Ксения
Конспект занятия по лексической теме «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ввести понятие родственных слов.
Задачи:
Обучающие:
• учить подбирать родственные слова,
• закрепить понимание «часть слова»,
• различать материалы окружающих предметов.
Развивающие:
• формировать навык употребления относительных прилагательных,
• упражнять в словообразовании,
• активизировать словарный запас,
• совершенствовать кинестетическое восприятие,
• развивать зрительное восприятие,слуховое внимание,
• добиваться от детей развернутой фразовой речи,
• расширить представления о зиме.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• воспитывать навыки подгруппового взаимоотношения,
• вызывать положительные эмоциональные чувства к зимней поре, зимним забавам и новогоднему празднику.
Методические приемы:
- оргмомент,
- поручение Снеговику,
- краткая беседа с детьми,
- дидактические игры «Без чего не бывает зимы?», «Волшебный мешочек»,
- вопросы к детям,
- физическая пауза (зрительная гимнастика).
Материалы: предметные картинки с изображением Снеговика, Снегурочки, снежинки, снегопада, снеголепа, снегоката, белоснежки, снегопогрузчика, санок, лыж, ледянки, ватрушки, коньков; приглашение Деду Морозу; «снежок», снежинки; «волшебный мешочек»; предметы из дерева, железа, пластмассы, резины, кожи.
Ход занятия
Орг. момент
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
-А к какому празднику мы готовимся? (К Новому году).
- Без кого не бывает этого праздника? (Без Деда Мороза).
- Давайте позовем Д. М. к нам на праздник.
- Ребята, кто-нибудь знает дорогу к Д. М.?
- Ой, посмотрите, кто это к нам пришел? (снеговик) Он нам и поможет. Но сначала надо выполнить задания снеговика.
- Вы готовы?
Основная часть
1. Игра «Без чего не бывает зимы?»
Логопед предлагает сделать круг. (Дети по кругу передают «снежок» и называют, без чего не бывает зимы)
Зимы не бывает: без морозов, без снега, без сосулек, безо льда, без коньков, без лыж, без ветра, без катка, без снежинок, без сугробов, без снежков, без шапок, без снеговиков, без горок…
2. «Знакомство с новым понятием»
- Ребята, посмотрите, к нам пришла девочка.
- Кто это? (Снегурочка со снежинкой)
- Послушайте: снег, снежинка, снегурочка, снеговик.
--Чем похожиэти слова?
- Есть ли в этих словах одинаковая часть? (снег, снеж)
- Ребята, близкие по значению слова с одинаковой частью живут в одной семье, между собой они родственники. И поэтому называются родственные слова.
- Попробуйте придумать еще родственные слова к слову «снег». (снежинка, снегопад, снеголеп, снегокат, белоснежка, снегопогрузчик)
- А что можно лепить из снега? (снежную крепость, снеговика, снежки, снежную горку)
3. Зрительная гимнастика
Мы снежинку увидали, -
Со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.)
Глазки закрываем,
(Закрыть ладошками глаза.)
Глазки отдыхают.
(Дети складывают снежинки и садятся на стулья.)
4. Игра «Волшебный мешочек»
Дети достают из мешочка предметы и называют их (материал, из которого предметы сделаны) : дерево, пластмасса, резина, железо, кожа.
- Ребята, потрогайте и назовите материал, из которого эти предметы.
- Перед вами лежат картинки. Назовите предметы, которые на них изображены (санки, снегокат, снеголеп, лыжи, ледянка, ватрушка, коньки). Для чего нужны эти предметы?
- Правильно, это предметы для зимних забав.
- Из какого материала могут быть изготовлены эти предметы?
Распределите по группам: деревянные, железные, пластмассовые, резиновые, кожаные.
- В какие зимние забавы вы любите играть?
Итог занятия
- Снеговику понравилось, как мы работали, и он отправляется в путь с нашим приглашением за Д. М.
- Ребята, какие задания мы с вами сегодня выполняли?
- Что нового вы узнали, выполняя задания?
-О каких родственниках вы сегодня узнали?
- Какие слова называются родственными? (близкие по значению, имеющие одинаковую часть).
- Всем спасибо за работу. Я надеюсь, что Д. М. обязательно придет к нам на праздник.