МААМ-картинки

Проект «Лекарственные растения» для старшей группы

Светлана Поливина
Проект «Лекарственные растения» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

"Лекарственные растения"

Подготовили: Поливина С. Ю.

Бурова М. Д.

г. Балахна

2022 г

Наименование проекта "Лекарственные растения"

Участники проекта :

-дети старшей группы

-воспитатели

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Публикация «Проект „Лекарственные растения“ для старшей группы» размещена в разделах

Срок реализации: краткосрочный (1 неделя)

Актуальность:

У природы много

помощников здоровья,

надо только суметь найти их.

А. К. Цельс

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Гипотеза:

В ходе реализации данного проекта я предполагаю, что дети не только узнают название лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.

Цель проекта :

- Создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений.

- Сформировать представление о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта :

1. Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Познакомить с разнообразием целебных растений, с правилами их сбора и хранения.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Оформить альбом "Лекарственные растения".

Ожидаемые результаты

- Дети научатся различать лекарственные растения, узнают о правилах сбора и хранения.

-У детей сформируется знание и представление о лекарственных растениях, их многообразии и пользе для человека. Дети узнают, что нельзя, рвать растения с корнем и которые занесены в Красную книгу. Будут бережнее относиться к природе. Совместно с родителями создадим Альбом «Лекарственные растения».

План реализации проекта :

Этапы мероприятия сроки

1. Подготовительный Подбор материала по теме: художественной литературы, энциклопедий, стихов, загадок, физминуток, викторин.

2. Основной Беседа: "Что такое лекарственные растения?"

Беседа: "Для чего нужны лекарственные растения"

Беседа: "Друг или враг"

Наблюдения: "Наш верный друг-подорожник"

Викторина :"Зеленая аптека"

Рисование: "Подорожник"

Пластилинография : «Лекарственные растения шиповник»

Аппликация : "Иван-чай. ромашка"

Пальчиковая гимнастика "Цветок", "Ягоды", «Одуванчик»

Подвижная игра: "Раз, два, три- к цветку беги"

Наблюдение за календулой и уход за ней.

Игра: "Определи по запаху" (мята, ромашка, одуванчик)

8-12 августа

3. Заключительный Выставка по пластилинографии, рисованию и аппликации «Лекарственные растения».

12 августа

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Если кто-то простудился

Голова болит, живот

Значит надо подлечиться.

Значит в путь- на огород.

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник

Василек, шалфей и мята.

Вот "Зеленая аптека"

Помогает нам, ребята!

Что такое лекарственные растения?

Лекарственными называются растения, которые применяются для лечения людей, животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств.

Лекарственные растения - это огромная часть природы, окружающая нас, это различные травы, цветы, деревья, кустарники и другие участники растительного мира стоящие на страже здоровья человека.

Поскольку в живой природе все взаимосвязано, лекарственные растения оказывают физиологические воздействия на организм человека, животных и на большое множество микроорганизмов окружающих нас.

Правила сбора лекарственных трав

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Растения там отравлены ядами от выхлопных труб транспорта.

4. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.

7. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку

и за все просит только одного: БЕРЕЧЬ ЕЁ!

Правила хранения лекарственных трав :

Нельзя хранить разные травы вместе, каждому виду должно быть уделено отдельное место.

Отдельно необходимо хранить и отдельные части одного растения (листья, цветки, корни и т. п., поскольку они имеют разные сроки хранения.

Самые идеальные для хранения трав считаются картонные коробки, деревянные ящики, корзинки, полотняные мешочки или бумажные пакетики, поскольку они пропускают воздух.

Периодически травы необходимо проверять, осматривать, перебирать. Если вы обнаружили плесень, то запасы надо выбросить, толку от них уже не будет.

Обязательно подписывайте растения. На любой таре необходимо указать название растения, а также дату сбора или покупки.

