Елена Чанева
Консультация «Развитие творческого воображения старших дошкольников в театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ---2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ---6
1.1. Проблема происхождения и развития воображения у детей старшего
дошкольного возраста---6
Публикация «Консультация „Развитие творческого воображения старших дошкольников в театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1.2. Особенности развития творческого воображения дошкольников как
психолого-педагогическая проблема---18
Выводы по I главе---19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ---21
2.1. Характеристика театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте-- 21
2.2. Театрализованные игры как средство развития творческого воображения детей--- -25
2.3. Особенности театрализованной деятельности в детском саду---31
Выводы по II главе---38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ---40
БИБЛИОГРАФИЯ---42
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На протяжении прошлых веков обществу постоянно предъявлялись требования в воспитании, образовании и развитии личности. XXI век не является исключением. Современное общество требует присутствия творчески активной личности. В условиях современного мира человек должен уметь решать различные проблемы, преодолевать различные препятствия эффективно и нестандартно. В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития творческого воображения детей дошкольного возраста. Современная психология и педагогика рассматривают воображение как важнейшую сторону детского творчества.
В настоящее время многие педагоги и психологи отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, но и необходимо творчески мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка. Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.
Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в дошкольном детстве, так как именно в этот период закладываются основы их развития. Об этом писали известные ученые Л. С. Выготский, Л. А. Венгер. Дошкольное детство это благодатный период для развития творческого воображения детей. Формирование предпосылок воображения – личного жизненного опыта ребенка, его потребностей, интересов и мотивов поведения, образного видения действительности и комбинаторных способностей – все это является обязательной платформой будущего воображения.
Проблема развития детского воображения в старшем дошкольном возрасте в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, так как к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Творчество всё чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Одним из средств развития в воображения в дошкольном возрасте может являться театрализованная деятельность. В последние годы усилилось внимание исследователей к изучению проблемы детского творческого воображения в театрализованной деятельности И. Г. Андреева, М. Б. Зацепина, Е. А. Медведева, Л. С. Фурмина и др. Драматургия – это вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – это сочинение, импровизирование коротких сценок, инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Безусловно, детское творчество в игре еще не совершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство, - писал Л. С. Выготский.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. А нам взрослым нужно стремиться создать такую атмосферу, для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир.
По мнению О. С. Ушаковой, театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи дошкольной образовательной организации: развить художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий. При этом он знакомится с ярким выразительным народным языком, обогащает свой словарь, развивает речь, формирует внимание. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе [42].
Театрализованная деятельность в детском саду таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач в процессе организованной образовательной деятельности. В связи с этим была определена тема нашего исследования – «Развитие творческого воображения старших дошкольников в театрализованной деятельности». Решение данной проблемы составляет определить психолого-педагогические особенности развития творческого воображения в театрализованной деятельности детей, используя театрализованные игры.
. Цель : выявить особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме;
2) рассмотреть проблему происхождения и развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
3) изучить психолого-педагогические особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
4) рассмотреть характеристику театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
5)раскрыть роль театрализованных игр в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:. театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения старших дошкольников.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. наблюдение, беседа.
Практическая значимость: в результате исследования было выявлено, что творческое воображение в дошкольном возрасте лучше всего развивается в театрализованной деятельность. На основе выявленных индивидуальных особенностей развития творческого воображения детей посредством театрализованной деятельности, подобран комплекс развивающих игр, который может быть использован в практике образовательной работы детского сада и семьи.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Дж. Селли, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Палагина, О. М. Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследование данной проблемы. Первоначально воображение рассматривалось как один из творческих процессов внутри общих концепций психического развития ребенка. Так, представители классического ассоцианизма исследовали творческие процессы со стороны их механизмов. Т. Рибо рассматривал воображение как установление новых ассоциаций[36].
