ольга никольская
Лексическая тема «Сад, огород». Автоматизация звука [С].
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
Формировать семантическое поле слова САД, развитие смысловых связей слов.
Упражнять в практическом изменении и образовании слов.
Коррекционные:
Закреплять произношение звука [С] в слогах, словах, предложениях, фразах, связных высказываниях;
Продолжать развивать фонематические процессы: слух, восприятие, представления; упражнять в звуко-слоговом анализе;
Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать самоконтроль у детей за своей речью и навыки осознанного правильного произношения звуков.
Публикация «Лексическая тема „Сад, огород“, Автоматизация звука [С],» размещена в разделах
Создавать атмосферу дружеского общения и комфортности на занятии.
Оборудование: картинка садовника, схема характеристики звука, картинка сада, огорода, мяч, картинка со слогами.
Ход занятия
1. Дети входят в кабинет.
- Куда мы с вами попали? Что такое сад? (Участок земли, на котором выращивают фрукты и овощи, ягоды, цветы).
2. Послушайте стихотворение:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад,
Не был сад фруктовым,
Был он просто словом.
Это слово, словно корень,
Стало разрастаться вскоре.
И плоды нам принесло.
Стало много новых слов.
3. Скажите, какой звук чаще всего слышался в этом стихотворении? (Звук [С])
4. Расскажите все, что вы знаете о звуке [С]. (Звук [С] – согласный, глухой, твердый, парный – есть мягкий братик [Сь].
5. «Слоги на яблоне»
Этот звук сегодня именинник. Постарайтесь все занятие произносить его правильно. А в этом нам поможет словесный САД. Чтобы в него попасть вы должны прочесть слоги с твердым звуком [С] на яблоках.
6. - Итак, мы попали в сад. Произнесите это слово, четко проговаривая все звуки. Как проверить последний согласный? (дети выполняют звуко-слоговой анализ САД и составляют звуковую схему слова; закрепляют правила: сколько гласных в слове, столько и слогов; способы проверки: прохлопать слово; если согласный вызывает сомнение, много предметов называй ты скорее: сад - сады).
7. - Послушайте, в этом саду еще кто-то есть. Выставляется картинка садовника.
- Как вы думаете, кто это? (Садовник - человек, который ухаживает за садом, садит растения, поливает). Садовник просит помочь ему выполнить работы в саду и рассказать, что вы знаете о саде.
- Ребята, а еще о таком человеке можно сказать по-другому. Скажите на одну ладошку сад, на другую – водит. У вас получится новое слово САДОВОД.
8. «Допиши слово»
если садов много - сады;
маленький сад – садик;
ласково о саде – садочек;
о большом саде – садище.
(дети соединяют стрелками «дописывают» САД с частями: - ы; - ик; - очек; - ище, называют получившиеся слова)
- Что может вырасти в саду? (овощи, фрукты, ягоды, цветы)
9. (Садовник просит о помощи) «Рассортируйте овощи и фрукты” - отобрать только те, в названии которых есть звук С. (Свекла, капуста, фасоль, салат, редис, абрикос, слива, ананас). Дети отбирают нужные картинки.
- Что можно сварить из овощей? (суп). Какие названия супов вы знаете?
(борщ, грибной, гороховый и т. д.).
- А что можно приготовить из овощей: из моркови – морковный салат; из кабачков, капусты, моркови – овощное рагу, из картошки – картофельное пюре.
- Что можно приготовить из фруктов? (сок, джем, варенье, морс).
- Что вы знаете об овощах и фруктах? (капусты не бывает без листьев, у редиса и свеклы красный нос).
- Какой сок из яблока, ананаса, сливы, абрикосов? (яблочный, абрикосовый, ананасовый, сливовый).
- Как вы будете его пить? (с удовольствием, с наслаждением). Покажите. ПСИХОГИМНАСТИКА.
10. «Что выросло лишнее?»
- В саду выросли: сладкая смородина, пестрые астры, сочная слива, свежие огурцы, сухие сорняки.
11. «Опишите словами» САД И САДОВНИКА.
Старый – сад и садовник; скромный – садовник, старательный – садовник, чистый – сад и садовник, усталый – садовник, пустой – сад, тенистый – сад, солнечный – сад, просторный – сад пустынный – сад.
12. – Какие работы можно выполнять в саду? (сажать, растить, полоть, поливать).
13. Когда придет время уборки урожая, что будут делать с ягодами? Снимать.
С яблоками, грушами – срывать, с помидорами, перцами – снимать, капусту – срезать, репу, морковку – выдергивать, выкапывать.
14. Физминутка «СБОР УРОЖАЯ» :
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем,
Мы картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, крепкий, очень вкусный!
Щавеля нарвем немножко –
И вернемся по дорожке!
15. «Закончи предложение» – Ребята, если бы вы были садоводами, что вы хотели бы посадить в своем саду? (семена, кусты, рассаду астры, смородину, сливу) А сорняки?- Куда бы вы стали садить рассаду, астры?
(с опорой на предметные картинки клумба, теплица)
сажать рассаду в …. (теплицу);
астры на ….(клумбу).
16. Игра с мячом «Назови наоборот»
Молодой сад – старый сад
Редкий кустарник – густой кустарник
Тесный сад – просторный сад
Кислая смородина – сладкая смородина
Низкий куст – высокий куст
Солнечный сад – тенистый сад.
17. Садовник благодарит за помощь: Спасибо вам, ребята, что помогли мне выполнить много работ и много рассказали о саде. До свидания! Ой! Эх я, голова садовая! Совсем забыл вас угостить яблоками (убираем картинку садовника).
- Почему садовник так сказал о себе? Уж не в саду ли выросла его голова?
Как по-другому можно сказать? (голова глупая, рассеянная, странная, забывчивая).
18. ИТОГ ЗАНЯТИЯ