Наталья Сорокина
Ознакомление воспитанников с обережными предметами русского народа. Летопись педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление воспитанников с обережными предметами русского народа.
Воспитатель, Сорокина Н. А.
Летопись педагогической работы по ознакомлению воспитанников с обережными предметами русского народа.
«Согрета человеческим теплом тех рук, что эту куклу создавали».
Публикация «Ознакомление воспитанников с обережными предметами русского народа, Летопись педагогического опыта» размещена в разделах
Национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. В Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве основных принципов дошкольного образования выступают приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёт этнокультурной ситуации развития детей. Культура как основа образовательной стратегии предусматривает многообразие подходов. Одним из подходов в моей педагогической работе по ознакомлению воспитанников с источниками наследия является изучение куклы-оберега, как эффективного средства духовно-нравственного воспитания.
Актуальность педагогической работы :
Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная кукла-оберег, которая была незаслуженно забыта. Однако, имеет место недостаточное внимание педагогов, родителей к использованию куклы-оберега в духовно-нравственном воспитании детей.
Целью моей деятельности последних трёх лет стал поиск новых форм, методов духовно-нравственного воспитания и развития, основанных на этнопедагогике с применением кукол-оберегов в качестве эффективного средства воспитания и познавательного развития детей-дошкольников.
Деятельность по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры начинала с теста-опросника.
Тест-опросник по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом русского народа».
1. Какие предметы домашнего обихода можно было увидеть в крестьянской избе? (Чугунок, ухват, кочерга и т. п.)
2. Что считается самым главным в крестьянской избе? Почему? (печь)
3. Какую одежду носили на Руси женщины? Мужчины?
4. Назовите головные уборы, которые носили девушки, женщины, мужчины?
5. Назовите основные праздники, которые проживали на Руси.
6. Какие блюда готовились на Руси и из чего?
7. Назовите жанры устного народного творчества (с примерами?
8. В каком порядке садились за стол? Кто садился первым? Почему?
9. В какие игры играли дети славянские?
10. Как назывались игрушки, куклы?
На первом этапе работы мы с родителями постарались путём анкетирования выявить знания наших воспитанников о народной кукле. Полученные результаты говорили о том, что эта игрушка детям практически не известна, да и для нас многое было новым.
Формировала у воспитанников систему знаний о традиционном крестьянском быте, положительное отношение к старинным традициям, к культурному историческому наследию:
Беседы: «Быт русского народа», «Праздники на Руси», «Чем играли наши прабабушки», «Зачем нашим предкам были нужны куклы».
Рассматривание альбомов: «Русская изба», «Согрета человеческим теплом тех рук, что эту куклу создавали».
Просмотр презентаций: «Праздники на Руси», «Как жили люди на Руси», «Откройте бабушкин сундук, и вы увидите, что тут».
Составление творческих рассказов: «Что мы знаем о русской избе», «Домашний очаг», «Утварь славянского народа.
Знакомила с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания традиционных народных кукол, материалов из которых они изготавливались (тряпичных и кукол с использованием природного материала, их смыслового значения для людей:
Знакомство с историей кукол: «Крупеничка», «Кубышка – травница», «Пеленашка», «День и Ночь», «Мартинички», «Кувадка».
Проектная деятельность: «Секреты бабушкиного сундука», «Как жили люди на Руси», «Путешествие в прошлое куклы», «Куклы наших предков», «Тряпичные куклы-обереги».
Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги», «Куклы в русских народных играх и обрядах».
Исследование обережной куклы : знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
Дидактическая игра: «Народные промыслы», «Что из чего».
Развивала у воспитанников мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, природным материалом на занятиях по изготовлению рукотворных обережных кукол :
Рисование «Нарисуй куклу-оберег», «Кукла в национальном костюме»и т. п.
Рисование наряда для куклы (роспись фартука платочка из ткани).
Аппликация «Украсим кукле фартук».
Лепка: «Моя любимая кукла».
Конструирование: «Домик для кукол», «Брёвна для избы из цветной бумаги», «Русская изба»,
Изготовление кукол: «Столбушка», «Ангел», «День и ночь».
Ручной труд «Без иголочки и ниточки».
Дидактическая игра: «Закончи узор», «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись», «Узнай элемент узора».