Механизм воображения по Т. Рибо составляют диссоциация - операция разделения рядов состояний сознания - и ассоциация - их объединение. Творческое воображение, по его мнению, функционирует при условии единства операций ассоциации и диссоциации. Это единство проявляется в одном из законов, порождающих новые сочетания - ассоциациях по сходству. Т. Рибо писал: " Ассоциация по сходству предполагает смешанную работу ассоциации и диссоциации: это деятельная форма. В цикле более поздних работ Ж. Пиаже связывал генезис воображения с развитием символической функции у ребенка. Автор рассматривал данный психический процесс как особую форму репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности. Элементы воображения, по мнению Ж. Пиаже, появляются у детей в возрасте 1 года 8 месяцев, когда они путем проб и ошибок находят решение сенсомоторных задач. Оно вытекает из "отставленной" имитации, которая проявляется у ребенка и при отсутствии объекта и во время наблюдения за ним. Имитация является показателем начала децентрации: ребенок начинает видеть в другом нечто отличное от себя, выделять движения других для подражания. У ребенка появляются репрезентативные образы, которые. по Ж. Пиаже, являются символами реальности. Хотя роль репрезентативных образов в познании действительности велика, в целом представления ребенка не могут соответствовать реальности до тех пор, пока они не будут подчинены знаковому мышлению.
Механизм воображения, по Ж. Пиаже, составляют образы, возникающие в процессе развития ребенка в следующем порядке:
-статичные образы, дающие близкое к воспринимаемому отражение действительности;
-кинетические образы, отражающие изменения пространственных положений объектов;
-трансформированные образы, отражающие изменения форм.
Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на два вида:
1) воображение воссоздающее;
2) воображение творческое [42, с. 303].
Задачи воссоздающего воображения состоят в воссоздании, восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию. Когда мы слушаем рассказ, читаем книги или художественную литературу, смотрим картины, мы представляем себе, то, что описывается и показывается. Одно дело - понять содержание, уловить главную мысль рассказа, проследить последовательность событий в рассказе (эта - задачи мышления); совсем другое представить в виде живых образов, как лежит в кроватки младенец, и тянет ручки к игрушке, как выглядят героя романа, как бы очутиться самим на лугу, описанном Тургеневым. Мышление, понятие - необходимая предпосылка воображения. Не поняв текста описания, нельзя себе представить все это. Но, в свою очередь, воображение расширяет понимание, придает ему живость и конкретность.
Выводы по первой главе
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.
2. Первой формой проявления детского воображения являются игры со взрослым, включенные в воображаемую ситуацию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве).
3. Выделяют две главные функции воображения – познавательная (воспроизведение и варьирование реальных событий) и аффективная («защитная»).
Познавательное воображение дошкольника связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, когда ребенок действует по образцам. Аффективное воображение на этом этапе направлено на преодоление полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Обе функции имеют свою линию развития в дошкольном возрасте.
4. С ростом общего уровня развития ребенка возрастает роль самодеятельных форм поведения. Творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей влечениям самого ребенка может быть реализована в ходе театрализованной деятельности.
5. Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию творческого воображения ребенка. Для этого хорошо разные варианты задач на воображение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, придумывание сюжетов и пр.).
6. Выявление особенности структуры воображения ребенка-дошкольника показали связь развития воображения с развитием личности ребенка и помогли разработать психолого-педагогические условия развития творческого воображения.
2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Теарализованная деятельность складывается из таких понятий как деятельность и театр. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Театр- одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.
