Лучший педагог года

Курсовой проект «Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы». Часть 2

Светлана Павлова
Курсовой проект «Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы». Часть 2

II. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности

Основная часть

Содержание работы по развитию дошкольников отражена в От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 [стр. 48-137]

Вариативная часть.

Содержание работы по развитию дошкольников отражена в парциальных программах :

Публикация «Курсовой проект „Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы“, Часть 2» размещена в разделах

«Моя республика» (Программа воспитания ребенка-дошкольника/Под рук. О. В. Драгуновой. –Чебоксары. Чувашское книжное издательство. ,1995 год.). [стр. 38]

Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края» : примерная парциальная образовательная программа/ Е. И. Николаева. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд – во, 2015 [стр. 18-19].

Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли» : примерная парциальная образовательная программа/ Л. Г. Васильева. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд – во, 2015. [ стр. 56-63].

2.2 Описание вариативных форм, методов и средств реализации программы.

- Для реализации задач познавательного развития рабочей программы образовательной процесс организуется с направлением на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В ходе работы с детьми используются комплексы методов: Образовательные ситуации – формы совместной деятельности взрослого и детей, наблюдение, экскурсия, решение проблемной ситуации, опыты, коллекционирование, экспериментирование («Какого цвета снег» и др., игра (сюжетная, с правилами, работа в исследовательской лаборатории, беседа, ситуативный разговор. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).

Игровая обучающая ситуация: ситуации – иллюстрации, ситуации - упражнения, ситуации – проблемы, ситуации – сценки. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами). Диалог Наблюдение, труд в уголке природы и на участке. Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность, развлечения.

- Для реализации задач приобщение к социокультурным ценностям рабочей программы необходимо создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Формировать первичные представления о школе. Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем, их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения. Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда. Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.

В ходе работы с детьми используются комплексы методов: Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования, беседа, диалог, ситуативный разговор. речевая ситуация, игровая обучающая ситуация: Ситуации – иллюстрации, ситуации - упражнения, ситуации – проблемы, ситуации – сценки, игры (сюжетные, с правилами, восприятие художественной литературы, связанной с тематикой трудовой и профессиональной деятельности, целевые прогулки, дидактические игры, наблюдения за трудом взрослых (повара и др.)

- Для реализации задач художественно-эстетического развития рабочей программы образовательной процесс организуется на значимых для развития детей эстетической и изобразительной деятельности (восприятие искусства, декоративно – игровая). Названные виды деятельности организуются по рабочей программе в соответствующих вариативных формах: игровая ситуация, игра-экскурсия, сюжетная игра, праздник, развлечение, настольный театр кукол, творческая мастерская, творческое задание. Возможным реализовать содержание рабочей программы создается также благодаря разнообразным средствам художественного развития детей. К ним относятся окружающая предметная художественная и игровая среда; народное искусство (изобразительное, устное, музыкальное); праздники и развлечения, которые обладают особым эффектом введения ребенка в мир искусство народа и развития интереса.

В ходе работы с детьми используются комплексы методов: рассматривание репродукции картин известных российских и зарубежных авторов, многовариантное рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства одного и того же наименования; параллельное рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, созданных разными народами, проживающими в Республике; рассматривание слайд- фильмов; активное использование в работе с детьми художественно- дидактических игр. Для активизации процесса воплощения выразительного образа в рисовании и лепке предусматривается использование такого приема, как показ и объяснение последовательности создания предметов и образов. Рассматривание эстетически привлекательных предметов, игра, конструирование, организация выставок, изготовление украшений. Кроме того, предлагается широко использовать разнообразные методы и приемы, разработанные Р. М. Чумичевой, Т. Г. Казаковой, Г. Г. Григорьевой: метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, который способствует оживлению у них ранее пережитых эмоций в процессе восприятия искусства; метод музыкального сопровождения. Когда при восприятии изделий прикладного искусства звучит музыка, характер и настроение которой созвучны настроению художественной вещи; игровые методы и приемы, которые помогают сосредоточить внимание детей в ходе беседы, создают интерес к произведению, формируют положительное отношение к нему, обогащают содержание рисунка (лепки, аппликации. В ходе работы с детьми предусматривается использование комплекса методов и приемов, разработанных автором рабочей программы : многовариантное знакомство с изделиями национально – прикладного искусства; параллельное знакомство с изделиями национально – прикладного искусства, созданные разными народами, проживающими в республике; рассматривание слайд – фильмов; активное использование в работе с детьми музыкально – дидактических игр.

