Консультация «Личностные особенности родителей»

Ирина Риманова
Консультация «Личностные особенности родителей»

Психологические типы матерей

Захаров А. И. - Происхождение детских неврозов и психотерапия

Условно можно выделить следующие психологические типы или образы матерей детей с неврозами.

"Царевна Несмеяна". Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Никогда не смеется, любит иронизировать. Имеет навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка. Часто поступает подчеркнуто правильно, но, что называется, "без души" и учета реальных обстоятельств. Именно о такой матери мальчик 7 лет сказал: "Мне хочется, чтобы мама была ко мне всегда доброй, чтобы она меня не ругала, чтобы она меня ласкала, не била, просто бы сказала спокойно и все".

"Снежная Королева". Любит повелевать, держит всех на расстоянии, жестока и непреклонна, внутренне холодная и неотзывчивая, расчетливая и эгоистичная, равнодушная к страданиям других, считает ошибки заблуждениями, недостатки - пороками, а любую критику в свой адрес - злым умыслом.

"Спящая Красавица". Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная, нарцистическая (самовлюбленная) натура, пребывающая в плену своих идеализированных представлений, ждущая своего "принца", разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой.

Общее между тремя психологическими типами матерей можно систематизировать по следующим пунктам: "Она всегда молода и прекрасна", исключительно много времени уделяет себе, исходит только из своей точки зрения, хочет покровительствовать, высокомерна, претенциозна по отношению к другим, которых всегда считает ниже себя, стремится во что бы то ни стало господствовать или доминировать среди окружающих, не переносит невнимания к себе и больше всего на свете боится остаться одна, без восхищения и признания со стороны других.

"Унтер Пришибеев". Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива и раздражена, придирчива и нетерпима к слабостям и недостаткам, часто прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое.

"Суматошная" мать. Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает в трагедию, из ничего создаст проблемы и на них же бурно реагирует.

"Наседка". Жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, не отпускает детей от себя, сопровождает каждый их шаг, предохраняет от любых, в основном кажущихся, трудностей, стремится заменить собой сверстников, все сделать за ребенка, но только не способствовать его самостоятельности и активности.

"Вечный ребенок". Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей - обузой, себя - жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, покровительства. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их "на поруки" кому-либо, страдая при этом от своего чувства бессилия и беспомощности.

Приведенные психологические портреты следует интерпретировать как дополняющие друг друга психологические образы или тенденции в отношении матерей к детям. Наиболее типичен образ Царевны Несмеяны. Образ Снежной Королевы представлен лишь фрагментарно, являясь, скорее, психопатической, чем невротической, транскрипцией отношения, как и жестокость, неприятие, безразличие, которые присутствуют у шизоидных, паранойяльных и асоциально-попустительствующих матерей.

Литература: Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с. Взято из стр. 210-211.

Психологические типы отцов

Справедливости ради вспомним и о папах. Детский психолог Алла Барканова, базируясь на профессиональных наблюдениях, выделила следующие типы отцов, стиль поведения которых может навредить ребенку.

"Папа-мама". По-матерински заботливый папа. Все функции матери берет на себя. Пытается быть папой и мамой, а это ему не всегда удается. В такие моменты бывает несдержанным, вспыльчивым, злым. Когда же все ладится, он добрый, отзывчивый, очень заботливый. Ребенок, общаясь с таким папой, все время зависит от его настроения. А оно — как контрастный душ: то холодно, то горячо. И почти нет золотой середины.

"Мама-папа". Главная забота у такого отца — угодить ребенку, поэтому тот часто сидит у него не только на шее, но и на голове. Он заботлив и нежен с малышом, все ему позволяет, все прощает. Однако эта мягкость иногда оборачивается негативной стороной в процессе воспитания детей.

"Карабас-Барабас". Отец-пугало, злой и жестокий, признающий всегда и во всем лишь ежовые рукавицы. Он наказывает за любые проступки. Его боятся. Этот страх загоняет душу ребенка в тупик. Он копится и рано или поздно прорывается наружу в виде ненависти.

"Крепкий орешек". Никогда не идет на компромиссы, даже если не прав; принципиален во всем. Признает только правила без исключений. Он — неприступная крепость.

"Попрыгунья-стрекоза". Это папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его жизнь должна протекать без забот, как текла до рождения ребенка. Он не может лишиться чувства свободы. Для него эталон — холостяцкая жизнь без детей, ведь ребенок — тяжелая ноша. Эту ношу пусть несет мама. А ему неприятны капризы и сюсюканье. При первой возможности превращается в приходящего папу.

"Рубаха-парень". На первый взгляд кажется, что малышу повезло с папой — он как брат, как друг. С ним всегда интересно, легко и весело. В любой компании он свой, с каждым найдет общий язык. Но общение вне семьи порой его так увлекает, что он забывает на время о собственном долге отца, что, конечно, не нравится маме. Она затевает скандалы. Ребенок же живет в атмосфере конфликтов, где-то втайне сочувствуя папе, но не в силах что-либо изменить.

"Ни рыба ни мясо". Папа, не имеющий собственного голоса в семье и способный лишь подпевать в хоре, где солирует мама. Даже в самые тяжелые моменты он не перейдет на сторону ребенка, чтобы ему помочь, боясь испортить отношения с женой. И малыш никак не понимает, есть у него папа или нет.

Автор: Валерия САВЧЕНКО

Источник: "Зеркало недели"

"Папа под каблуком". Правом голоса в таких семьях обладает не супруг, а его жена. В данном случае, в глазах ребенка, папа - сам ребенок, поскольку мама всегда говорит ему, что нужно делать. Поэтому папа также нуждается в маме, считают малыши. Относительная "неуравновешенность" отца - плохой пример, плохая модель для семьи, для детей.

Источник: библиотека журнала "Домашняя энциклопедия для вас"

Типы воспитания ребенка в семье

Понятие типа воспитания

Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Стиль семейного воспитания представляет собой систему приемов и характер взаимодействия родителей (старших) и детей. Он во многом определяется личностными ресурсами семьи, которые, с одной стороны, зависят от состава семьи (полная или неполная семья, многодетная семья, наличие близких родственников - братьев, сестер, бабушек, дедушек и пр., а с другой - от состояния здоровья, образования, индивидуальных интересов, уровня притязаний и т. д. старших членов семьи. Одна из важнейших характеристик - отношение старших к младшим, как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании.

Определенную роль в формировании стиля семейного воспитания играют и материальные ресурсы (затраты на питание, одежду, возможность приобретать игрушки, книги, аудиовизуальную технику и пр., наличие у младших персонального пространства - комнаты, детского уголка, своего письменного стола и пр.).

Основные типы (стили) негативного воспитания ребенка в семье

Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Выделяются четыре типа воспитания (Г. Крайг, 2000).

Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).

Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).

Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).

Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э. Г. Эйдемиллер, 1996):

• уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;

• полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);

• степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;

• степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;

• строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;

• устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний,. резкости смены приемов воспитания.

При помощи разработанного Э. Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) можно установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье.

Типы негармоничного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция.

Стиль семейного воспитания в зависимости от меры его «жесткости – мягкости», в педагогической литературе определяется как авторитарный, демократический или либеральный - с веером промежуточных вариантов. Например, для авторитарного воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, контролировать их поведение, интересы и даже желания. Ему присуща строгость и безаппеляционность суждений родителей. Угроза с целью принуждения выступает его главным средством. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, поощрять их инициативу и самостоятельность. Взрослые не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними авторитарного стиля, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия в воспитании определяется не только старшими, но и младшими, которые часто выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двусторонний характер: от старших к младшим и наоборот.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество и нерациональную терпимость в отношениях с детьми. Его источником преимущественно является чрезмерная родительская любовь. Коммуникация преимущественно направлена от ребенка к родителям. При реализации данного стиля семейного воспитания дети зачастую растут неорганизованными, недисциплинированными и безответственными.

В реальности авторитарный, демократический и либеральный стили в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно практикуются компромиссные варианты, старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - либеральна).

Литература:

1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.

2. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семенная психотерапия. – СПб.: Речь, 2006, 352 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Возрастные особенности детей 4—5 лет Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом.

Консультация для родителей «Особенности современных детей» Консультация для родителей. (круглый стол) Тема: «Особенности современных детей». Задачи: 1. Познакомить родителей с особенностями воспитания.

Консультация для родителей «Особенности развития детей 2–3 лет» Возрастные и индивидуальные особенности детей 2 – 3 лет На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее, у детей ведущим видом деятельности.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Личностные особенности родителей»
Опубликовано: 7 декабря 2018 в 18:59
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок в день Николая Чудотворца»
19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День Святителя Николая. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей и...
Конспект по познавательной деятельности «Зимующие птицы»
Конспект занятия по познавательной деятельности " Зимующие птицы" Цель -Создание социальной ситуации для развития у детей представления о зимующих птицах...
Проект в подготовительной группе «Новогодний калейдоскоп».
Цель публикации: Распространение опыта педагогической деятельности среди сообщества коллег. Характеристика проекта Вид проекта: информационно –...
НОД Еолчка-красавица!
В рамках тематической недели «Пришла зима», мы провели НОД "Елочка- красавица Цель. расширение представлений детей новогоднем празднике. Задачи: вызвать...
Консультация для родителей «Чем кормить птиц зимой»
Консультация для родителей "Чем кормить птиц зимой" Эта консультация, конечно, не по моему профессиональному профилю, но у меня есть друзья-экологи,...