Папки-передвижки

Курсовая работа «Развитие произвольного внимания у младших школьников с ТНР на уроках математики. Введение»

Кристина Лопатик
Курсовая работа «Развитие произвольного внимания у младших школьников с ТНР на уроках математики. Введение»

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический

университет имени Максима Танка»

Институт инклюзивного образования

Кафедра педагогики и психологии инклюзивного образования

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Допущена к защите

Заведующий кафедрой ___ ___

(подпись) (фамилия, инициалы)

Протокол № ___ от ___ 2019 г.

Защищена ___ 2019 г.

с отметкой «___»

Курсовая работа

студентки 584315 группы

Публикация «Курсовая работа „Развитие произвольного внимания у младших школьников с ТНР на уроках математики, Введение“» размещена в разделах

4 курса специальности

«Логопедия»

заочной формы

получения образования

___ Лопатик

Кристины Сергеевны

Научный руководитель –

кандидат психологических

наук, доцент

___ Чурило

Наталья Вячеславовна

Минск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…. ….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ….…. …. 5

1.1 Общая характеристика произвольного внимания…5

1.2 Особенности развития произвольного внимания у младших школьников с ТНР….…. …8

1.3 Анализ методов и приёмов для формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР…. …10

ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…. …. 15

2.1 Анализ программы по математике для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи….15

2.2 Методы и приёмы используемые для формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках математики…. …. …. …17

2.3 Комплекс дидактических игр по развитию произвольного внимания у младших школьников с ТНР на уроках математики…. ….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. ….25

ПРИЛОЖЕНИЯ…. ….27

ВВЕДЕНИЕ

Рост темпа современной жизни, большой поток информации, развитие многообразных форм массовой культуры привели к увеличению объёма знаний необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в жизнь, и выдвинули новые требования к системе образования в целом.

В последнее время увеличивается число детей, имеющих тяжёлые нарушения, поэтому одной из причин школьной неуспеваемости является нарушение речи. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат - всё это требования, которые предъявляет школа к произвольности внимания.

Учащиеся с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР) чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание не менее важно, чем учить письму, счёту и чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчётливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и чётко [11].

Развитие внимания, памяти, мышления - это важная часть общего психического развития младшего школьника. Устойчивое внимание играет важную роль в освоении учебного материала. Учащиеся в процессе обучения управляют своим вниманием, сознательно направляют его на предметы и явления, в этом случае организующее начало принадлежит речи.

Ряд отечественных психологов: Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Добрынин Н. Ф., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Мухина В. С., Эльконин Д. Б. и другие изучали особенности развития внимания у детей. Они отмечали тесную связь произвольного внимания и речи. Чем лучше развита речь, тем выше уровень восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание необходимое для дальнейшего обучения в школе. Поэтому очень актуальным является вопрос развития внимания у детей с ТНР. В свою очередь речевая деятельность формируется и развивается в тесной связи со всеми психическими процессами. Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений требует от младшего школьника активности на занятиях, точного выполнения действий, заданий, мыслительной деятельности, что протекает быстрее и правильнее при наличии внимания. Поэтому внимание является необходимым условием успешной коррекционной работы.

Недостаточность развития внимания у детей с нарушениями речи отмечали многие авторы в области логопедии (Волосовец Т. В., Борякова Н. Ю., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. и др.). Авторы отмечают что, для детей с нарушениями речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания : недостаточная устойчивость, трудности переключения, распределения и включения внимания. Это ведёт к неумению вовремя включиться в учебную деятельность или переключиться с одного объекта на другой, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, отвлекаемости, повышенной истощаемости организма и способствует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий [12, с. 46].

Цель курсовой работы : теоретически обосновать и разработать программу по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках математики.

Задачи исследования:

1. Изучить характеристику произвольного внимания у младших школьников с ТНР на основе анализа психолого-педагогической литературы;

2. Изучить методы и приёмы для формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР;

3. Предложить комплекс дидактических игр по развитию произвольного внимания у младших школьников с ТНР.

Объектом выступает процесс формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР.

Предметом является программа по формированию произвольного внимания у младших школьников с ТНР.

В работе были использованы следующие методы: метод анализа общей и специальной психологической литературы по проблеме исследования; метод анализа психолого-педагогической документации.

Теоретическая и практическая значимость исследования: данная работа может быть использована в процессе коррекционной работы с детьми школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Публикации по теме:

Формирование речевой деятельности младших школьников на уроках мансийского языка «Формирование речевой деятельности младших школьников на уроках мансийского языка» Учитель начальных классов Гриценко Евгения Андреевна.

Картотека игр и упражнений на развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста 1. Не пропусти животное (растение, профессию). Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Зачитывается список слов. Задача.

Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3–4 лет»Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3–4 лет» Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет» Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости,.

Коррекция психических процессов у младших школьников с нарушением интеллекта с помощью игр на уроках математики Коррекция психических процессов у младших школьников с нарушением интеллекта с помощью игр на уроках математики. [/b] Автор статьи: учитель.

Коррекционно-развивающая работа по развитию произвольного запоминания младших школьников с нарушением интеллекта Память играет исключительно важную роль в жизни человека. Без запечатления в памяти того, что мы воспринимаем, переживаем и делаем, невозможна.

Методические разработки для младших школьников «Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников» Аннотация Методическое пособие содержит описание методик и игр, целью которых является формирование и закрепление у подрастающего поколения.

Нестандартные уроки математики как педагогическое условие развития учебной мотивации младших школьников с ОВЗ Нестандартные уроки математики как педагогическое условие развития учебной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Развитие памяти младших школьников Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Память связывает прошлое человека с его настоящим,.

Развивающие игры как средство формирования произвольного внимания младших дошкольников Школьная практика показывает, что трудности в обучении многих детей непосредственно связаны с недостаточно сформированным и развитым процессом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курсовая работа «Развитие произвольного внимания у младших школьников с ТНР на уроках математики. Введение»
Опубликовано: 31 июля 2019 в 12:49
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД