МААМ-картинки

Личностные трудности, влияющие на характер ребенка

Ирина Климина
Личностные трудности, влияющие на характер ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Личностные трудности, влияющие на характер ребенка

Способность к общению не является врожденным, а формируется в процессе приобретения жизненного опыта. В формировании представлений о себе и своих возможностях играет взрослый. Однако недостаточно контактировать ребенку только с взрослым, взаимодействие со сверстниками и другими детьми составляют важную сферу контактов ребенка, в результате чего формируется его представление о себе и собственных возможностях.

Неумение организовывать общение с другими детьми, способствует появлению замкнутости или чувства отверженности.

Публикация «Личностные трудности, влияющие на характер ребенка» размещена в разделах

Педагоги и родители помогают освоить новые взаимоотношения, адаптироваться, приобрести новых друзей в условиях детского сада.

Нельзя забывать, что некоторые трудности в поведении детей носят временный характер, кризисы развития 1 года, 3 лет, 7 лет. Эти периоды свидетельствуют о развитии личностного и психического процесса.

Известный отечественный психолог М. И. Лисина, описывал что дети в первые год-полтора, когда ему требуется помощь в предметных действиях, предпочитает действовать по подражанию взрослому. В это время он начинает отделять общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих действий. Важно в это время не ограничивать появившуюся самостоятельность ребенка, и его инициативу., так как для него важно приобрести собственный опыт.

В младшем и среднем возрасте от 3 до 5 лет в основе лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Это связано с тем что ребенок отходит от простого манипулирования и расширяет границы своего кругозора, переоценка своих возможностей. Положительные взаимоотношения с родителями помогают легко вступать в контакт с окружающими. Авторитетные родители способствуют формированию у ребенка притязания на признание.

К концу дошкольного возраста от 5 до 7 лет у детей возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Ребенок обращает внимание на те взаимоотношения, которые существуют в его семье. Общение базируется на личностных мотивах и протекает на фоне разнообразной деятельности. Теперь ребенок самостоятелен в познании себя и других людей, стремится достичь взаимопонимания и сопереживания. Это свидетельствует внутренняя готовность ребенка разобраться как думает и чувствует другой человек. Именно эти дети задают уточняющие вопросы, интересуются, что думает взрослый, сопоставляет мнение взрослого со своим. В это время дети старшего дошкольного возраста осваивают правила поведения, осознают свои права и обязанности, долг и ответственность. Сравнивая свое отношение к поступкам других с оценками взрослых, ребенок постигает основы социального поведения, проверяет правильность своих взглядов. Доверие и искренность – вот основа отношений взрослого и ребенка.

К 6-7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности – учебной. У ребенка формируется отношению к взрослому как к учителю, и о себе как об ученике. Психологическая готовность ребенка к обучению – эта сумма его достижений за предшествующие периоды психического созревания.

Однако нарушения могут проявиться в следующем:

Неспособность сопереживать при прослушивании сказок, просмотров мультфильмов.

Неумение регулировать свои эмоции и поведение.

Проявление отрицательных эмоций и страхов.

Далее рассмотрим нарушения, которые вызывают трудности в общении у дошкольников, и способы их коррекции.

Агрессивное поведение ребенка как самозащитное поведение направленное на достижение цели, враждебная агрессия которая проявляется в форме драк, разрушительных действий, либо ругани, дразнилок, оскорблений.

Причинами являются неуверенность в себе, боязнь быть обиженным, протест против ограничений и др.

Общая тактика с агрессивными детьми состоит в том, что научить ребенка выражать свое неудовольствие в приемлемых формах.

Основные направления содержания коррекционной работы:

1. Конструктивное вмешательство с целью снижения переживания чрезмерного неудовольствия

2. Удовлетворение потребности в активности самостоятельности исследовательской и познавательной деятельности

3. Конструктивное определение пределов разрешенного

4. Обучение ребенка приемлемыми выражению враждебности

5. Участие в его переживаниях

6. Гармонизация отношений родителей и детей

Замкнутый ребенок как бы отгораживается от окружающего его социума и приспосабливается жить в одиночестве. Причиной замкнутости могут быть, недостаточное эмоциональное общение и игнорирование в семье, маленький опыт общения, неумение обратиться к людям, получивший стресс. Потребность в общении подавляется. У такого ребенка сниженный эмоциональный тонус, он не проявляет интереса к играм, занятиям, послушен. Может грызть ногти, раскачиваться, дергать себя за волосы. Идя с таким ребенком на контакт, может расценить это как вторжение в его личный мир, он будто не нуждается в добром слове.