Повышение речевой активности, расширение объема словаря, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие диалоговой, связной речи, развитие понимания речи:
Ознакомление с художественной литературой: М. А. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек». Стихотворения о матрё шке и куклах: В. Приходько, Т. Ладонщиков.
Чтение русских народных сказок : «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла Пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы, индийская сказка «Кукла», норвежской сказка «Куколка в траве».
Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле-обереге.
Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа : «Коляда! Коляда!», «Как на Масляной неделе…», «Масленица».
Развлечение: «День рождения куклы».
Хороводы: «Как пошли наши подружки», «С вьюном я хожу» хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…».
Пальчиковые игры: «Напёрсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы».
Повышала двигательную активность детей посредством знакомства с русскими народными играми в процессе занятий с использованием рукотворных обережных кукол : «Ой, что за народ!», «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки», «Бояре», «Ручеёк», «Гори, гори, ясно», «Невод», «Водяной», «Бой петухов», «Чехарда», «Волк и дети», «Колдун». Практически все дети в те времена играли в подвижные игры. Эти игры учили ловкости и находчивости. Например игра в бирюльки – подразумевала разбирание соломинок с помощью соломенного крючка. Так как это достаточно сложное дело – такая игра еще и развивала усидчивость. Помимо этой игры были популярны горелки – в наше время на эту игру похожи салочки. То есть надо догнать и осалить другого участника игры. Игра в лапту считалась исключительно мужской. Мячь, биты, две команды - вот основа игры. Кинуть мячь, отбить его битой и добежать по полю без осаливания мячом в обе стороны. Это приносит команде очко. В жмурки играют до сих пор – игра в догонялки, только основной игрок должен быть с завязанными глазами. Сначала его раскручивают. Он пытается поймать тихо сидящих других игроков и осалить кого-нибудь и обязательно узнать его. Осаленный становится основным игроком, ему завязывают глаза и игра продолжается. На Руси было много подвижных игр. Но большинство из них групповые – не принято было играть в одиночку, шумные веселые компании были основой все игр и развлечений. Как и всей жизни на Руси.
Сотрудничала с родителями детей:
Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей», «Народная кукла в играх современных детей».
Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т. д.).
Мастер-класс: «Изготовление куклы «Кувадки».
Выставка обережных кукол, изготовленных совместно с детьми ««Рукам – работа, душе – праздник!».
Знакомство с историей славянского народа посредством «Семейной библиотеки».
Составление творческих рассказов на тему «Моя любимая игрушка».
Создание в группе мини-музея «Коляда».
Привлекала родителей детей к взаимодействию с социальной структурой: городским краеведческим музеем.
У Верхнесалдинского краеведческого музея сложилась традиция проведения праздника «День семьи, любви и верности» в дошкольном учреждении. Так, в 2014 году родители, бабушки и дедушки вместе с детьми участвовали в мастер-классе, который проводил музейный персонаж «Кузя».
В 2015году, в краеведческом музее состоялся мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов «Колокольчик». Пришедших на мастер-класс ждал увлекательный рассказ о традиционных обережных куклах. Познакомились участники с куклой Десятиручкой, куклой Колокольчиком, Кувадкой, Берегиней, куклами Неразлучниками. Для изготовления была выбрана кукла Колокольчик. Самым интересным был, конечно же, момент изготовления кукол-оберегов : работа очень кропотливая и аккуратная. При их создании не применились ни иглы, ни ножницы. Все участники остались довольными результатами своего труда.
В 2016 году взрослые с детьми познакомились с выставкой музея «Домашний очаг прошлого столетия», где экскурсовод поведал о разных предметах быта древних славян Руси.
И в это «лето – время» 2016 года с малышами продолжаю свою деятельность по применению форм, методов духовно-нравственного воспитания и создания оптимальных психолого-педагогических условий для их полноценного развития.
Уже прошла летняя выставка «Наши руки не знают скуки», пополнившая мини-музей «Коляда» новыми куклами-оберегами. Педагогическую работу необходимо продолжать, так как применение рукотворных обережных кукол, позволяет сделать процесс воспитания детей более мотивированным и результативным. И помогает активнее включать родителей в процесс развития способностей детей, формировать у них чувство ответственности за воспитание своего ребёнка.
И, конечно же искать новые формы по включению народных кукол в воспитательно-образовательную работу с детьми – дошкольниками уже с раннего возраста.