Травы сохраняют целебные свойства в среднем до 2 лет,

плоды - до 3 лет, кора и корни - до 5 лет.

История применения лекарственных растений

Уже первобытный человек стал различать растения, которые можно было использовать для уменьшения боли или для лечения ран. Древние люди поступали, как и животные, которые находят в своей среде обитания растения, помогающие вылечить некоторые болезни. Эти наблюдения накапливались и передавались из поколения в поколение.

На Руси говорили: «На всякую болезнь зелье вырастает».

В современной медицине лекарственные растения привлекают к себе большое внимание ученых. В настоящее время в аптеки поступает более 150 видов лекарственных растений.

ФИЗМИНУТКИ

«Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

(приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый- быстрый

(разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

(берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идем мы погулять

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной,

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(загибают пальчики, начиная с большого).

«Мы готовим чай».

Лист малины, лист брусники,

Ложка чайная черники,

Мяты яблочной немножко,

И цветков ромашки ложка.

Сидя в кресле, не скучай,

Мы завариваем чай.

От холодной непогоды

Хорошо добавить меду,

Аромат наполнит дом.

Все довольны будут в нем.

Викторина «Зелёная аптека»

1. Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя- тёплая и нежная, как родная мама.

Ответ: Мать - и – мачеха

2. Это лекарственное растение растёт у дорог, его листья заживляют раны.

Ответ: Подорожник.

3. Сегодня лесная полянка вся желтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы?

Ответ: Одуванчик.

4. Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле.

Золотая серединка

И лучи идут кругом.

Это, может быть, картина?

Солнце в небе голубом.

Ответ: Ромашка.

5. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы.

Ответ: Мята.

6. Это растение с шипами и красивыми цветами, придаёт человеку силы и снабжает организм витаминами.

Ответ: Шиповник.

7. Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов?

Ответ: Ноготки

8. Куда занесены редкие лекарственные растения?

Ответ: Красная книга.

9. В какое время суток нужно собирать лекарственные растения, чтобы они сохранили свои лечебные свойства?

Ответ : В солнечный полдень

Загадки о лекарственных растениях.

1. Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (подорожник)

2. Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

3. Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый… (Одуванчик)

4. Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой. (зверобой)

5. Вкусен чай и ароматен,

С ней легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь?- Запах (мяты)

6. Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (чистотел)

7. Сидит на палочке

В красной рубашке,

Брюшко сыто

Камешками набито. (Шиповник)

8. Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает? (Календула)

Сказка про лекарственные растения (стих)

автор - П. А. Синявский, художники Ю. Кладиенко и Т. Морковкина

В роще вырос можжевельник,

И в тени его ветвей

Появился муравейник,

Поселился муравей.

Он из дома спозаранку выбегает с веником

Подметает всю полянку перед муравейником.

Замечает все соринки,

Начищает все травинки,

Каждый куст, каждый пень,

Каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка

Подметал дорожку.

Вдруг упала с ёлки шишка,

Отдавила ножку.

От волнения сова перепутала слова:

Где же "Скорощьпомая"? Где же "Скорощьпомая"?

Где же "Скорощьпомая", спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой

За лекарственной травой.

Рвут аптечную ромашку,

Собирают зверобой.

Вот из чащи на опушку

Пробирается медведь -

Он решил Медвежье Ушко

На опушке посмотреть.

Зайцы заячьей капустой

Муравья приводят в чувство,

Если б жил в той роще лев -

Предложил бы львиный зев.

На спине у ёжика

Листья подорожника.

Он больному обещает:

От компресса полегчает!

И другое средство тоже

Предлагает муравью:

Вдруг укол тебе поможет?

Я иголку дам свою!

Все больного навещают,

Все больного угощают:

Кто морошкой, кто черникой,

Кто сушёной земляникой.

Даже волк помочь не прочь.

Думал-думал как помочь?.

К муравейнику повез

Волчьих Ягод целый воз.

