями оборудован театральный уголок «В гостях у сказки», где располагаются различные виды театров : настольный театр, театр на фланелеграфе, плоскостной, пальчиковый и др., которые регулярно пополняю новыми атрибутами и игрушками – персонажами. Систематизировала литературный, фольклорный материал по театрализованной деятельности.
Составила картотеки:
Развивающие игры: «Смешные стихи», «Играем в сказку», «Кто живет в лесу?»
Игры – драматизации: «Котята», «Курочка-рябушечка», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Репка», и др.
В процессе театрализованных игр :
Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. Усидчивость.
Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
Происходит коррекция поведения.
Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Пальчиковая гимнастика: «Теремок», «Репка», «Два козлика», «Семья” и др.
Приобщать детей к театрализованной деятельности я начала с момента прихода детей в детский сад. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, песенкам, сказкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей во время (тяжелого) расставания с родителями. Я переключала внимание ребенка на яркую красочную игрушку, сопровождая ее движение чтением потешки. Правильно подобранная мною потешка помогала установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии ко мне, пока еще малознакомому человеку. С помощью народных песенок, потешек воспитывала у малышей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладывания спать. Многократно повторяя ребенку песенки, потешки, старалась максимально разыграть их, используя пальчиковый театр, шапочки различных персонажей и прочее.
Затем и малыши стали сопровождать игры с пальчиками, руками, ножками - речью, движениями, мимикой, показывающей переживания разнообразных чувств.
Много внимания уделяла и уделяю сейчас сказкам. При рассказе сказки дети видят мое лицо рассказчика, мои эмоции, мимику. Это помогает детям понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. В беседе малыши вспоминают события этой сказки, поступки ее героев.
Прибегаю и к такому приему, как прослушивание сказок в записи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушиваться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью русского языка.
Начинаю использовать в повседневной работе с детьми загадки, с опорой на наглядный материал.
В книжном уголке дети всегда могут найти уже знакомые им книги со сказками, песенками-потешками. Они, внимательно рассматривают картинки в книге, узнают героев, их действия, вспоминают и пересказывают отдельные эпизоды. Часто дети приносят из дома свои любимые книги, в основном это сказки, и просят прочитать их всем детям, я с радость делаю это.
Можно выделить 3 этапа подготовительной работы:
1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.). Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.
На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.
2 этап. Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.
В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»
3 этап. Проведение игр – театрализаций. Подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Т. о., проведению игры-театрализации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», проводим дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.
Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Для привлечения родителей к совместной деятельности были проведены консультации и беседы: «Ребенок и театр», «Любимые сказки ребенка», «Знакомьте малышей с народным фольклором», «Театр кукол и игрушек в детском саду», «Роль сказки в развитии детской эмоциональности». Родители учили вместе с детьми потешки, попевки, читали сказки, помогали создавать предметную среду, готовили декорации и атрибуты для театра.
Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к театрализованной деятельности способствовала не только успешной адаптации, но и развитию речи, развитию его духовности, постепенному формированию эстетических чувств.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Перспективами дальнейшей работы
считаю:
Продолжить работу в данном направлении, пополнить театрализованный уголок театром на лопатках. Который, я думаю детям тоже будет интересен. Пополнить картотеку игр, приобрести другие, упражнений подражательно-исполнительского творческого характера, которых нет у нас.