Ольга Фёдорова
Лексическая тема «Лето». Планирование для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Лето»
Режимные мо-менты
Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поруче-ния, утренняя гимнастика, КГН, завтрак, НОД, игры
Области
интеграции
Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально – коммуникативное развитие. Физическое развитие. Худо-жественно – эстетическое развитие.
Коррекционная
работа
Вт. Игра – загадка «Дары лета»
Задачи: закреплять знания о природных богатствах родного края. Воспитывать любовь к окружающей среде.
Ср. Упражнение «Каждый цветок на своё место».
Публикация «Лексическая тема „Лето“, Планирование для подготовительной группы» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Планирование в летний период, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Задачи: упражнять детей в количественном счёте. За-креплять названия цветов.
Чт. Упражнение «Повтори без запинки».
Задачи: воспитывать звуковую культуру речи. Разви-вать кратковременную память.
Деревья кусты цветы насекомые; овощи фрукты грибы годы.
Пт. Психоречевая гимнастика.
Задачи: развивать чувство ритма. Отстукать каран-дашом ритмический рисунок двустишия: Все вокруг зазе-ленело, Заалело и запело.
Беседа Пн. «Лето красное идёт!»
Задачи: обобщить представления о лете, его призна-ках, состоянии растений, жизнедеятельности животных. Учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года. Развивать логическое мышление детей, слуховое внимание и память.
Вт. «Вежливые слова»
Задачи: Учить детей правилам этикета, формам и тех-нике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Спо-собствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культур-ным способом, внимательно выслушивать своих собесед-ников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.
Ср. Беседы «Правила дорожные – правила надёж-ные».
Задачи: Расширять представления детей об окружаю-щей дорожной среде и правилах дорожного поведения.
Развивать способность практически применять получен-ные знания в дорожно-транспортной среде. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Чт. «Лето красное»
Задачи: Обобщить представления о лете, его призна-ках, состоянии растений, жизнедеятельности животных. Учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года. Развивать логическое мышление детей, слуховое внимание и память.
Пт. Царство растений – цветы.
Задачи: закрепить знания детей о цветах как предста-вителях флоры Земли, их красоте и пользе. Обобщить знания детей о том, что на нашей планете существует огромное царство растений, а в нём есть три государства – деревьев, кустарников, травянистых растений. Расска-зать детям о великом многообразии цветов – дикорасту-щих и садовых. Развитие мелкой моторики, памяти.
Трудовая
деятельность.
Само-
обслуживание.
Хозяйственно-
бытовой труд.
Труд в природе. Руч-ной труд
Вт. Воспитание навыков самообслуживания.
Задачи: учить аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других людей.
Ср. «Значимость работы дежурных по столовой»
Задачи: развивать трудовую деятельность, воспиты-вать ценностное отношение к собственному труду и его ре-зультатам. Показать значение труда дежурных для самих детей и окружающих, подчеркнуть важность качественного выполнения трудовых операций, самостоятельности.
Чт. Подготовка к ООД.
Задачи: учить планировать работу, понятно рассказы-вать об основных этапах воплощения замысла: уметь дого-вариваться о распределении обязанностей в небольшой подгруппе сверстников, распределяя работу по способу общего и совместного труда.
Пт. Трудовая деятельность в уголке природы.
Задачи: продолжать закреплять навыки ухода за ком-натными растениями: поливать по мере необходимости, определять уровень влажности земли.
Наблюдение
Вт. Изменение долготы дня.
Задачи: учить детей делать выводы по результатам се-рии наблюдений, подтверждать или опровергать выдвину-тые предположения. Формировать представления о роли наблюдений и экспериментирования в получении новых знаний.
Ср. Наблюдение из окна: грозовой ливень.
Задачи: обсудить с детьми, чем отличается грозовой ли-вень от других видов дождей. Формировать здоровьесбе-регающие компетенции, связанные со знанием и примене-нием правил поведения в экстремальных ситуациях: под дождём, градом, при сильном ветре, во время грозы.
Чт. Наблюдение за геранью.
Задачи: продолжать учить детей узнавать данное рас-тение, правильно его называть, называть части растения. Отметить появление бутонов.
Пт. Познавательный рассказ «Перевалка комнат-ных растений».
Задачи: познакомить детей с понятием «перевалка расте-ний», рассказать, чем она отличается от пересадки, когда применяется. Расширять представления о трудовых опе-рациях по уходу за растениями, активизировать познава-тельный интерес, обогащать словарный запас.
Игра Вт. Речевая подвижная игра «Цветики».
Задачи: упражнять в сочетании слов с движением. Им-провизация движений: Землю мы копали, Цветики сажали, чтобы цветики цвели, Мы их поливали. Ай-лю-ли,ай-лю-ли, Цветики у нас цвели.
Ср. Д/и «Что мы будем делать летом?».
Задачи: учить правильно употреблять глаголы в бу-дущем времени. (Мы будем кататься на велосипеде, мы бу-дем купаться в речке…и т. д.)
Чт. Дидактическая игра «Лето дружит…»
Задачи: упражнять детей в составлении предложений о «дружбе» по двум опорным картинкам:
Лето «дружит» с ромашкой, а со снеговиком «не дружит».
Лето «дружит» с самокатом, а с санками «не дружит».
Лето «дружит» с цветами, а со снегом «не дружит».
Лето «дружит» с грибами, а с листопадом «не дружит».
Лето «дружит» с радугой, а с лыжами «не дружит».
Лето «дружит» с солнышком, а со снегопадом «не дру-жит».
Лето «дружит» с насекомыми, а с ледоходом «не дружит».
Лето «дружит» с роликами, а с коньками «не дружит».
Лето «дружит» с грозой, а с сосульками «не дружит».
Лето «дружит» с шортиками, а с шубой «не дружит».
Пт. Какой предмет лишний?
Задачи: расширить словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное вре-мя года.
Ход: предложить ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для игр в заданное время года.
Привитие КГН Вт. «Учимся аккуратно пользоваться туалетом»
Задачи: формировать у детей навык самообслужива-ния. Учить соблюдать правила личной гигиены, пояснить важность их соблюдения, научить действовать аккуратно.
Ср. «Хлеб - всему голова»
Задачи: учить детей правильно есть хлеб (разламывать его пополам, не крошить, размещать его на тарелке или салфетке, контролировать свою осанку во время еды.
Чт. «Обувная полка»
Задачи: учить детей правильно, последовательно и ак-куратно выполнять действия по самообслуживанию после прогулки (тщательно вытирать ноги о коврик, ставить обувь на место, мыть, протирать по необходимости). Учить проверять себя, показать важность, правильность выпол-нения действий по самообслуживанию.
Пт. «В гостях у Мойдодыра»
Задачи: формировать культурно гигиенические навы-ки. Учить применять знания гигиенических норм и правил (мыть руки с мылом по мере необходимости, чистить зубы, полоскать рот и другие навыки пользования предметами личной гигиены). Формировать осознанное отношение к своему здоровью, понимания значимости гигиенических процедур.
Режимные мо-менты
Игры, подготовка к прогулке.
Прогулка: игры, наблюдения, труд, индивидуальная
работа, физкультурно-оздоровительная работа
Области
интеграции
Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально – коммуникативное развитие. Физическое развитие. Худо-жественно – эстетическое развитие.
Прогулка.
Наблюдение
Вт. Наблюдение за одуванчиком
Задачи: уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения);
формировать умение и желание активно беречь и защи-щать природу; закреплять знания о лекарственных расте-ниях.
Ход наблюдения
Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный тол-стый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев. Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от то-го, где растет цветок. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каж-дого листа есть желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цветочный стебель — стрелка: толстая тру-бочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка — корзиночка, наполненная мелкими цветами. Каждый цветок — это трубочка из пяти сросшихся ле-пестков и приросших к ним тычинок. Если, нюхая оду-ванчик, ты поднесешь его слишком близко к носу, то вы-пачкаешься в ярко-желтой пыльце. Во второй половине дня или во время дождя корзинка цветка закрывается, спасая пыльцу от влаги. Зато в ясную погоду уже в шесть часов утра можно любоваться прекрасным цветком. Через некоторое время на месте мелких цветков появляются се-ровато-бурые продолговатые плоды-семена.