Первостепенной задачей взрослого, установить доверительные отношения. Хотя это не просто, необходимо совместное действие, способное заинтересовать ребенка, учитывая его интересы. Это освободит ребенка от скованности и увлечет его. Стараться достичь удовольствие ребенка от совместной деятельности, усиливая эмоции выражением собственной радости, показать насколько эффективно играть с другими детьми. Тогда закрепится у ребенка потребность в общении с окружающими.

У гиперактивных детей наблюдается двигательная расторможенность, неустойчивость внимания, повышенная утомляемость, им трудно сосредоточиться, для них значимо «Я хочу». Эти дети не могут регулировать свое поведение и выполнять правила. В основе такого синдрома – микроорганическое поражение головного мозга, возникшее в результате осложненных родов, физические и психические травмы. Коррекционная работа с такими детьми эффективна при совместном взаимодействии психоневролога. Учитывая особенности нервной системы, давать ребенку задание надо поэтапно, инструкции должны быть простыми и краткими, чередовать активность и деятельность. Например, послушать, пересказать, рассмотреть картинку, нарисовать, поиграть. Такое чередование поможет ребенку получить опыт, поддержать его интерес. Для игры с правилами, взрослый выступает организатором и участником. В роли организатора следит за соблюдением правил, оценивает, как участник показывает правильные действия и вызывает интерес к игре. Правила надо выделять постепенно, в ходе игры, опираясь на опыт ребенка. Очень полезно обсуждать действия с ребёнком, такая рефлексия позволяет ребенку самому контролировать свои действия

Неадекватная самооценка ребенка может стать началом серьезных трудностей при общении с окружающими. Ребенок сравнивает себя с другими, проверяет границы своих возможностей и способностей. Таким образом у ребенка складывается представление о себе, на основе чего строит свои отношения с окружающими. Самооценка ребенка может быть либо завышенной, либо очень низкой. Для детей дошкольного возраста характерна недифференцированная завышенная самооценка., к 7 годам он ограничивает отношение к себе от оценки своих поступков. Завышенная самооценка может быть следствием воспитания, по типу кумира, вседозволенности. В таких случаях ребенок стремится быть лучше всех. При работе с такими детьми помочь п налаживать отношения с другими детьми, формировать уважительное отношения, сопереживание, принятие. Дать ребенку понять, что каждый ребенок особенный и сравнивать детей нужно только с самим собой. Использовать ролевые игры, в которых ребенок увидеть свое поведение, расширять поведенческий репертуар путем моделирования ситуаций.

Дети с заниженной самооценкой неуверенны, обидчивы, ранимы, неохотно вступают в контакт. Корректировать таких детей надо воспитательными воздействиями – подчеркиванием успехов его достижений, выражать уверенность в его возможностям, поощрять инициативу, формировать адекватное отношение к успехам и неудачам. Давать ощущение, что его любят всегда, даже если у него что-то не получается. Создавать условия успешности ребенка во время игр, улучшать отношения внутри детской группы, тем самым повышая уверенность ребенка в самом себе.

Важно помнить, что дети не имеющие навыков конструктивного общения, с низким уровнем коммуникативных навыков и социальных умений можно помочь, выстраивая специально организованной работы с детьми дифференцированно.

Публикации по теме:

Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная.

Отчет о проекте «Скоро в школу» Проект "Скоро в школу" Цель: проекта: «Воспитание положительного отношения к школе у детей старшей группы компенсирующей направленности».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Личностные трудности, влияющие на характер ребенка
Опубликовано: 26 августа 2014 в 10:39
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Личностные трудности, влияющие на характер ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Климина (УИ 225441) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД