Наталья Попова
Консультация для педагогов «В начале всего лежит удивление»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Размышления старого педагога-ворчуна»
Жизнь… Она идет? Или летит? Или еле-еле шаркает ногами? Кто ответит на этот вопрос? Наверное, никто. У каждого из нас свой взгляд. Наверняка, найдутся те, кто начнут спорить и доказывать, что только их мнение единственно правильное. А надо ли спорить? Или что-то доказывать?
Публикация «Консультация для педагогов „В начале всего лежит удивление“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Давайте попробуем вспомнить себя в юности. Жизнь неслась! Мы не успевали замечать её бега и только старались не отстать. Потом, с течением этого самого времени, что-то неуловимо менялось в её скорости. Что? Темп, окраска, характер бега? Да, наверное… Потому что у нас появлялись новые заботы, дела, ответственность… Ну, а потом, когда мы перешагивали ещё один порог и смотрели на работающих с их диким темпом жизни уже со стороны, появлялась и удивляла собой другая мысль – а куда, и зачем все бегут? И главное – я тоже так бежала? Зачем? Какой в этом смысл? Хотелось остановить кого-нибудь и спросить: вы что-то увидели или узнали новое? Куда вы бежите? Ответ, скорее всего, последовал бы удивлённый и однозначный: на работу, за ребёнком, за покупками, повидаться с родителями и т. д. и тому подобное… А давайте сформулируем вопрос несколько иначе. К примеру, так: а что вас, дорогие сограждане, сегодня удивило? Чему вы удивились и обрадовались, проснувшись на пороге нового дня? Уверена, многие встанут в ступор от такого вопроса. Слишком неожиданно он прозвучит, хотя ничего крамольного или сложного в нём нет. Согласны? Просто мы разучились удивляться. У нас нет на это времени. К сожалению…
Не удивление ли? Такое знакомство!
Фото мужа, О. Попова, печатается с его согласия
А ведь, если задуматься, удивление в основе всех жизненных процессов. Удивление заставляет ставить перед собой вопросы. Вопросы требуют ответов, ответы надо искать, занимаясь исследовательской деятельностью. И это именно то, что лежит в основе прогресса. Если нет момента удивления, нет движения вперёд. А удивления не будет, если мы не найдём времени остановиться и посмотреть, что нас окружает. В одной из своих публикаций я уже ссылалась на паровозик из Ромашкова, который всех предупреждал о том, что можно пропустить весну, не увидев первых ландышей, не услышав первых соловьёв – опоздать на всё лето, и, наконец, не увидев рассвета, можно опоздать на всю жизнь! А ведь серьёзное предупреждение!
Фото мужа, О. Попова. Печатается с его согласия.
А это? Не радость от удивления подарком? А какой побудительный мотив!
И если мы желаем добра нашим детям, нашим воспитанникам, мы должны учить их умению удивляться самым, казалось бы, обыденным, и не только, вещам! Это сделает их неравнодушными, чуткими и внимательными ко всем и ко всему, что их будет сопровождать в жизни! Пусть каждый день наших детей начнётся с маленького удивления. Сначала побудителем к этому должен быть педагог, а со временем, дети сами станут находить и делиться моментами удивления – и это будет полной победой на нашем педагогическом поприще. Не правда ли? Я от души желаю вам этого – научите детей удивляться! И удивляйтесь сами! А для этого отрегулируйте скорость вашей жизни, пусть она подчиняется вам, а не вы - ей! И успехов вам, дорогие коллеги!