Курылева Ольга Николаевна
Психологическая готовность к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Курылева О. Н., Суконкина С. Г. Психологическая готовность к Школьному обучению
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются : личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность) и интеллектуальная готовность.
Публикация «Психологическая готовность к школьному обучению» размещена в разделах
Личностная готовность предполагает сформировать позиции школьника и устойчивые личностные образования, позволяющие систематически обучать ребенка. Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности ребенка, т. е. умения делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель, учебные занятия. В содержании интеллектуальной готовности включают в первую очередь уровень развития психических процессов познавательной деятельности.
Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым можно оценить степень готовности ребенка к школе. Меняются лишь нормы, то есть требуемый уровень развития определенных психологических качеств, но не сами эти качества. К ним относятся:
1. Развитие наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.
2. Развитие произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.
3. Умение ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность внимательно слушать и точно выполнять эти указания.
Недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Для выявления уровня развития этих психологических особенностей Венгер А. Л. предлагает систему из трех методик: «Рисунок человека», «Образец и правило», Графический диктант». Методика проводится в групповом варианте, что существенно сокращает время, необходимое для проведения обследования.
Для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к школьному обучению предлагается учитывать следующее:
- сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;
- для достижения эффективности в обучении необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к занятиям;
- использовать большие воспитательские возможности совместной деятельности;
- при формировании психологической готовности к школе нужно учитывать индивидуально-психологические возможности каждого ребенка, особенность его эмоционально-волевой сферы;
- установление преемственности ДОУ и школы не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения.
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности учащихся начальных классов.
Список литературы
1. Психология : Учебник для студентов сре. пед. учеб. заведений/ И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан – М., Издательский центр «Академия», 1999.-464с.
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.
3. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/ под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988