В театрализованной деятельности дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, общительности, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости» .[30]
Театральная деятельность это не иссекаемый кладезь для развития речи детей. Обыгрывание стихотворений, сцен, где ребята должны говорить грамотно, раскрывая характер героев, сочетать слова со сценическими действиями, что является сложным, особенно закомплексованным детям. На занятиях оживают куклы, медведи. Приходит настольный театр, пальчиковый, а главное играют дети, надевают маски, превращаются – находятся не на занятие, а в лесу. И вокруг нас не столы и стулья, а сказочная страна. Дети переносятся из обыденности в театр и так хотя бы 5 минут. Таким образом, много ребенок не может говорить, он поставлен в необычные обстоятельства, он невольно говорит выразительно, чего и добиваемся. Как и обычно стоят задачи: научить, закрепить, формировать. [47]
2.2. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
Идеи, представленные в пособии для воспитателей в Молдове «1001 идея», еще раз убеждают нас в том, что детство является одной из стадий больших жизненных циклов, которая характеризуется интенсивным ритмом биологического, психического и социального развития. Этот период долгое время считался этапом, малозначимым с точки зрения психологических приобретений, этапом, на протяжении которого ребенок не делает ничего, кроме того, что… играет! Однако именно игра имеет решающее значение для его эволюции. Обладая множеством валентностей в плане образования, игра выступает в качестве эквивалента «труда взрослого», означая для ребенка саму жизнь. Ребенок живет в игре и посредством игры. В действительности он учится играя, и играет учась, формируя свои когнитивные способности, знакомясь с новыми способами социального взаимодействия и в то же время развлекаясь. [2]
Согласно национальной программе «Куррикулум», где раскрывается новый подход к ребенку,говорится о том, что личность ребенка в ранние периоды выражается в его познавательной и двигательной активности, в потребностях и стремлении их удовлетворить, в эмоциях и импульсах, в избирательности внимания, восприятие, памяти. Настоящий куррикулум раннего воспитания раскрывает ценность периодов раннего и дошкольного детства, выделяет их важность в формировании гармоничной личности, продвигает целостный подход в развитии и равенстве шансов в сочетании с уважением самостоятельности ребенка и его личных запросов. Одним из принципов применения куррикулума воспитания детей раннего и дошкольного возраста является принцип обучения, основанного на игре (игра является основной деятельностью ребенка в возрасте 1-7 лет, через которую он развивается естественным образом; игра, все виды игр (дидактические/спонтанные, практические, манипулятивные, символические) должны быть основой педагогической деятельности всех видов).[1]
Вначале маленький дошкольник играет, маневрируя предметами, а затем развивает свое воображение, имитируя роли взрослых, играя в «доктора», в «маму и папу» и т. д. И только к 5–6 годам открывает для себя игру по правилам и учится создавать гармоничные отношения с другими детьми, подчиняться правилам. Все это поможет детям интегрироваться в общество и развивать свою личность. Возможно, самым важным аспектом игры является возможность ее использования в качестве инструмента воспитания. Во время игры дошкольник знакомится с различным формами, цветами и размерами предметов, а также способами, с помощью которых компоненты сочетаются, чтобы составить одно целое. Вместе с тем, дошкольник учится планировать свои действия, развивать стратегии и оценивать ситуацию, чтобы разрабатывать решения для различных проблем. [3]
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Такую самостоятельность в придумывании сюжета Л. С. Выготский [16] считал особенно важной для дальнейшего формирования игровых навыков и воображения ребенка. О. Акулова описывает особенности данного вида театрализованных игр следующим образом: «Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребенок использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой» [6].
Л. В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой и др.) [9] :
Таким образом, мы выяснили, что творческое воображение в дошкольном возрасте лучше всего развивается в театрализованной игре, отсюда мы выяснили, что театрализованная игра – это востребованный и очень важный вид детского творчества. Занятия театрализованной игрой имеют игровую природу, поэтому они способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Театрализованная игра является уникальным по комплексности воздействия средством развития нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических и, конечно же, коммуникативных качеств старшего дошкольника. Также мы рассмотрели четыре основных принципов организации театрализованной игры, рассмотрели задачи, которые решаются в процессе занятия театрализованной игрой, выделили виды театрализованной игры и рассмотрели классификацию режиссёрских игр
2.3. ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театральной деятельности в детском саду. Этому посвящены работы отечественных педагогов, учёных, методистов: Н. Карпинский, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкарёвой, И. Медведевой, Т. Шишовой и др.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство театрального помещения.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный, детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.
Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.