Но заметила сорока,

Что от волка мало прока,

И спешит по просеке

С новостью на хвостике:

- Я, друзья, не ябеда,

Только Волчья Ягода,

Даже если мытая

Очень ядовитая.

А потом девчонки-пчелки

Притащили мёд в бочонке.

Ничего, что тяжело,-

Лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку

И попьет Цветочный мед.

Значит дело на поправку

Обязательно пойдет.

Все лесные витамины

От брусники до малины

Принесли ему друзья.

Ведь Зеленая аптека

Лечит даже человека,

А не только муравья.

СТИХИ

о лекарственных растениях

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик

Первый, молодой!

У него чудесный

Золотистый цвет,

Он большого солнца

Маленький портрет! (О. Высоцкая)

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице.

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное (Е. Серова).

На полянке невзначай

раскраснелся иван-чай:

«Мой пурпурный цвет, друзья,

обойти никак нельзя.»

Он раскланялся любезно:

«Чай душистый пить полезно!» (А. Алферова)

Добрый день, ромашка,

Белая рубашка,

Желтая середочка,

Листья – словно лодочка (Л. Куклин).

Пусть пижма — скромна,

да лечебная все же,

Не зря же цветки

на таблетки похожи,

Еще — на цыплят,

ярко- желтых пока,

На ощупь — на замшевый

носик щенка (Т. Голикова).

Растет на поле вдоль дорожек

Чудесный доктор — подорожник.

Я вам сейчас открою тайну —

Он здесь дежурит не случайно!

Порежешь палец — он поможет.

Царапинку полечит тоже.

Собьешь коленку — не беда!

Зеленый доктор здесь всегда! (Н. Томилина)

В поле за деревней,

Средь душистой кашки,

Расцветает клевер —

Лучший друг ромашки.

Красные комочки,

Как кошачьи лапки.

Шарики-цветочки,

Запах поля сладкий.

Клевер, безусловно,

Знает млад и стар—

Сено для коровы.

Для пчелы нектар.

Чтобы у коровы,

Молоко рекой,

Нужен ей для корма,

Клевер полевой.

Пусть кружатся пчёлы,

Над клевером цветком.

Мы потом с тобою,

Чай попьём с медком! (З. Трубицына)

«Матушка, родная земля,

Знаю: ты щедра.

Позволь травушку домой унести,

Здоровье обрести»

Вывод:

В ходе работы над проектом научились различать, узнавать растения по внешним признакам, познакомились с их лекарственным значением, правилами сбора и хранения, выявили меры по сохранению лекарственных растений в природе.

Работа помогла понять, что растения являются частью природы и люди должны бережно относиться к ней.

Берегите природу! Будьте здоровы!

Работы детей по пластилинографии, рисованию и аппликации на тему «Лекарственные растения».

Публикации по теме:

Беседа с детьми подготовительной группы «Лекарственные растения на Дону»Беседа с детьми подготовительной группы «Лекарственные растения на Дону» Цель: формировать представления о лекарственных травах Ростовской области. Задачи: Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих.

Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возрастаИндивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.

Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора»Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.

Конспект НОД по формированию целостности картины мира в старшей группе «Лекарственные растения Донской земли» .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лекарственные растения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «ЛАСТОЧКА» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. Задачи: уточнить и расширить представления.

Лэпбук «Лекарственные растения»Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.

Лэпбук «Лекарственные растения»Лэпбук «Лекарственные растения» Работа с лэпбуком — интересное занятие не только для детей. Создание данного пособия является для педагога хорошей возможностью реализовать.

Экологический проект «Лекарственные растения»Экологический проект «Лекарственные растения» Паспорт проекта Тема: «Лекарственные растения» Вид проекта: групповой Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный. Участники: дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Лекарственные растения» для старшей группы
Опубликовано: 17 августа 2022 в 21:25
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Лекарственные растения» для старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Поливина (УИ 382199) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД