Светлана Ананьина
Личностно-ориентированный подход при использовании технологии оригами в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированный подход при использовании технологии оригами в образовательном процессе ДОУ
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. При недостаточном развитии мелкой моторики дети часто чувствуют себя неуверенными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его само-оценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.
Публикация «Личностно-ориентированный подход при использовании технологии оригами в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня, как педагога заинтересовала возможность использования оригами для развития мелкой моторики, точности движений пальцев рук, мышления, памяти, улучшения внимания и творческих способностей. Все эти качества необходимы для дальнейшего обучения в школе.
С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путё м исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Для педагогов оригами – уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта.
Занятия оригами полностью соответствуют требованиям современного детского сада, так как они являются личностно-ориентированными и обеспечивают дифференцированный подход к воспитанникам. В процессе занятий каждый ребенок может работать на своем уровне сложности и с учетом своих психологических особенностей.
Оригами способствует развитию всех свойств внимания, особенно концентрации. Каждый этап складывания фигуры требует зрительного и мысленно-го сосредоточения. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, внимательность, самоконтроль.
Свою работу по данному направлению я построила на главных методических принципах с учетом возраста детей, провела диагностику по выявлению умений детей работы с бумагой, по степени усложнения заданий.
По результатам диагностики было выявлено не достаточно сформированное умение работы пальцев рук, концентрации внимания, мышления.
Цель моей работы – развитие творческих способностей детей, средствами бумажной пластики и оригами с использованием личностно –ориентированного подхода.
Задачи:
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Познакомить детей с различными приемами работы с бумагой.
Закреплять знания детей по основным геометрическими понятиям: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, способствовать созданию игровых ситуаций.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей, совершенствовать трудовые навыки.
По данной теме я работаю уже третий год. Начинать занятия необходимо со средней группы, в основном они проходят в свободной деятельности, вне основных занятий, один раз в неделю. Два раза в год проводится мониторинг знаний и умений детей и ставятся задачи на следующий год. На первых занятиях я уточняю знания детей о геометрических фигурах, их умении перегибать и складывать бумагу пополам и по диагонали. Многие поделки изготавливаются на основе базовой формы «квадрат».
Для разминки, в начале занятия, используются пальчиковые упражнения. Они могут быть как со словами, так и без речевого сопровождения. В результате постоянного включения в занятия пальчиковых игр кисти рук при-обретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Для изготовления фигурок в стиле оригами квадрат можно складывать не-сколькими способами. Получившиеся заготовки, называются базовыми формами.
Особое внимание уделяется использованию игровых приёмов, художественного слова. Благодаря проведению занятий в игровой форме, дети к концу года с лёгкостью осваивают основы складывания оригами. От сделанной фигурки у ребенка возникает желание заниматься дальше, даже дома старается повторить то что делали в садике. Ребёнок должен получать радость от занятий, радость оттого, что у него всё получилось. Поэтому сложенные фигурки мы можем раскрасить, украсить, оживить любыми средствами. После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает! Дети начинают играть со своими изделиями. Ребята проговаривают реплики, они вступают в языковое общение друг с другом и со своими работами.
При планировании подбирается, в соответствии с темой, стих, загадка или сказка, которые помогают создать игровую мотивацию («лесная сказка», «сказочные домики», «рыбки в море», «отправляемся в космос).
Для оформления объёмных фигурок готовятся «полянки», «озёра», т. е. плоские подставки, к которым и крепятся поделки, а плоскостные – становятся основой аппликаций.
Бумага - доступный для ребенка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании.
Занятия по изготовлению поделок оригами не только воспитывают аккуратность, но также формируют ловкость пальцев и кистей ребенка, способствует развитию основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, улучшает восприятие, формирует у ребенка навыки пространственной ориентации, стимулирует речевое развитие.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., развивает глазомер, активизирует мыслительные процессы, обогащает словарь специальными терминами.
Техника оригами требует работы обеих рук, что дает возможность ориентироваться в пространстве (вправо-влево, вверх-вниз). К концу учебного года кисти пальцев становятся более ловкими, точными.
Оригами стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать по-делку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; дети быстро освоили величину (большой - средний - маленький квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, геометрические фигуры.
Дети, которые занимаются оригами, легче осваивают технику письма.
К каждому ребенку имеется свой индивидуальный подход, при котором он чувствует свою уверенность и то что у него все получится. Появляется уверенность в себе, своих силах, умение сосредотачивать внимание. Особенно запоминающимися в работе с детьми оригами стали такие работы как «Домики», «В осеннем лесу», «Ёлочка», «Рыбки в море», «Ракеты», «Зубастики». Ребята радуются, что с легкостью овладевают техникой и способами складывание, сгибание, склеивание, надрезание бумаги. Я надеюсь, что это увлечение им поможет в школе и в жизни.
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.
Результаты мониторинга детей при освоении техники оригами.
Высокий Средний Низкий
1 год обучения (5-6 лет)
Начало года 0% 32% 68%
Конец года 23% 77% 0%
2 год обучения (6-7 лет)
Начало года 25% 75% 0%
Конец года 72% 28% 0%