Много прозвищ у одуванчика: «подойничек» (потому что сок из сорванного стебля по цвету напоминает моло-ко) и «придорожь» (потому что любит расти у дороги, но самое смешное название этого цветка — «плешивец» (ве-тер дунет — семена разлетаются, а на месте остается голая головка цветка).
Но помните, любоваться лучше растущим цветком, не пы-таясь сорвать и принести его домой: сок одуванчика ис-пачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня, за-вянут
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит одуванчик?
В какое время можно им любоваться?
Какие прозвища есть у одуванчика?
Почему одуванчик относят к лекарственным растени-ям?
Ср. Наблюдение за подорожником
Задачи: продолжать развивать познавательную актив-ность в процессе формирования представлений о лекар-ственных растениях.
Ход наблюдения.
Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает отве-тить на вопросы.
Как называют май в народе? (Цветень.)
Где трава уже появилась, а где нет? (Где солнца много там и трава.)
Где тень и сыро, трава не взошла, почему?
Что происходит с травами после майских дождей? (Они ярче зеленеют.)
Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпук-лыми листочками. Что это? (Подорожник.)
Почему его так назвали?
Что он прячет под листочками? (Влагу вокруг себя для сво-их корней.)
Подорожник поднял листочки, как вы думаете, поче-му? (Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить.)
Кто знает, чем может помочь подорожник?
Чт. Наблюдение за насекомыми
Задачи: уточнить содержание понятия «насекомые»;
научить сравнивать их по существенным общим при-знакам.
Ход наблюдения
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Воспитатель загадывает детям загадки, проводит беседу, предлагает ответить на вопросы.
Худ да тонок,
Голосом звонок,
Летит — распевает,
Сидит — кусает.
Кто его убьет —
Свою кровь прольет. (Комар.)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет —
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза.)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья —
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочки.
Как одним словом называются отгадки? (Насекомые.)
Каких еще насекомых вы знаете? (Гусеницу.)
Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состо-ит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У боль-шинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насе-комых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.
Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.)
Какие изменения происходят в жизни насекомых вес-ной? (Весной из яиц развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и разви-ваются.)
Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у водоемов.)
Как защищаться от насекомых?
Чем питаются насекомые?
Как они передвигаются?
Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют отпуги-вающую окраску, острое жало, выпускают едкую пахучую жидкость.)
Какие насекомые приносят пользу? (Пчелы, бабочка-шелкопряд, муравьи.)
Какие изменения происходят в жизни насекомых осе-нью? (Они забиваются в укромные места и засыпают на зиму.)
Как полезные насекомые спасают сады и леса от насе-комых - вредителей?
Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов нахо-дятся в усах, не такие как у человека, но с помощью этого органа слуха комар-самец находит по звуку свою подруж-ку.)
Почему комаров называют вредными насекомы-ми? (Они разносчики опасных болезней).
Пт. Наблюдение за цветником
Задачи: расширять представления о цветнике весной; закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Назовите садовые цветы.
Назовите полевые цветы.
Где они растут?
Какие цветы вам нравятся? Почему?
Есть ли у вас дома цветы? Какие?
Как вы за ними ухаживаете?
Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?
Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?
Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и за-цвели?
Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?
Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?
Коррекционная
работа
Вт. Исследовательская деятельность
Задачи: определить, какое лекарственное растение пе-реносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках?
Ср. Исследовательская деятельность
Задачи: через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности.
Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорожника.
Чт. Исследовательская деятельность
Задачи: найти божью коровку и определить ее назва-ние. Найти тропу муравья.
Пт. Индивидуальная работа: развитие движений.
Задачи: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе; упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества.
Упражнение «Змея».
Задачи: упражнять детей в ходьбе змейкой между предметами, учить выполнять плавные повороты, огибая предметы, сохранять расстояние между играющими. Спо-собствовать совершенствованию выполнения основных ви-дов движений, формировать правильную осанку.
Трудовая
деятельность (труд в природе, хозяй-ственно-
бытовой труд, са-мообслуживание)
Вт. Трудовые поручения: поддерживаем порядок на веранде.
Задачи: формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление его поддерживать. Учить организо-вывать деятельность группы по наведению порядка, выби-рать наиболее рациональные приёмы работы.
Ср. Трудовые поручения: уборка на участке.
Задачи: учить детей определять, что необходимо сде-лать для наведения порядка в соответствии с сезоном года, погодными условиями, какой инвентарь понадобится. Вос-питывать трудолюбие, формировать культуру труда, учить действовать сообща.
Чт. Трудовые поручения: собирать игрушки, приво-дить их в порядок перед внесением на веранду.
Задачи: совершенствовать навыки ухода за игрушка-ми, учить проявлять в работе самостоятельность.
Пт. Труд в природе: работа в цветнике.
Задачи: закреплять умение работать сообща; форми-ровать знания о росте и развитии растений.
Подвижная
Игра
Вт. – Ср. Подвижная игра «Найди свой бутон».
Задачи: учить различать цветы, действовать по сигна-лу; упражнять в беге; развивать наблюдательность.
Чт. - Пт. Подвижная игра «Перелет пчел».
Задачи: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки; влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая; развивать ловкость, вни-мательность.
Сюжетно-ролевая
игра
Сюжетно – ролевая игра «Летние забавы».
Задачи:
- развивать воображение, внимание, память, мысли-тельные операции, речь. Учить переносить действия в игру, подражая взрослым. Уточнить знания о лете (летом тепло, люди загорают, купаются, ходят в лес за грибами). Учить играть рядом.
- научить детей пользоваться в игре предметами – заме-стителями, понимать воображаемую ситуацию и действо-вать в соответствии с ней;
- учить моделировать игровой диалог;
- закреплять представления о лете, летнем отдыхе, играх и развлечениях;
- уметь отображать знания об окружающей жизни;
- формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе.
Режимные мо-менты
Возвращение с прогулки, КГН, обед,
работа перед сном, релаксация, музыкотерапия,
чтение художественной литературы
Области
интеграции
Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально – коммуникативное развитие. Физическое развитие. Худо-жественно – эстетическое развитие
Режимные мо-менты
Вечер: оздоровительные и закаливающие процедуры, КТН.
Полдник, дежурства, игры, НОД, коррекционный час, самостоятельная деятельность детей, досуги
Области
интеграции
Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально – коммуникативное развитие. Физическое развитие. Худо-жественно – эстетическое развитие
Гимнастика после сна №. Дыхательная гимнастика
Привитие КГН
Вт. Беседа на тему «Важность закаливания»
Задачи: обобщать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни. Рассказать о значении закалива-ния, утренней гимнастики. Формировать представления о том, как нужно одеваться в зависимости от температуры воздуха в помещении и на улице.
Ср. Практическая работа «Уход за кожей рук»
Задачи: учить детей ухаживать за обветренной кожей рук, аккуратно при помощи взрослого обрезать заусенцы, смазывать руки кремом. Помочь детям вспомнить, какие виды деятельности стоит исключить, если у них обветрен-на кожа рук. Формировать осознанное отношение к свое-му здоровью.
Чт. Беседа на тему «Режим дня»
Задачи: уточнять представления детей о том, как пра-вильно построен режим дня, о важности его соблюдения. Предложить рассказать какие трудности испытывают ре-бята если нарушен режим. Активизировать в речи и уточ-нять соответствующие понятия. Формировать осознанное отношение к своему здоровью
Пт. Беседа на тему «Наши зубки»
Задачи: формировать осознанное отношение к здоро-вью. Стремление его беречь. Актуализировать и уточнять представления о правилах ухода за зубами и полостью рта, использования предметов личной гигиены.
Игра
Сюжетно – ролевая игра «Морское путешествие».
Задачи:
- взаимообогащать два вида детской деятельности: конструирование и игру;
- создать условия для использования навыков кон-струирования из крупных блоков игрового модуля в реа-лизации своих замыслов;
- помочь создать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации;
- формировать умение творчески развивать сюжет;
- развивать речевое и ролевое взаимодействие;
- развивать воображение;
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры
Сюжет игры:
строительство корабля – туристическое агентство – путе-шествие на корабле – поиски клада на «Острове сокро-вищ».
