Жузлова Олеся Александровна
Культурно гигиенические навыки и самообслуживание у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно гигиенические навыки и самообслуживание у детей с ОВЗ.
Одной из главных коррекционно – воспитательных задач для детей с ОВЗ (умственно отсталые) является формирование культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания, социально – бытовых знаний и умений, необходимых им для приспособления к окружающей жизни.
К первой группе относятся дети с наименьшими навыками самообслуживания в силу тяжелой формы двигательной патологии верхних и нижних конечностей, а так же речевой патологии.
Публикация «Культурно гигиенические навыки и самообслуживание у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ко второй группе относятся дети, которые частично владеют навыками самообслуживания и нуждаются в помощи взрослых.
К третьей группе относятся дети, которые владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками по санитарной гигиене и самообслуживанию, при этом они передвигаются с помощью инвалидного кресла или ходунков. Решаем эти вопросы выполнением ежедневного утреннего и вечернего туалета, которые проходят в специальной туалетной комнате, оборудованной индивидуальными предметами гигиены – это полотенце, зубная щетка, расческа, стаканчик для полоскания рта. Воспитание навыков и умений по гигиене осуществляется воспитателем непрерывно, пока мы с детьми.
Утро – хорошее время для формирования навыков самообслуживания : самостоятельно одеться, обуться, убрать постель, сложить пижаму, а вечером – самостоятельно раздеться, сложить аккуратно свою одежду. Формировать культурно – гигиенические навыки – это научить детей закатывать рукава, чистить зубы, умываться с мылом, полоскать рот, насухо вытирать лицо, причесываться, пользоваться дезодорантом. При формировании данных навыков воспитатель старается продумать и соблюдать строгую последовательность. Обучение данным навыкам детей с ОВЗ идет чрезвычайно трудно, а сами навыки являются нестойкими. Практические знания закрепляются на занятиях методом бесед, рассматриванием иллюстраций, чтением художественной литературы и практическими занятиями. Например, произведениями В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе». Важно, что бы все эти процедуры – умывание, чистка зубов, причесывание – вызывали у детей положительные эмоции, интерес, желание. Используем короткие потешки, песенки, сценки. Например:
«Умывалочка» Водичка – водичка, умой мое личико Чтобы глазки блестели Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток И кусался зубок.
Следим, чтобы вода былаприятной, теплой, обстановка доброжелательной. Тогда наша работа становится результативной.
В раздел «Воспитание навыков самообслуживания»вводятся элементы трудового воспитания и воспитания самостоятельности. Дежурство, выполнение поручений взрослых считается серьезным поручением, доверием:
- перед едой, вместе со взрослыми, поставить салфетки, хлебницы;
- перед занятием разложить дидактический материал, а после завершения занятий – все убрать;
- помогать взрослым мыть игрушки, наводить порядок в игровых шкафах.
Таким методом привлекаем детей к выполнению простейших трудовых действий, к желанию помогать взрослым, быть полезным. Здесь же цель – формирование личностных качеств: трудолюбие, ответственность, коллективизм, взаимопомощь.
Во время обучения игре и организации досуга ставится задача воспитания культуры поведения и общения друг с другом и взрослыми. Работаем над употреблением детьми слов вежливости, благодарности, учим говорить тихо, громко, выразительно. Обсуждаем, что такое тон общения – доброжелательный, снисходительный, требовательный, капризный, как правильно реагировать на замечания. Все эти беседы носят цель воспитания вежливости, тактичности, культуры речи, правильного общения, дружелюбия.
Ведется работа по воспитанию детского коллектива:
- сплачивают детей такие мероприятия как дни рождения (каждому ребенку отмечаем этот день) – ставим по другому столы, стелим яркие бумажные салфетки, ставим цветы, сервируем стол, используя меню полдника. Доска оформляется поздравлениями, дети говорят пожелания, угощаются, слушают музыку. Сплочению детского коллектива способствуют совместные просмотры кинофильмов, любовь к музыкальным передачам.