Приложение МААМ

Культура общения родителей с детьми

Надежда Батищева
Культура общения родителей с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Анализ современной семьи показывает, что родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации подростка, что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания, оказываются невосполнимыми и проявляются в асоциальном поведении подростка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонениях личностного развития, в проявлениях девиантного поведения подростка.

Публикация «Культура общения родителей с детьми» размещена в разделах

Многие социальные проблемы часто являются следствием воспитания подростков родителями с достаточно невысоким уровнем педагогической культуры, которая проявляется иногда в сильной мотивационной ограниченности в решении проблем семейного воспитания, неготовности менять сложившиеся стереотипы воспитания.

Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с недостаточным уровнем их педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что часто приводит к формированию у подростка неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, отрицательных форм самоутверждения, а в крайних случаях выражается в педагогической запущенности и задержках психического развития.

Поэтому формирование педагогической культуры родителей является одной из важнейших задач современного общества, выступает частью современной социальной политики государства.

Уровень педагогической культуры родителей представляет собой степень готовности родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества. Уровень педагогической культуры родителей зависит также от уровня их образования, от их общей культуры, от индивидуальных особенностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом.

Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

Огромную роль в повышении педагогической культуры родителей играет образовательная организация, в которой проходит обучение и воспитание подросток. Только путем педагогического взаимодействия родителей и педагогов можно добиться значительных успехов в деле повышения педагогической культуры родителей.

В своей педагогической практике работы с родителями широко применяю ряд мероприятий по повышению педагогической культуры родителей, как то:

- Индивидуальное консультирование родителей– основной задачей этого способа взаимодействии является изменение неадекватных родительских позиций, улучшения стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей, оптимизация форм родительского воздействия.

- Мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, сотрудников ИПДН, специалистов из наркологических центров, юристов и т. п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей ( например: «Индивидуальные особенности подростков 15-17 лет», «Возрастные кризисы развития подростка», «Искусство хвалить и наказывать»).

- Групповые дискуссии, в основе которых — конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Ситуации могут быть предложены и самим педагогом, например, в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы родительства», «Наши конфликты с детьми» и т. п. Цель дискуссий заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той и иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;

- Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., а также непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, помогает доступно и убедительно донести необходимую педагогическую информацию, Можно составить и постоянно обновлять стенд «Для вас, родители» содержащий информацию о повседневной жизни группы, о текущей и воспитательной работе в ПОО и семье. Стенд «Советы и рекомендации» может содержать рекомендации психолога и социального педагога по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета и др. Тематика материалов стенда должна зависеть от возрастных особенностей детей и семей. Так, для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут представлены практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Там же стоит поместить перечень инстанций, где родители смогут получить квалифицированную помощь и поддержку.

- Книжная терапия - к наглядной просветительской работе можно отнести и книжную терапию, суть которой заключается в обсуждении содержания специально подобранных к семинару, к родительскому собранию научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания. Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать свои методы и приемы воспитания.

- Родительские конференции - данный метод работы с родителями проводится 11-2 раза в год, они предназначены для обмена опытом воспитания. Мысли, высказанные на них родителями и подкрепленные их же опытом, приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на присутствующих. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам семейного воспитания, например: «Эстетическое воспитание подростков в семье», «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения», «Воспитание у подростка познавательной активности и интереса к учению» и т. д. В своей педагогической практике широко использую данную работу по обмену опытом родителей, чьи дети- подростки достигли хороших успехов в учебе, спорте, общественной деятельности и др. Когда родители на практике узнают информацию о том, как воспитываются дети в других семьях, они нередко перенимают опыт воспитания, могут обратиться к родителям по сложившейся ситуации в их семье.

- День открытых дверей объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в масштабе всей образовательной организации. К их проведению в ПОО привлекаются педагоги, методисты, социальные педагоги, психологи и т. д. Родители получают возможность: наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; сравнивать умения и поведение своего ребенка с умениями и поведением других детей; перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий. Родители могут увидеть уроки и внеклассные занятия, посмотреть, как учат их детей, как работают сами ребята, что требует от них преподаватель, какими приемами он пользуется. Отцы и матери убеждаются, как сложен и ответствен труд педагога, видят, чем располагает ПОО для обучения и воспитания детей. Это весьма эффективный путь наглядного, конкретного обучения родителей. Дни открытых дверей проводятся в нашем учебном заведении один раз в год.

- Практические занятия - еще одной формой работы по повышению педагогической культуры родителей, которые применяются мною в моей практике по повышению уровня педагогической культуры родителей являются практические занятия, направленные на выработку и закрепление педагогических умений и навыков мам и пап. Разрыв между теоретическими представлениями родителей о методах и средствах воспитания и умением применять их на практике является наиболее характерным недостатком образовательной системы. Так, например, родителям (после теоретического ознакомления с определенными аспектами воспитательной деятельности) можно предложить проиграть различные жизненные ситуации, в том числе и конфликтные. Умение идти на компромисс, слушать, разрешать спорные ситуации, понимать позиции другого человека и многое другое — это важные моменты в общении с подростками. Проигрывание различных «конфликтных» сюжетов помогает родителям и детям найти способы взаимоопределяемых решений, позволяет посмотреть на нее со стороны, без излишней эмоциональной включенности.

- Просвещение через интернет: создание специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания.

- Родительское собрание является основной формой взаимодействия педагога с родителями. Оно призвано стать местом обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной работы, проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач и т. д.

Необходимо отметить, что эффективность и результативность работы по формированию педагогической культуры родителей выше, когда коллективные формы (конференции, дискуссии, диспуты, лекции) сочетаются с групповой и индивидуальной работой; педагогическое просвещение – с активным включением родителей в воспитательную работу; теоретические знания – с решением практических задач воспитания: обменом опыта родителей по вопросам семейного воспитания, разбором конкретных жизненных ситуаций.

Повышение педагогической культуры родителей – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы такие принципы, как: гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей; обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса; интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей; управление взаимодействием детей и родителей; единство педагогического просвещения и самообразования родителей; многообразие форм работы с родителями; стимулирование родителей к сотрудничеству; принцип добровольности; принцип конфиденциальности.

Таким образом, семья в значительной степени определяет успешность воспитания ребенка, поэтому важным этапом в работе с родителями является повышение их педагогической культуры. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу – одна из важнейших задач педагогов образовательных учреждений.

Публикации по теме:

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Консультация для педагогов «Культура педагогического общения» I слайд - название консультации для педагогов "Культура педагогического общения" II слайд - понятие "слушания" III слайд - примеры активного.

Консультация для родителей «Культура общения в семье» Культура общения в семье. Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть.

Консультация для родителей «Культура общения со сверстниками» В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но.

Консультация для родителей «Построение развивающего общения с детьми» Основные принципы построения развивающего общения с детьми 1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии,.

Консультация для родителей «Вежливость и культура общения» Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного.

Консультация «Формирование навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми» При обследовании детей используйте следующие способы: наблюдения (на занятиях, во время игры и в повседневной жизни); беседы с воспитателями,.

Культура поведения, культура общения, этикет как условие успешного развития детей дошкольного возраста Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В.

Культура речевого общения у детей дошкольного возраста Культура речевого общения у детей дошкольного возраста и ее особенностиКультура речевого общения у детей дошкольного возраста подразумевает.

Семинар для воспитателей «Стили общения родителей с детьми» "Стили общения родителей с детьми" Старший воспитатель МДБОУ «Детский сад №34» Шевченко Е. Ю. I часть. Теоретическая. Не так много истин.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культура общения родителей с детьми
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 14:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Культура общения родителей с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Батищева (УИ 136171) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД