Анастасия Рогачева
Культурная практика этикета «Здравствуйте, ребята»
▼ Скачать + Заказать документы
Культурная практика этикета «Здравствуйте, ребята!»
Цели:
- адаптация детей раннего возраста (2-3 года) к условиям дошкольной образовательной организации;
- овладение ребенком культурными нормами поведения: соблюдение правил приветственного этикета для выстраивания позитивного взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
Изобразительный ряд: иллюстрации (сюжетные картинки) с изображением позитивного и негативного взаимодействия ребенка с окружающими людьми, схематическое изображение эмоций (смайлики, изображение губ на палочках).
Публикация «Культурная практика этикета „Здравствуйте, ребята“» размещена в разделах
Литературный ряд: стихотворения, отражающие правила этикета.
Музыкальный ряд: песни о дружбе, о приветствии и прощании.
Видеоряд: мультипликационные фильмы, включающие демонстрацию правил приветственного этикета. Я согласна с позицией А. А. Муратовой, Т. Н. Колисниченко, считающих, что включение мультипликации в образовательный процесс обеспечивает учет интересов и потребностей дошкольников, что будет способствовать успешной адаптации.
Игрушки: персонажи, являющиеся героями сюжетов на тему приветственного этикета; персонажи кукольных театров
Содержание самостоятельной и совместной деятельности детей
Утренний сбор: исполнение ритуала приветствия сверстников и педагога. Ответное приветствие с вручением символа дня (солнышко, звездочка, сердечко, птичка, зайчик и т. п.).
Совместная со взрослым деятельность: отработка ритуала приветствия со взрослым, с другими детьми, с крупными игрушками.
Изобразительная деятельность: рисование коллективной картины «Здравствуйте!» ладошками.
Слушание и проговаривание стихотворений о приветствиях.
Речевая деятельность: проговаривание слов и фраз-приветствий.
Культурные умения, которые осваивает ребенок
Культурная практика приветствия учит детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности, способствует преодолению застенчивости и скованности детей. Развивает представление о форме вежливого приветствия, раскрывает детям значение вежливых слов, учит их правильно употреблять слова в речи.
Эмоционально-чувственный опыт, который получают дети: потребность в соблюдении ритуала приветствия, желание приветствовать человека при первой встрече, доброжелательность, удовольствие.
Культурные события, в которые включается ребенок: ритуализация взаимодействия с окружающими людьми, групповое чтение и рассказывание, коллективное слушание, коллективный просмотр.
Объекты культурной памяти
Иллюстрации с изображением взаимодействия ребенка с окружающими людьми и животными М. Марлье, иллюстрации к произведениям В. Сутеева.
Мультипликационный сериал «Лунтик».
Мультипликационный сериал «Свинка Пеппа» (серии «Лучшие подруги», «Детский сад»).
Стихотворения о приветствии: А. Усачев «Приветствия», С. Махотин «Вот так встреча!», О. Бундур «Добрый день», А. Кондратьев «Добрый день», А. Кондратьев «Здравствуйте», М. Яснов «Здравствуйте, хвостаствуйте!».
Объекты культурного опыта: ритуалы и привычки позитивного взаимодействия с окружающими людьми.
Культурные умения, которые осваивает ребенок: позитивное взаимодействие с окружающими людьми; роль хозяина и гостя.
Литературный ряд: стихотворения, отражающие правила этикета
А. Усачев «Приветствия»
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет»,
«Как дела?», «Спокойной ночи»,
«Всем пока», «Прощай», «Привет»,
«Буду рад вас видеть снова»,
«Не прощаюсь!», «До утра!»,
«Всем удачи!», «Будь здорова!»
И «Ни пуха, ни пера!».
С. Махотин «Вот так встреча!»
Встречаясь, люди говорят:
И «Добрый день!»,
И «Как я рад!»,
И «Вот так встреча!»,
И «Привет!»,
И «Мы не виделись сто лет!»
Мы с Юркой вышли из ворот —
Он шагом,
Я — наоборот
Бегом, бегом, бегом, бегом!
И, обежав его кругом,
Ему я крикнул всё подряд:
И «Добрый день!»,
И «Как я рад!»,
И «Вот так встреча!»,
И «Привет!»,
И «Мы не виделись сто лет!»
О. Бундур «Добрый день»
Если папа весёлый встаёт,
Если мама всё утро поёт,
Всё у нас получается
И никто не печалится.
Раздаётся в прихожей звонок —
К нам приходит хороший денёк:
— Добрый день!
Добрый день!
Добрый день!
А. Кондратьев «Добрый день»
-Добрый день!-тебе сказали.
-Добрый день!-ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
А. Кондратьев «Здравствуйте»
-Здравствуйте!-ты скажешь человеку.
-Здравствуй!-улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
М. Яснов «Здравствуйте, хвостаствуйте!»
— Здравствуйте, хвостаствуйте!
Как вы поживаствуйте?
— Здравствуйте, мордаствуйте!
Вы нас не кусаствуйте.
Так говорил с хвостом щенок —
И всё поймать его не мог!