- Для реализации задач речевого развития программы педагог исходит из эстетической природы слова, широко применяет выразительное чтение, методы и приемы, способствующие развитию воссоздающего и творческого воображения, эмоциональной сферы, самостоятельной интеллектуальной, игровой деятельности детей. В исследованиях Э. К. Сусловой отмечается, что в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста используются помимо устного народного творчества, художественной литературы, следующие средства:

Общение с представителями разных национальностей, игра (обряды, праздники, народные игрушки и национальная кукла, декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка, мини-музеи.

Основными методами формирования у дошкольников 3-4 лет интереса к фольклору и творчеству писателей и поэтов, проживающих на территории Чувашской республики, следующие:

- Чтение, рассказывание детям фольклора, литературных произведений писателей способствует воспитанию интереса к литературе других народов и национальностей.

- Вопросы после чтения произведения направлены на выявление эмоционального отношения к событиям и героям (Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет). Выявление основного смысла произведения, его проблемы, предложить детям послушать фрагмент-кульминацию сказки.

В ходе работы с детьми используются комплексы методов: Рассматривание иллюстраций, игровая ситуация,

дидактическая игра, ситуация общения. восприятие художественной литературы, обсуждение, рассказ, повторное чтение произведения, рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, раскрывают художественные образы, беседа после чтения проблемно-игровые ситуации, специально созданные педагогом для обсуждения нравственно-этических тем в доступной детям форме, игры-драматизации, хороводные, продуктивная деятельность - рисование на темы народных потешек, сказок, иллюстраций к художественным произведениям. участие в постановках мини - спектаклей, пластические этюды, инсценирование произведений, литературно - музыкальные развлечения (в том числе совместно с родителями).

-Для реализации задач рабочей программы образовательный процесс организуется на значимых для развития детей видах познавательной деятельности. Все виды детской деятельности организуются по рабочей программе в соответствующих вариативных формах: рассматривание, наблюдение, игра – экспериментирование, исследовательская деятельность, развивающая игра, экскурсия, ситуативный разговор, рассказ, интегративная деятельность, беседа, проблемная ситуация.

Возможным реализовать содержание рабочей программы создается также благодаря разнообразным средствам развития детей. К ним относятся материальные средства: предметы материальной культуры (натуральные объекты, игрушки, объемные изображения) и идеальные средства обучения: художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры); средства наглядности (картины, фотографии, предметно – схематические модели); средства стимулирования познавательной деятельности (помощь в обучении).

- Для реализации задач физического развития рабочей программы образовательной процесс организуется на значимых для развития детей видах физкультурной деятельности. Виды деятельности организуются по рабочей программе в соответствующих вариативных формах: подвижные игры. Дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры – инсценировки, игра – экскурсия, праздник – ярмарка, праздник, развлечение. Приобщение к физическому воспитанию осуществляется познавательной и двигательной деятельностью. Познавательная деятельность широкое познание детьми традиций физической культуры, атрибутики. Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой. Физических упражнений на прогулке. Физкультурных досугах и праздниках. В которые включены подвижные игры. Особым средством приобщения к физической культуре относятся предметы, которые используются в подвижных играх и физических упражнениях. Приобщение детей к физическому воспитанию происходит через разнообразные формы совместной деятельности взрослого и детей : викторины, конкурсы, праздники. Эффективность физического воспитания детей определяется реализуемыми методами. В качестве методов, применяемых на занятиях физической культуры является методы строго регламентируемого упражнения, игровой и соревновательный.