Коррекционный
час
Вт. Индивидуальная работа по рисованию «Цветы бывают разными»
Задачи: совершенствовать навыки детей в рисовании цветов в технике «по-мокрому» (используя акварель). Раз-вивать чувство цвета, уверенность в работе с акварелью, используя кисти двух размеров (толстую и тонкую). Разви-вать творческое воображение.
Ср. Индивидуальная работа по лепке «Цветочная полянка» (лепка цветка)
Задачи: упражнять детей в умении декорировать цве-ток. Закрепить умение детей использовать в работе знако-мые приё мы лепки: сглаживание, сплющивание, оттягива-ние.
Чт. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Вспомни и выложи»
Задачи: упражнять детей в выкладывании из цветной мозаики цветов, насекомых. Развивать образное мышле-ние, память.
Пальчиковая гимнастика «Лето» (загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Вот за что люблю я лето?
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре - это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!
Пт. Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»
Задачи: продолжать учить детей понимать жанровые особенности сказки, отличие её от рассказа. Учить пони-мать особенности характера действующих лиц, изображать их эмоциональное состояние с помощью мимики, жеста.
Чтение
художественной ли-тературы Познакомить детей со следующими произведениями:
А. Толстой «Иван да Марья»
К. Д. Ушинский "Лето
Сказка о Лете и его сыновьях.
Л. Аграчева «Одуванчик»
Я. Дягутите «Лето»
М. Познанская «Ромашки»
Задачи: продолжать учить детей слушать и слышать литературное произведение, выделять его основную мысль; учить детей чувствовать и понимать характер об-разов, усваивать последовательность развития сюжета. Совершенствовать умение поддерживать беседу по со-держанию произведения и по иллюстрациям.
Трудовая
деятельность (труд в природе, обще-ственно-полезный труд, самообслужи-вание)
Вт. Уборка в раздевалки: протирание банкеток.
Задачи: закреплять умение планировать коллективную де-ятельность, распределять между собой обязанности.
Ср. Нарезать коктейльные трубочки (для коллек-тивной работы)
Задачи: воспитывать терпение, аккуратность, стара-тельность, трудолюбие.
Чт. Ручной труд. Работа с бумагой «Красивая ваза»
Задачи: учить детей использовать в работе изготовлен-ный шаблон (по своему рисунку). Закреплять навыки сим-метричного вырезания. Развивать смелость и уверенность в работе.
Пт. Труд в групповой комнате : протирание стульев;
Задачи: формировать культуру труда. Учить работать рационально, результативно, в общем темпе.
Досуги
(интеграция с
художественной ли-тературой,
художественным творчеством,
музыкой)
Вт. В гостях у бабушки – Загадушки.
Задачи: продолжать формировать умение слушать загадку, думать, размышлять, находить ответ, обосновы-вая свой выбор. Воспитывать любовь к устному народ-ному творчеству.
Ср. Танец – вальс с цветами.
Задачи: продолжать развивать музыкальные и твор-ческие способности детей, закреплять знание танцеваль-ных движений, воспитывать чувство прекрасного.
Чт. Викторина «Что я знаю и чего я не знаю».
Задачи: углублять и расширять представления об окружающей природе и её охране. Систематизировать зна-ния по теме «Лето». Развивать диалогическую речь, па-мять, логическое мышление.
Пт. Изготовление коллажа «Что я видел на лугу?».
Задачи: упражнять детей в изготовлении летней ком-позиции, используя соответствующие картинки. Развивать фантазию, творческое воображение, чувство цвета, умение работать в коллективе.
Итоговое
мероприятие
Изготовление коллажа «Что я видел на лугу?».
Области
интеграции
Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально – коммуникативное развитие. Физическое развитие. Худо-жественно – эстетическое развитие
Работа
с родителями Вт. Рекомендации.
Предложить родителям посетить цветочные магазины;
Ср. Совместная деятельность.
Подобрать картинки с изображением цветов для со-здания коллажа
Чт. Консультация для родителей «Безопасность детей на водоёмах».
Задачи: познакомить родителей с правилами безопас-ного поведения на водоёмах, напомнить о необходимости их строгого соблюдения.
Пт. Совместная деятельность.
Задачи: побуждать родителей к совместной с детьми деятельности в цветниках, на огородах. Доставить радость от совместного труда.