2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Образовательная деятельность по художественному развитию детей 3-4 лет с учетом возрастных и психологических их особенностей организуется фронтально.

Содержание образования представляется перед детьми через систему тем, которая проецируется на разные виды деятельности (развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, владение речью, как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, обогащение активного словаря, знакомство с книжной культурой, детской литературой. Понимание на слух текстов различных жанров. Художественно-эстетичекое образование представляется перед детьми через систему тем, которая проецируется на разные виды деятельности (развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, мира природы, художественной литературы, фольклора, самостоятельной творческой деятельности (изобразительной).

Содержание познавательного образования представляется перед детьми через систему тем, которая проецируется на разные виды художественной деятельности (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, о людях, объектах окружающего мира, формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, формирование первичных знаний о малой родине и отечестве, формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере).

Задачи рабочей программы реализуются через такие темы недели (месяца) : «До свидание, лето, здравствуй детский сад! (1-11 сентября); «Осень»(12 - 25 сентября); «Я и моя семья» (26 сентября - 9 октября); «Мой дом, мой город!»(10 октября - 13 ноября); «Новогодний праздник» (14 ноября- 31 декабря); «Зима» (1 января - 29 января); «День защитника Отечества» (30 января- 26 февраля); «8 марта» (27 февраля- 12 марта); «Знакомство с народной культурой и традициями» (13 марта- 26марта); «Весна» (27 марта- 7 мая); «Лето» (8 мая- 31 мая). Данный подбор тем основывается на программе «От рождения до школы»/под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Москва, – 3 изд., испр. доп. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ,2015

Кроме того, образовательный процесс детей включает две его составляющие: совместная партнерская деятельность воспитателя с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей. В рамках совместной партнерской деятельности воспитателя с детьми предусматривается календарно-тематический план. Самостоятельная деятельность детей, организованная воспитателем, наполняется образовательным содержанием, которое обеспечивает для них выбор деятельности.

Дни недели

Наименование группы

Младшая группа

Время проведения видов деятельности

Понедельник Художественно-эстетическое развитие: Музыкальная деятельность

8.50 – 9.05

Познавательное развитие:

Приобщение к социально-культурным ценностям (1, 2, 3 неделя,

Ознакомление с миром природы (4 неделя)

9.15 – 9.30

Вторник Физическое развитие: Физическая культура

8.50 – 9.05

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность (Рисование)

9.15 – 9.30

Среда Физическое развитие: Физическая культура

8.50 – 9.05

Познавательное развитие:

Формирование элементарных математических представлений

9.15 – 9.30

Четверг Художественно-эстетическое развитие: Музыкальная деятельность

8.50 – 9.05

Речевое развитие: Развитие речи

9.15 – 9.30

Пятница Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность :

Лепка (1, 3 неделя) Аппликация (2, 4 неделя)

8.50 – 9.05

Физическое развитие: Физическая культура

9.15 – 9.30

2. 4 Способы и направления поддержки детской инициативы:

Особая роль в развитии активности детей отводится разным видам игр (дидактическим, сюжетным, подвижным, которые имеют художественно-эстетическую; речевую и познавательную направленность.

2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Направлениями работы по взаимодействию детского сада с семьями в направлении приобщения детей к познавательному, речевому, художественно эстетическому развитию является привлечение родителей к активному участию в деятельности детского сада (табл.).

Месяц Повышение культуры родителей по познавательному развитию Привлечение родителей к участию в образовательном процессе

Сентябрь Передвижная библиотека семейного чтения

Анкетирование родителей «Мой ребенок: какой он» Рекомендации родителям списка литературных произведений, определяющих круг семейного чтения в соответствии с возрастом детей.

Участие родителей в выставке «Дары осени»

Октябрь Рекомендации «Режим дня в детском саду»

Беседа «Почему ребенок говорит плохо»

Беседа на тему «Условия для художественно-эстетического развития ребенка»

Родительское собрание в игровой форме «Развитие познавательного интереса у детей»

Участие родителей в разучивании скороговорок и потешек с детьми.

Участие родителей в празднике «Осенний бал»

Привлечение и участие родителей в осеннем празднике, оформление декораций, костюмов.

Ноябрь Консультация «Влияние пальчиковой гимнастики для детей» Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»

Консультация на тему «Развитие детской инициативы и самостоятельности в художественно-эстетической деятельности» Фотовыставка ко дню Матери «Мамины помощники»

Участие родителей в выставке рисунков, поделок, посвященных дружбе народов Чувашии, России.

Декабрь Беседа «Пение в помощь речи»

Тренинг «Сотворчество детей и взрослых в продуктивной деятельности»

Консультация на тему «Моя семья»

Беседа «Ребенок и компьютер» Участие родителей в разучивании с детьми песен к Новому году; непосредственное участие в мероприятии, изготовление атрибутов, костюмов, разучивание ролей и репетиции сценариев.

Январь Консультация «Роль книги в речевом развитии детей»

Консультация «Где найти витамины зимой»

Организация на сайте детского сада работы «Домашней школы: игры с народной матрешкой» Участие родителей в оформлении книжного уголка

Участие родителей в развлечении «Сказочный город чудесных игрушек»

Февраль Акция «Наши добрые дела»

Беседа на тему «Нельзя вырастить полноценного человека, без воспитания в нем чувства прекрасного»

Изготовление информационного стенда «Ребенок и чужие люди» Участие родителей в литературной викторине «От добрых дел не устанешь»

Информирование о ходе образовательного процесса. Использование наглядных пособий, картинок, иллюстраций.

Март Консультация «Азбука общения с ребенком»

Презентация «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования»

Беседа «Как правильно одеть ребенка на прогулку весной» Участие родителей в театрализованном представлении детей по сказке «Теремок»

Участие родителей в празднике «Мамочка любимая»

Апрель Беседа «Какие сказки читать детям»

Изготовление папки – передвижки «Правила дорожного движения» Участие родителей в выставке рисунков по теме «Любимый герой наших книг».

Тематическая выставка рисунков «Рисуем вместе с мамой»

Май Консультация «Речь наших детей зависит от нас, взрослых»

Консультация «Пальчиковая палитра»

Консультация «Как избежать неприятностей на природе» Участие родителей в акции «Подари книгу», приуроченной к Всероссийскому дню библиотек.

Участие родителей в акции «Бессмертный полк», посвященный Дню победы.

Итоговое родительское собрание «Успехи детей за целый учебный год. Подготовка к новому учебному году»

Публикации по теме:

Рабочая программа для младшей группы. Часть 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Нижнегорский детский сад «Росинка»» ПРИНЯТО: педагогическим советом МБДОУ.

Рабочая программа для младшей группы. Часть 3 1. Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» Антропометрические показатели (рост,.

Рабочая программа для младшей группы. Часть 4 2. Содержательный раздел. 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка по 5-ти образовательным.

Рабочая программа для младшей группы. Часть 5 2.1.3. Образовательная область. «Речевое развитие» Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения.

Рабочая программа для младшей группы. Часть 6 2.1.5. Образовательная область. «Физическое развитие» Содержание психолого-педагогической работы. Формирование начальных представлений о.

Рабочая программа для младшей группы. Часть 7 3.2 Планирование содержание непосредственной организованной деятельности детей № Образовательная область младшая группа 1 Вид деятельности.

Рабочая программа для младшей группы. Часть 8 Перспективный план по взаимодействию с родителями на 2017-2018учебный год Плановые мероприятия разнообразной направленности и содержания.

Рабочая программа для младшей группы. Часть 2 1.4. Возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей младшей группы. В группе 22 ребенка. Из них 11 девочек, 11 мальчиков.

Рабочая программа второй младшей группы. 1 часть Рабочая программа второй младшей группы (от 3 до 4 лет) Содержание Пояснительная записка • Принципы и подходы к формированию Программы.

Рабочая программа второй младшей группы. 2 часть Планируемые промежуточные результаты освоения Программы Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курсовой проект «Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы». Часть 2
Опубликовано: 7 октября 2018 в 20:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД